Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конкурентоспособность продукции: сущность, факторы, методы оценки.




Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности.

Методы оценки конкурентоспособности продукции:

 1) цена потребления Цп = Цпр + Ип,  где Цп — цена потребления; Цпр — цена продажная; Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. 1. Постоянные затраты, которые осуществ­л-тся единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия и пр. 2. Переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают расходы на энергию, сырье и т.п., ремонт и др.

По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной.

Для покупателя цена потребления товара означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемый товар одинаков по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах.

2) Себе­стоимость производства товара и уровень его качества.

3) Сопоставление това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены. Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового товара по формуле где КП — комплексный показатель уровня качества товара; КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня; КПт — комплексный показатель технического уровня; КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

 где Пкi, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона; КПi, КПб — комплексный показатель уровня качества сравнивае­мого образца и товара-эталона; Цi, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пкi > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкуренто­способным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность оди­накова.

Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк): ОПк=Пк/Пкб

Если ОПк >1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации.

4) Сопоставление тех­нических и экономических параметров. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию: Iтп=  ,где Ii — индивидуальный индекс i-го технического параметра; аi — вес i-го параметра.

Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения Iзп=Цпi/Цп0 где Цпi, ЦПo — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяет­ся интегральный показатель конкурентоспособности (Ки): Ки=Iтп/Iзп.

Данный метод является более предпочтительным по срав­нению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), при­нимаемого за 100%: g=Р/Р100*100

Групповой показатель объединяет единичные показатели (gj) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определя­емых экспертным путем:

G =

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (GT) к группо­вому показателю по экономическим параметрам (G3): I = GT/Gз

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

В зависимости от типа предприятия принято также выделять ряд конкурентных стратегий. Основные из них следующие.

«Силовая» стратегия. Характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров и услуг. Основа - массовое производство продукции среднего уровня качества по невысоким ценам. Такая компания обеспечивает себе большой запас конкурентоспособности. Теневая стратегия. Характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Товары и услуги, производимые этими организациями высокого качества, часто выполняются специально на заказ. Данные организации занимают собственные ниши рынка и не участвуют в прямой конкуренции.

Соединяющая стратегия.Рассчитана на учет местных особенностей рынка. Товары и услуги этих организаций среднего качества, но при этом они удовлетворяют индивидуальные запросы потребителей. Гибкость организаций является инструментом конкурентной борьбы.

Пионерская стратегия. Эта стратегия конкурентной борьбы связанна с созда­нием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном поиске революционных решений. Опережение во внедрении принципиальных нововведений. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально единоличного присутствия на нем










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...