Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности копинг-поведения и жизнестойкости молодых




Матерей

Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватным личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий [19, с. 43]. Выбор совладающего поведения активно действующим субъектом определяется личностными (структурными), динамическими (ситуативными) и регулятивными (социально-психологическими) факторами.

Особенность совладающего поведения женщин определяется тем, что для девушек, имеющих детей, характерны в целом более высокие показатели по всем стилям совладания; у них ярче выражены избегание, эмоционально- ориентированный копинг, социальное отвлечение, включающее поиск социальной поддержки; женщины склонны реагировать на стрессовую ситуацию по типу ≪tend-and-befriend≫ - ≪забота, поддержка и сотрудничество≫

Материнство - сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Материнство не обеспечивается полностью врожденными механизмами: материнское отношение включает в себя биологическое стремление к материнству, преобразованное интериоризованными социальными нормами.

Основываясь на периодизации становления материнства как потребностно-мотивационной сферы личности женщины, прослеживается формирование ролевых компонентов в индивидуальном генезисе этого феномена. Подчеркивается, что только с наступлением беременности и рождением первого ребенка женщиной приобретается социальный статус матери, у нее появляется реальное ролевое поведение, а сформированные ранее компоненты материнства конкретизируются и уточняются во взаимодействии с собственным ребенком. Вводится понятие≪этап принятия роли матери≫ как особый период в генезисе материнской сферы личности женщины. Молодые девушки, становясь матерью, приобретают новое положение в системе социальных связей, статус родителя и принимает себя новую социальную роль. В связи с этим рассматривается структура роли матери, которая включает роли, понимание человеком своей роли, и ролевое поведение.

 В соответствии с классификацией стрессоров К. Олдвин делает вывод о том, что переход к родительству и этап принятия роли матери по уровню стрессогенности одновременно соотносимы с важным жизненным событием, с продолжительным ролевым напряжением и с воздействием накапливающихся ежедневных трудностей. Кроме того, кризис сопровождается сдвигом, качественным преобразованием в системе отношений человека с миром, с людьми и собой. Подчеркивается, что период появления первого ребенка является кризисным не только для самой матери, но и для семьи в целом. В то же время объективная кризисность перехода к родительству и принятия материнской роли может значительно различаться в субъективной оценке стрессогенности этого события. Называются специфические трудности, связанные с появлением ребенка, описанные в ряде зарубежных источников, а также полученные в результате собственного исследования. Результаты наглядно демонстрируют, что на протяжении всего этапа принятия роли матери происходит динамика трудностей, воспринимаемых молодыми матерями в качестве доминантных.

На первых местах постепенно оказываются специфические стрессоры, связанные с ролевыми функциями: в период беременности - волнение за собственное здоровье, которое рассматривается как ролевое (защищающее плод) поведение; в первый год жизни ребенка - младенец как главный объект ролевого поведения, его здоровье, связанные с ним изменения в обычном укладе семейной жизни (взаимоотношения с супругом, родственниками, ограничение свободы). Чем старше становится ребенок, тем чаще упоминаются трудности в его воспитании, во взаимодействии с ним. Копинг- стратегии зависит от уровня жизнестойкости.

В последнее время все шире рассматривается вопрос о том, каким образом складывается способность человека противостоять стрессорам, от чего зависит эта способность. В исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни значит большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно в семье и образовательному процессу.

В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с трудными жизненными ситуациями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии. Старшие в семье, стимулировали детей к тому, чтобы они самостоятельно разрешали трудные проблемы, и лишь в самые тяжелые моменты оказывали им поддержку. При этом создавались условия не только для развития когнитивных способностей, воображения и выработки адекватных суждений, но и для поощрения самостоятельности, инициативности, предприимчивости детей. Кроме того, у них были модели для идентификации - смелые, контролирующие свой жизненный мир люди.

Психологические исследования указывают также на позитивную роль в формировании стрессоустойчивости умения молодых матерей владеть собственным темпераментом и мобилизоваться при трудностях и неудачах, не сдаваться, быть стойким. Есть такой тип личности, избегающий практически преобразовывать опасную ситуацию. У таких молодых матерей плохо развито самосознание, слабая структура представлений о себе, они не отвечают на вызов судьбы. Пугливые, с недостаточно развитыми процессами когнитивного оценивания, такие личности считают себя неспособными контролировать окружающий мир. Они предпочитают уходить от тяжелых ситуаций или покорно их переносить, не пытаясь изменить. Не удивительно, что мировоззрение робких, отстраняющихся от мира людей часто окрашено пессимизмом. Избегая вступать в контакты с людьми, многие из них уходят в мир фантазий. Пожалуй, одна из главных характеристик, которая мешает им успешно жить в реальном мире, - это низкая мотивация достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. К этому типу нестойких, слабых людей относятся, несомненно, люди с приобретенной (выученной) беспомощностью. Свойство беспомощности формируется обычно в раннем детстве, когда ребенок не имеет столь необходимых ему социальной поддержки, участия и одобрения.

 

Вопросы:Определение Какие особенности копинг поведения у молодых матерей?Какие особенности жизнестойкости у молодых матерей?

 

III.Содержание самостоятельной работы:

Разработать рекомендации по повышению жизнестойкости и формированию эффективных копинг стратегий у молодых матерей.

На основании анализа литературы разработаны рекомендации для психологов, социальных педагогов по повышению жизнестойкости и формированию эффективных копинг стратегий у молодых матерей.

1. Тренигни

1.1. Тренинг для родителей "У счастливой мамы - счастливый ребенок" (Приложение 1)

1.2. Социальный тренинг-ролевая игра "Моя семья" (Приложение 2)

2. Физкультура. тренировки должны быть по возможности быстрыми — в районе 15-20 минут. Тренировки не должны быть скучнымии однообразными. Рутины женщинам, которые сидят дома с детьми, хватает и без тренировок. «Упражнения, выполняемые в домашних условиях, являются целесообразным вмешательством в облегчение симптомов подавленного настроения в послеродовом периоде». НоОБЯЗАТЕЛЬНО посоветуйтесь с врачомна предмет вашей готовности к физическим нагрузкам.

3. Психологическое просвещение

4. Творческие занятия, интересное общение:

4.1. Коллаж «Мой Герб» (Приложение 3)

4.2. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (Приложение 4)

4.3. Программа «Защиты от стресса» (Приложение 5)

5. Музыкотерапия;

6. Улыбайтесь. Если чаще улыбаться, то на подсознательном уровне можно вызвать хорошее настроение.

7.  Тематические беседы – лекции.

8. Арт-терапия.

9.  Ролевые игры.

10. Релаксации (Приложение 6)

11. Голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики (приложение 7)

12.  Ароматерапия.

13. «Школа молодой матери» одна из форм работы с родителями.(Приложение 8)

14. Программа «Мама, я и наши друзья» реализуется с октября 2013 года и направлена на решение социально значимой задачи – поддержку беременных и молодых матерей, в т.ч. несовершеннолетних, силами общественных организаций с последующим распространением опыта на другие муниципальные образования Калининградской области.
Достигнуты поставленные цели путем проведенных мероприятий:
— обучены волонтеры и члены НП «Звезда Надежды» в ходе специально организованных семинаров с привлечением специалистов высокого уровня;
— реабилитации молодых мам, в т.ч. формирование адекватной самооценки, навыков эффективного общения, жизненного и профессионального плана. Формирование у молодых мам навыков ухода за детьми, их развития и воспитания;
— формирование навыка и опыта самообеспечения женщин на основе знания собственного потенциала, профессионально важных качеств, развития логического мышления, профессионального адекватного самоопределения;
— обобщение опыта и распространение его на территории муниципальных образований Калининградской области через печатные и электронные СМИ и проведении семинаров – круглых столов с участием представителей государственной власти

 

(Провести упражнение коллаж «Мой герб», проанализировать)

 

 






IV. Заключительная часть

Обобщение полученных знаний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...