Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знакомство участников с целями тренинга, повторение правил групповой работы.




Повторение правил групповой работы:

· здесь и сейчас;

· добровольное участие;

· открытое общение;

· активность;

· сохранение информации в пределах группы.

       2. Вступительное слово.Дорогие наши мамочки, мы здесь, с вами, неслучайно. Набрав силы, опыта, знаний, мудрости, мы хотим, чтобы вы, смогли снова получать удовольствие от общения со своими детками. Как когда-то, когда ваш малыш еще лежал в пеленках и беззубо вам улыбался, чтобы вы вспомнили о том, что у вас есть силы, о которых вы не догадывается, силы, которые не просто дают возможность выживать, а помогают стать счастливой мамой.

  1. Снятие мышечных зажимов

Упражнение 1. «Зарядка счастливой мамы»

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- работа тянет нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

- но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

- наша заботы бесконечны (круговые движения бедрами в форме восьмерки);

- мужья давят с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);

- но мы, родители детского сада «Алые паруса», знаем, что, опираясь друг на друга, мы можем немного расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).

Упражнение 2. Поймай поросенка

       Все участники встают лицом в круг. Предлагается представить, что по кругу бегает маленький, розовенький поросеночек, который все время хрюкает. Задача играющих – поймать поросенка. А делают они это следующим образом: по команде звук «хрю» передается по кругу от одного участника к другому, при этом засекается время на секундомере. Игра проводится несколько раз, с каждым разом увеличивается темп прохождения звука «хрю» по кругу.

Упражнение 3. Молекулы.

       - Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

4.Осознание жизненных приоритетов.

Упражнение 1. «Распредели по порядку»

Цель: донести до родителей важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Участникам тренинга предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

 — дети

 — работа

 — муж (жена)

 — Я

 — друзья, родственники

 Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

 2. Муж (жена)

 3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем педагогам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Самопознание. Работа с домиками.

Поиск энергетического ресурса

Упражнение 1. «Копилка радости».

           Одним из распространенных стереотипов является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Для этого каждому родителю предлагается составить свою «Копилку радости».

1. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 повседневных дел, которые доставляют им радость. По окончанию прочесть список и добавить к нему еще 10 пунктов. Таким образом довести список до 40-50 дел.

2. После этого родители оформляют «Копилки» с помощью рисунков:

 Затем объяснить родителям, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

3. Заключение договора со своим внутренним «Я», в котором педагог берет на себя обязательства радоваться n-е количество раз в день.

Релаксация

Видео релаксация «Распускающийся бутон розы».

       Роза, без сомнения, истинная королева красоты среди цветов. Распускающаяся роза подобно человеку, готовому к постоянному развитию, открытому к встречам со всем новым неизведанным и интересным. Психологи уверены: заглянув в раскрывающейся розовый бутон мы имеем возможность увидеть там много увлекательного неожиданного, получить ответы на важные вопросы и, возможно, даже обнаружить в самой сердцевине цветка саму себя…Главное включить фантазию.

       Это упражнение – медитация, с помощью которого можно открыть в себе внутренние резервы для более гармоничной жизни.

       Сядьте поудобнее, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Одним словом расслабьтесь. Внимание на экран (демонстрация распускающегося бутона с релаксационной музыкой).

Приложение 2

Приложение 2

Ролевая игра «МОЯ СЕМЬЯ»

Социальный тренинг малых групп

Разработала: педагог-психолог Е. В. РАССКАЗОВА

Пояснительная записка

В наши дни, когда институт семьи переживает серьезнейший кризис, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.

Традиции семьи и функциональные роли в семье в наши дни размыты. Гендерное воспитание детей в стране плачевное.

Девочек воспитывают самостоятельными амазонками самостоятельные мамы, которые тянут на себе весь непосильный груз ответственности за семью, но ведь без уважения и делегирования ответственности невозможно воспитать из мальчика мужчину, получить из жениха заботливого и ответственного мужа, главу семьи. В неполной семье, особенно, если отец отстранен или самоустраняется от воспитания ребенка, очень трудно "не наломать дров" в воспитании ребенка, вырастить уверенную в себе, в своей женской привлекательности девочку или самостоятельного и самодостаточного, умеющего принимать решения и брать на себя ответственность, мальчика. К тому же дети из неполных семей не получают паттерна взаимодействия мужа и жены в семье, примеров умения договариваться и ладить друг с другом, заботиться друг о друге - и о маме, ведь бережному отношению к маме учит только мужчина рядом с ней - муж, а также её дед, отец, брат...

Без осознания роли женщины и мужчины в семье невозможно сформировать гармоничную семью.

Дети в семье не всегда получают позитивный вектор социальной ориентации и позитивный паттерн родительских и детско-родительских отношений.

Порой родители и сами не осознают значимость многопоколенной семьи, ролевые функции членов семьи, ценность взаимного уважения всех членов семьи, от детей до старшего поколения, не осознают того, что минимум трое детей в семье могут гарантировать сохранность генофонда, воспроизводство рода.

А если ребенок вырос в интернате или детском доме, ему потом крайне трудно (обычно - невозможно) создать и сохранить семью, поскольку он вообще не понимает порядка взаимоотношений в семье, ролевых функций, прав и обязанностей членов семьи.

