Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольные задания и вопросы




1. Каковы основные подходы к определению объекта социологии как науки?

2. Чем обусловлено разнообразие подходов к определению предмета социологии как науки?

3. Как сопрягаются наиболее известные социологические парадигмы и важнейшие теории социальной работы?

4. Каковы основные аргументы в пользу существования относительно самостоятельных теорий социальной работы? Чем они отличаются от близких им психологических и социологических построений?

5. В чем заключается целесообразность использования сопряженного научного знания в области социологии и социальной работы для повышения эффективности исследований проблем социальной защиты?

6. В чем состоит важность сопряжения знаний в области социологии и теории социальной работы для повышения эффективности подготовки и переподготовки социономов?

6. В чем заключается основной смысл сопряжения знаний в области социологии и теории социальной работы для решения практических задач социальной защиты населения?

 
Разрешение автора на интернет-публикацию получено
 

 

Назад Оглавление | Скачать книгу Вперед

 

 

Глава шестая. Взаимосвязь психологии и социальной работы

Современная психология, какнаука о внутреннем мире человека, исследует все его многообразие, среди которого принято различать динамичные и довольно устойчивые психические явления. Первые образуют группу психических процессов (ощущение, восприятие, представление, намять, мышление, речь, воображение), вторые - составляют психические свойства личности - ее направленность, потребностно-мотивационную сферу, индивидные и индивидуальные качества (темперамент, характер, способности и др.). Особую категорию психики составляют психические состояния, обеспечивающие необходимый для деятельности уровень активации. Это довольно широкий спектр психических явлений: ожидания, внимание, готовность, эмоциональность (стрессы, аффекты, фрустрации, беспокойство-тревога и др.).

Психология XX столетия заметно расширила границы своих исследований. Современные психологи интересуются не просто психикой человека, но закономерностями и механизмами ее развития и распада, психологией групп и общества. Согласно современным представлениям, любое психическое явление происходит на разных уровнях мозговой организации: бессознательном (неосознаваемом), подсознательном (частично осознаваемом) и сознательном (полностью осознаваемом). Поэтому не каждый человек может полностью и всегда дать отчет о своей деятельности, ее мотивах [9, 20, 36]. А это имеет принципиально важное значение для социальной работы.

Как отмечает Н. Роуз [24], рождение психологии как самостоятельной дисциплины, ее призвание и судьба неразрывно связаны с возникновением "социального" как особого пространства мышления и реальности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как "общественная деятельность", "благосостояние", "социальная работа", "социальные службы" и т.д. Социальное, особенно в XX в. стало объектом и психологического знания. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления "социального". Именно психология конституировала индивидуальную субъектность и интерсубъектность как потенциальные объекты анализа социальной реальности, которые проявляются в личности, ее отношениях, групповой динамике, личностной экологии, адаптированности, дезадаптации и т.д.

Психология помогает человеку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальную субъектность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы, оказывать помощь нуждающимся не только формально-организационно, но и лич

134

ностно-осознанно, инициативно. В этой связи показательно, что среди различных теоретических школ, существующих в современной психологии, все больше начинают преобладать гуманистические тенденции, в основе которых заложена вера в человека как высшее создание на Земле, в его возможности саморазвития, самосовершенствования [36]. Характерно и то, что формирующиеся парадигмы теории и практики социальной работы, как оказалось, тесно связаны с психологическими парадигмами. Поэтому овладение основными категориями социальной работы предполагает значительную психологическую компетентность обучающихся1.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Многие подходы к социальной работе и ее альтернативные теории, оформляясь и определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Так, психоанализ явился основой диагностической теории социальной работы. Диагностическая теория в свою очередь стала предвестником возникновения индивидуальной психосоциальной работы.

Развитие психологической теории, а также теории социальной работы сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли социальной работы. Это касается, в частности, однозначности толкования основных положений с позиций определенных теоретических конструкций, довольно "жесткой" их интерпретации и идентификации, игнорирования социальных, культурных особенностей клиентов, их чувств, переживаний, отношений, интересов, потребностей и других личностных особенностей.

В психологии это привело к возникновению совершенно иного подхода к работе с людьми, получившего название недирективного, т.е. внутреннего проникновения в психический мир человека, создания условий для его самосовершенствования [25]. Соответствующая тенденция намечена и в теории социальной работы.

Социальные работники, основывающие свою профессиональную деятельность на методах недирективной психологии, помогают споим клиентам в позитивных изменениях личности. При этом большой акцент придается социальным, культурным, региональным факторам. Таким образом, социальная работа в современном психологическом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией и широкое использование психологических процедур.

Как показывает анализ литературных источников по психологии и

1 Психологическая компетентность - комплексное понятие, которое включает осведомленность об основных факторах, законах внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции, лежащих в основе психического здоровья.

135

социальной работе, в формировании теоретических основ последней первое место занимают теории, основанные на психоаналитическом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое направление является "третьей силой" среди множества разнообразных подходов "психологического происхождения" [2|.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...