Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конкурентоспособность продукции: сущность, факторы, методы оценки.
Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через показатель конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности продукции: 1) цена потребления Цп = Цпр + Ип, где Цп — цена потребления; Цпр — цена продажная; Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы. Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. 1. Постоянные затраты, которые осуществл-тся единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия и пр. 2. Переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием; они включают расходы на энергию, сырье и т.п., ремонт и др. По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления. На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Для покупателя цена потребления товара означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность. Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемый товар одинаков по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоставимый вид. Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах. 2) Себестоимость производства товара и уровень его качества. 3) Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены. Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового товара по формуле где КП — комплексный показатель уровня качества товара; КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт — комплексный показатель технического уровня; КПн — комплексный показатель надежности. На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона; Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона. Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкурентоспособным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность одинакова. Наиболее наглядное представление дает относительный показатель конкурентоспособности (ОПк): ОПк=Пк/Пкб Если ОПк >1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации. 4) Сопоставление технических и экономических параметров. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию: Iтп= ,где Ii — индивидуальный индекс i-го технического параметра; аi — вес i-го параметра. Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным. Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) определяется из выражения Iзп=Цпi/Цп0 где Цпi, ЦПo — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца. Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны. Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяется интегральный показатель конкурентоспособности (Ки): Ки=Iтп/Iзп. Данный метод является более предпочтительным по сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации. Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%: g=Р/Р100*100 Групповой показатель объединяет единичные показатели (gj) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем: G = Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) к групповому показателю по экономическим параметрам (G3): I = GT/Gз Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам. В зависимости от типа предприятия принято также выделять ряд конкурентных стратегий. Основные из них следующие. «Силовая» стратегия. Характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров и услуг. Основа - массовое производство продукции среднего уровня качества по невысоким ценам. Такая компания обеспечивает себе большой запас конкурентоспособности. Теневая стратегия. Характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Товары и услуги, производимые этими организациями высокого качества, часто выполняются специально на заказ. Данные организации занимают собственные ниши рынка и не участвуют в прямой конкуренции. Соединяющая стратегия.Рассчитана на учет местных особенностей рынка. Товары и услуги этих организаций среднего качества, но при этом они удовлетворяют индивидуальные запросы потребителей. Гибкость организаций является инструментом конкурентной борьбы. Пионерская стратегия. Эта стратегия конкурентной борьбы связанна с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений. Опережение во внедрении принципиальных нововведений. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально единоличного присутствия на нем |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |