Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Феномен копинг-поведения в психологической науке




Информационная лекция

Тема: «Взаимосвязь копинг-стратегий и жизнестойкости молодых матерей»

 

Цели:

1. изучить особенности копинг-поведения и жизнестойкость молодых матерей.

2. Способствовать формированию навыков совладания с трудными жизненными ситуациями через проигрывание и анализ ситуаций и конструктивное взаимодействие.

Обучающие:

· Знакомство с понятием «копинг-стратегии»

· Знакомство с понятием «жизнестойкость»

· Формирование жизнестойкости и совладение с трудными жизненными ситуациями

· Обучение молодых матерей адекватному восприятию жизненных трудностей вместо их избегания и отрицания

Развивающие:

· Развитие умения сотрудничать

 

Воспитывающие:

· Воспитание толерантности

Планируемый результат(после цикла занятий по теме) — повышение уровня жизнестойкости молодых матерей и выбора эффективных копинг стратегй.

Компетенции

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 4, ПК 5, ПК 9, ПК 10, ПК 11, ПК 12

План:

ВВЕДЕНИЕ

2. Феномен копинг-поведения в психологической науке

3 Понятие жизнестойкости и структура личности

4.Особенности копинг-поведения и жизнестойкости молодых матерей

5.Рекомендации по повышению жизнестойкости и формированию эффективных копинг стратегий у молодых матерей

Заключение

Перечень основной и дополнительной учебной литературы *

Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды)

 

Этапы лекции.

I. Вводная часть: Сегодня на нашей лекции мы с вами постараемся разобраться с основными понятиями темы такими как «жизнестойкость» и «копинг стратегии»

Узнаем особенности жизнестойкости и копинг- поведения молодых матерей

 

Разработаем рекомендации по повышению жизнестойкости и формированию эффективных копинг стратегий у молодых матерей

 

II. Основная часть:

Актуальность исследования.

Раннее материнство в современной России в условиях экономических и социокультурных изменений является острой проблемой. В стране проявились две противоположные тенденции. Во- первых, несмотря на тенденцию смещения рождений к более старшим возрастам женщин, с каждым годом наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних матерей в социальной структуре общества.

Особенно актуализируется проблема раннего материнства в связи с

постоянно усложняющимися условиями современной жизни, неустойчивостью и непредсказуемостью жизненных процессов, которые предъявляют все более высокие требования к способности личности преодолевать жизненные трудности. В отечественных и в зарубежных исследованиях перечисляются физические, психологические и социальные стрессоры, связанные с переходом к родительству. К ним относят: ограничение свободы, финансовые трудности, переживания по поводу собственной компетентности, беспокойство за здоровье и безопасность ребенка, увеличение повседневных забот, и как следствие – нехватку времени, физическую усталость, и др.

Молодые матери чаще всего находятся в сложном жизненном положении. На них полностью ложится вся ответственность по рождению и воспитанию ребенка, решение многочисленных семейных проблем. Материальное обеспечение семьи забирает у женщины огромную часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства.

 

Как вы думаете, для чего необходимо изучение данной  проблемы?

Если не можем ответить на этот вопрос сейчас, то вернемся к нему в конце занятия.

Феномен копинг-поведения в психологической науке

Понятие «копинг» происходит от анг. «tocope» - справляться, преодолевать. В зарубежной психологии понятие «копинг» первоначально использовалось в психологии стресса и определялось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.

В.А. Бодров пишет: «Понятие «copingbehavior» («совладающее поведение», «поведение по преодолению») используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях» [4]. Действительно, данное понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в стрессовых, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать благополучие человека (В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.В. Шагарова и др.).

Камынина, И.В. в своей научной работе автор выделяет высокую социальную значимость механизмов совладающего поведения личности в экстремальных условиях жизнедеятельности. Авто утверждает, что в экстремальных условиях жизнедеятельности при дефицитарности внешних ресурсов совладания расширение репертуара адаптивных копинг-стратегий личности происходит за счет мобилизации ее внутренних ресурсов, что может привести как к интенсификации процесса ее развития, так и к истощению ее возможностей.  

Т.Л. Крюкова в своем исследовании совладающего поведения определила его как «целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий.

