Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рентабельность в системе показателей.




По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

В настоящее время предприятия применяют следующую систему показателей рентабельности:

♦ рентабельность производства – отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции);

♦ рентабельность продукции – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

♦ рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам.

Помимо общих показателей рентабельности находят применение и частные (см. табл).

В общем виде показатели рентабельности можно определить, как отношение полученного экономического эффекта(результата, прибыли), к объему использованных для его получения. Для расчета в числителе всегда используется один из четырех показателей прибыли. В знаменателе используются ресурсы(инвестиции, имущество, активы, выручка от продажи товаров и т,д. Как правило в западной практике распространены две группы показателей рентабельности: рентабельность продаж, рентабельность инвестиций.

Как правило показатели рентабельности объединяются в 3 группы:

1.показатели характеризующие доходность капитала и его составляющие.

2.Характеризующая рентабельность затрат.

3.Характеризующие рентабельность продаж.

 

Показатель расчета.

Способ расчета.

Формула расчета.

Показатели рентабельности капитала и его составляющих.

Рентабельность активов( всего имущества), коэффициент экономической рентабельности. Насколько эффективно предприятие использует свои активы.

Показатель прибыли/среднегодовая стоимость имущества.

29,140,50,190/300н +300к
Рентабельность собственного капитала. Характеризует использование собственного капитала, величину прибыли приходящуюся на 1 рубль собственных средств.

Пп либо ЧП/ среднегодовая стоимость собственного капитала.

190/(490н+490к)/2
Рентабельность инвестированного капитала. Характеризует эффективность использования собственного капитала и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств.

Среднегодовая стоимость собственного и заемного капитала.

190(2)/(490н+590н+490к+590к)/2
Рентабельность внеоборотных активов, характеризует эффективности использования иммобилизованных средств предприятия.

п/среднегодовая стоимость внеоб. активов.

190(2)/190(1)

Показатели характеризующие рентабельность затрат.

Рентабельность текущих затрат показывает прибыль на рубль затрат или какова эффективность затрат на производство и реализацию продукции.

Прибыль от продаж/общая сумма затрат по производству и реализации продукции. 0.50(2)/сумма 020+030+040(2)

Рентабельность производственных затрат. Маржинальная рентабельность. Характеризует эффективность затрат связанных с производством.

 

Валовая прибыль/производственная себестоимость продукции. 029(2)/020

Коэффициент обслуживания долга. Какая часть прибыли используется для выплаты долга включая процентные платежи.

Прибыль до налогообложения/совокупная задолженность перед кредиторами + проценты по кредитам и займам. 140(2)/ ср. знач(590+610)

Показатель характеризующий рентабельность выручки от продаж. Коэффициент коммерческой рентабельности.

ROS= прибыль от продаж(чистая прибыль)/выручка от продаж.  
       

Расчет показателей рентабельности выполняется факторным анализом.                                               

В финансовом менеджменте для определения рентабельности часто прибегают и к помощи многофакторных моделей. Например, к так называемой формуле Дюпона, которая определяет зависимость между рентабельностью активов, рентабельностью продукции и оборачиваемостью активов.

Повышение рентабельности возможно за счет:

♦ реструктуризации предприятий;

♦ усовершенствования финансового менеджмента;

♦ снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращение затрат на обслуживание и управление производством т. д.);

♦ увеличения объемов производства и реализации продукции;

♦ подъема эффективности использования производственных ресурсов;

♦ улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...