Читать морали и лекции детям и подросткам – дело неблагодарное и малоэффективное. А вот в процессе игры, в азартном командном соревновании двух «условных семей» познакомить ребят с функциональными ролями членов семьи получается легко и ненавязчиво.

На региональном конкурсе профессионального мастерства психологам была поставлена нереальная задача: провести ТРЕНИНГ ЗА 10 МИНУТ!!!

Поэтому минимальная длительность тренинга рассчитана на 10 минут, и я в неё уложилась (кстати - стала абсолютным победителем по всем 4-м этапам конкурса). Игра проводилась с группой подростков 12-14 лет (10 чел) из социальной гостиницы, совершенно незнакомые мне ребята из социально неблагополучных семей. Поэтому я позаботилась, чтобы призы в игре были реальными и вкусными – не фишки-значки-записочки, а фрукты – апельсины и бананы. Поскольку регламент был жестким, с замиранием сердца ожидала «ваше время истекло» от жюри. Но… жюри превратилось в болельщиков и азартно подсказывало ответы ребятам, а ребята играли с воодушевлением и затем не хотели «выходить из ролей», снимать атрибутику – нам было мало, не наигрались…

В дальнейшем проводила игру неоднократно в диапазоне возрастов от 8 лет до… совершенно взрослых людей, в частности – в период работы психологом в детском летнем лагере. Но призы всегда были реальными – карамельки, сушки и др., ведь они были - в ПРОДУКТОВУЮ КОРЗИНУ семьи! В одной из игр был реальный набор продуктов для борща (овощей). В принципе, можно использовать игрушки и муляжи - но "продуктовые", "съедобные", фрукты-овощи и др. Но приз-таки должен быть реальным, хотя бы связка сушек или пакетик леденцов.

В зависимости от состава, возраста и менталитета участников тренинга проводить тренинг можно от 30 до 60 минут. Если число участников более 10, то подключаются роли младших братьев-сестер, дедушки-бабушки другого родителя (кстати, в процессе ролевой игры всегда выясняем, чьими родителями, папы или мамы, являются в данной семье бабушка и дедушка), собак, кошек и др. членов семьи, чтобы не было зрителей – все участники!

Глубина погружения в тему семьи определяется психологом в зависимости от состава и менталитета тренинговой группы.

Для ребят младшего школьного возраста 8-10 лет социальный тренинг - просто веселая игра, в процессе которой акцентируются значимость каждого члена семьи, роль семьи в жизни человека и значимость атмосферы любви и взаимоуважения в семье.

Для подростков и молодежи на тренинге возможно проработать порядки любви в семье, важность взаимосвязи поколений и взаимного уважения старших и младших в семье, влияние паттернов родительского поведения, «семейного мифа» и семейного воспитания на выбор партнера и формирование семьи в будущем.

Можно дать информацию об индивидуальности людей (темперамент, характер, способности, типология), дать возможность осознать, что будущий партнер по жизни может оказаться совершенно не таким, как ожидалось, из другого «семейного мифа», что для создания собственной семьи молодым важно уметь выстраивать взаимоотношения и договариваться. Мотивировать на то, что будущее страны и нации зависит от молодых, от количества детей в их семьях и качества воспитания детей.

Таким образом, задачами данного социального тренинга является установление позитивного взаимодействия в малой группе (тренинговой), осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников тренинга на социально значимые семейные ценности.

Содержание: Приветствие. Вводная часть. Давайте познакомимся: семейная фотография. Роль бабушки: кто быстрее пришьет пуговицу, вечерние сказки. Роль мамы: хранитель семейного очага, кормилица. Роль дедушки: игра с внуком (внучкой). Роль отца: комплименты. Роль ребенка. Гостеприимство: «Накрой сладкий стол». Завершение занятия: что такое семья? Прощание.

Цели и задачи: установление позитивного взаимодействия в малой группе, осознание ролевых функций членов семьи, мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Материальное обеспечение:«семейная фотография» (2); атрибутика ролей (2 комплекта); продуктовая корзина (2); пуговица (2); реквизиты для игры (2); пазлы-натюрморт (2), призы (фрукты, конфеты), звуковой сигнал

План социального тренинга - ролевой игры «Моя семья»

1. Приветствие - Обозначить начало занятия, позитивный настрой участников. Общее рукопожатие, представление психолога

2. Вводная часть - Объяснение правил игры «Моя семья». Беседа, разбивка на 2 команды

3. Давайте познакомимся - Выявление ролей участников. «Семейная фотография». Ролевая атрибутика

4. Роль бабушки - Выявление роли бабушки в семье. Вопросы-ответы, «пришей пуговицу», вечерние сказки

5. Роль мамы - Выявление роли мамы. Вопросы-ответы, бульоны и супы

6. Роль дедушки - Выявление роли дедушки. Игра с внуком (внучкой)

7. Роль отца - Выявление роли папы. Вопросы-ответы, комплименты маме (жене)

8. Роль ребенка - Выявление роли ребенка. Вопросы-ответы, семь Я

9. Гостеприимство - Взаимодействие участников тренинга. Накрой стол (пазлы), пригласи гостей

10. Завершение занятия

Подведение итогов, позитивное прощание

Продуктовая корзина, призы, прощание










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...