Наиболее знамениты работы Р. Лазаруса. Р. Лазарус определяет его как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые чрезмерно напрягают или превышают ресурсы человека». Р. Лазарусом были предложены и развиты идеи о копинге как процессе. Согласно представлениям автора, «копинг изменяется во времени в соответствии с контекстом ситуации, в которой он реализуется». Р. Лазарус отметил в овладении стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо переоценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения.

Психологическое предназначение копинга, по С.К. Нартовой-Бочавер, состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и  погасить стрессовое действие ситуации. Цель копинга, с точки зрения С.К. Нартовой-Бочавер - это обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья.

С.К. Нартова-Бочавер характеризует копинг следующим образом. Копинг - это «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями». Психологическое предназначение копинга, по С.К. Нартовой-Бочавер, состоит в том, чтобы «как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и т.о. погасить стрессовое действие ситуации». Цель копинга, с точки зрения С.К. Нартовой-Бочавер - это «обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья».

Конкретизируя понятие копинга, И.В. Шагарова пишет следующее. « В широком смысле копинг включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера - попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. От простого приспособления копинг отличают дополнительные условия (внешние - характеризуют саму задачу, внутренние - представляют собой психологические характеристики субъекта)».

Подводя итог, отметим следующее - понятие копинг (совладающего) поведения используется для описания характерных способов поведения в трудных, кризисных ситуациях. И зарубежные, и отечественные исследователи в своих специальных работах отмечают, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие последней, обеспечить и поддержать психическое здоровье человека. Человек как субъект, активно противостоит неблагоприятным воздействиям и обстоятельствам посредством копинг - поведения. Копинг позволяет человеку справиться со стрессом, трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностям и среде способами. Итогом копинг - поведения может стать устранение трудной жизненной ситуации, ее преобразование или адаптация к ее требованиям. Стратегиям совладания можно научиться, возможна целенаправленная выработка навыков конструктивного и эффективного копинг - поведения для психического здоровья личности.

    Следует отметить, что Р. Лазарусом и С. Фолкман был создан опросник способов совладания, и в результате экспериментального исследования с его использованием была получена восьми факторная модель совладания со стрессом.

1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

        

ВопросыОпределение Какие копиг - стратегии в психологии можно выделить?Какие копинг – стратегии можно отнести к эффективным?Какие копинг – стратегии можно отнести к неэффективным? 3. Понятие жизнестойкости и структура личности

Впервые на данный феномен было обращено внимание в 80-х годах XX века, именно тогда было введено понятие “hardiness”, что в переводе с английского языка означало «выносливость», «стойкость», «крепость». Авторами понятия жизнестойкость являются американские психологи Сальвадор Мадди и Сьюзен Кобейс. Они рассматривали “hardiness” как особое интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, позволяющее личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя при этом внутренний баланс и гармонию. “Hardiness”, с точки зрения авторов, облегчало признание человеком своих реальных возможностей и принятие им собственной уязвимости

Жизнестойкость считается одной из важнейших частей человеческого существования. У человека изначально заложена мысль, что его жизнь наполнена смыслом. Он знает, что может справиться со всеми страхами и тревогами и последующее существование складывается в соответствии с этим предположением.

    Многие отечественные и зарубежные исследователи в своих работах по-разному рассматривают данную проблему и, в соответствии с этим, дают разное понимание понятий «жизнестойкости», «жизнеспособности» «устойчивости». Сама идея анализа внутренних сил человека, которая дает ему возможность успешно добиваться поставленных целей в весьма трудных обстоятельствах, всегда была в центре внимания социологов, философов, психологов, представителей различных научных школ.

    В последних исследованиях проблемы жизнестойкости преобладают психологические концепции, основанные на разных подходах: культурно-исторической теории высших психических функций человека (Л.С. Выготский), системно-структурный анализ (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), субъектно-деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский,С.Л. Рубинштейн,) и др.

    Александрова Л.А. считает, что жизнестойкость - это особая интегральная способность, способствующая успешной адаптации личности. Основные её компоненты входят в два блока: блок общих способностей включает в себя базовые личностные установки, интеллект, самосознание, смысл и ответственность; блок специальных способностей, включает навыки взаимодействия с людьми, а также навыки преодоления различных типов сложных ситуаций.

    Аналитическое изучение источников дает возможность говорить о том, что в раскрытии компонентов жизнестойкости как психологического и педагогического феномена нет однозначности. Это явление привлёкло внимание многих российских исследователей, в том числе и именитого отечественного психолога Д.А. Леонтьева. Понятие “hardiness” он перевёл на русский язык как жизнестойкость, что впоследствии придало данному термину особую эмоциональную окраску. Противоположностью устойчивости служит «неустойчивость», то есть непредсказуемость и беспорядочность поведения и настроения, либо, вовсе его опасность для окружающих. Таким образом, понятие «жизнестойкость» включает в себя эмоционально насыщенное слово «жизнь» и психологически актуальное свойство «стойкость».

    Леонтьев Д.А. определяет жизнестойкость как черту, характеризующуюся мерой преодоления личности самой себя. Наиболее близким к понятию жизнестойкости Д.А. Леонтьев относит термин «жизнетворчество», то есть расширение человеком мира, своих жизненных отношений. Основными составляющими жизнестойкости, по его мнению, является убеждённость личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость влияет как на оценку текущей ситуации, так и на дальнейшие действия человека, стимулируя его к заботе о собственном здоровье и психологическом благополучии [19].

    Исследователь Фоминова А. в своей монографии «Жизнестойкость личности» среди ключевых проблем обозначила соотношение близких смысловых контекстов таких понятий, как: жизнеспособность, жизнестойкость, жизнетворчество [29].

ФризенМ.А. отмечает, что жизнестойкость, являясь особым паттерном структуры установок и навыков личности, позволяет превращать изменения в возможности; это катализатор, который позволяет трансформировать негативные впечатления в новые возможности [30].

    Хачатурова М.Р. выделяет, что жизнестойкость - это сложный конструктор, влияние которого может распространяться на многие личностные особенности и аспекты поведения человека. Жизнестойкость выступает в данном случае неким «ресурсом» личности, позволяющим ей справится с трудными жизненными ситуациями [31].

    Чертыков И.Н. жизнестойкость понимал, как способность человека преодолевать заданные жизнью обстоятельства и самого себя, система убеждений; это есть система убеждений, способствующих развитию готовности человека управлять системой повышенной сложности [34].

    Жизнестойкость, по мнению В.Д. Шадрикова, относится к особому (духовному) классу способностей: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность, следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм». Жизнестойкость представляет собой единство природных и нравственных начал [36].

Сальвадоре Мадди установил свою концепцию личности как вариант модели согласованности, в которой выделял важность оптимальной переработки поступающей информации и эмоционального опыта человека.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Жизнестойкость содержит в себя три основных компонента - включенность, контроль, принятие риска.

1. Вовлеченность - стремление проявлять активность, силу и мотивацию при реализации своих целей; стремление к лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни

2. Контроль - стремление лично воздействовать на трудную жизненную ситуацию, уверенность в том, что борьба дает возможность оказывать влияние на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — чуство собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

3. Принятие риска — стремление быть открытым своему жизненному опыту, извлекать уроки из происходящих событий, воспринимать события как вызов. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.

Жизнестойкость влияет на поведение человека в стрессовой ситуации. Жизнестойкость толкает на активные действия. При высоком уровне жизнестойкости человек осознает все с позитивной стороны. События становятся радостными, увлекательными, что определяет вовлеченность. Любая ситуация контролируется и проявляется инициатива, что определяет контроль. Готовность к принятию нового, способность действовать на свой страх и риск. Определяет принятие риска. При низком уровне жизнестойкости человек не получает удовольствие от повседневной деятельности, стабильность и нежелание что – то менять.

Таким образом, значима выраженность всех трех частей элементов жизнестойкости с целью сохранения здоровья, оптимальной работоспособности и активности в стрессовых ситуациях.Жизнестойкость необходимое жизненное качество, которое необходимо развивать.

Вопросы:Определение Какие компоненты включает в себя жизнестойкость?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...