Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античное фил-е наследие как 1-ая филос. классика челов-ва.




Античность(6 в. до н.э.- 6 в. н.э.)разбита на 2 части: греч и римск., враждебные м/д собой (греч. (язычество, полис), рим. (христ-во, империя). Ф. античности прошла 4 периода: 2 греч., 2 рим. 1) ДРЕВНЕГРЕЧ. Ф. (7 в. до н.э., но по источникам – в 582 г. До н.э., когда стало известно о 7 мудрецах, один из кот., Фалес, провозгл. пр-п «познай самого себя»). Законч-сь ант. Ф. указом древнерим. имп-ра Юстиниана о закрытии всех фил. школ в 529 г.н.э. по причине победы религии и теологии. 1 период древнегреч. Ф. (7-6 вв. до н.э.) – досократовская Ф., ранняя классика, натурФ. Гл. тема- уч-е о бытии, космосе. Гл. проблема - поиск первоначала того, из чего сост. всё: и большой космос, и микрокосмос, поиск метода познания. Гл. полученные ответы: «архэ (первооснова) – это атом» (Демокрит), «Метод – это диал-ка, уч-е о р-ии» (Гераклит), «всё течёт, всё изм-ся». Фалес наз. первоначалом воду как текущее, вечное начало. Его уч-к Анаксимандр счит. Первоначалом апейрон (беспред. первов-во). Уч-к Анасимандра Анаксимен наз. первов-вом воздух, имеющий неопред. формы. Пифагор – число (оно есть Бог и душа). Гераклит - огонь (как внутр. энерг-я всего живого). Школа элеатов предполож., что первоначало – чистое м-е, умопостигаемая реальность. Эмпедокл разв. теорию 4-х стихий (огонь, воздух, вода, земля). Анаксагор – гомеомерия (семена всех вещей). Демокрит делает открытие атома – мельч. ч-ца, из кот. сост. жив. и нежив. S-ты и O-ты. Атомы Демокрита не имеют кач-ва, различ-ся по форме, величине, весу, расположэю, порядку. Атомы нах-ся в хаот. и вечном движении, пребыв. в пустом пространстве, соед-ся и разъед-ся, а в рез-те возн-ют и гибнут миры и вещи. Вселенная – атомы и пустота. 2) ГРЕЧ. КЛАССИКА (5-4 вв. до). Эти 200 лет позвол. назвать греч. Ф. наст. чудом, т.к. были образованы все пр-пы и все понятия Ф, всё её темы, были даны ответы на все вопросы. Гл. тема – познание и истина. Гл. проблема – пробл. истины. Осн. ответ: мир познаваем, истина – цель ж. ч-ка, ч-к – мера всех вещей. Метафизика (Аристотель) – 1-я Ф. Крупнейш. мыслители: Сократ, Платон, Аристотель. СОКРАТ- известен со слов Платона. Произвел переворот,т.к. назвал тему чел-а, счастье чел- главное. Микрокосмос важнее чем макрокосм. Заложил основы Европ рационализма. Подробности метода Сократа: диалог нач с рассматрив-я понятий, застав сомневаться, наход новые факты для решения задач, давал определения. « я знаю, что я ничего не знаю». ПЛАТОН- его творчество обогатило дух культ-у всего челов-ва. Создал в окресностях Афин школу, потом стала академией. Создал 2 типа фил-го мировоззрения: идеализм и матереолизм. Его учения обширны- охватывают и вопросы о природе, чел-е, душе, иск-ве и .. АРИСТОТЕЛЬ(«метафизика»). Основоположник логики, этики, эстетики, систематизатор зн-я. Полагал что все сущ как в понятии – в форме мышления, так и в реальности- материя. В центре его размышлений учение о сущем, как единое, первонач-е, вечное, рассматрив-т 4 его вида: материя(возможность), форма(Действительность), движение, цель. Основал лицей. ЭЛЛИНСКИЙ ПЕРИОД (3до)совпад с распадом импер Александра Македонского. Гл тема : отнош-я чел и космос, тема смысла жизни, счастья (период моральной фил). ЭПИКУР- автор учения о субъективном сущ-е чел. в космосе. В неустойчивом мире каждый должен позаботиться о свое счастье, достичь спокойствия души, терпения. Основоположник гедонизма.Учения его след понимать как призыв к дух-му наслаждению. РИМСК ПЕРИОД (1до-529г) гл тема- абсолютные ценности. По хар-ру Рим фил космополитична, религиозна, мистична.Выяснилось что мир не познаваем, чел не совершенин, все субъективно.Надо приодалеть страсти и приблиз к Богу.


 


Статус ф-ии и осн. решаемые ею проблемы в эпоху Ср-я и Возр-я.

Ф-я Ср – Сакральн. Тип К-ры, имеет временные рамки в 5по15 вв. и 2 этапа развития. Организована принципами: 1.Теоцентризм(Бог в центре Вселенной, вера выше разума) 2.Креационизм (Создание мира Богом) 3.Теодицея (Попытки оправдания Бога за море зла в мире. В несчастьях виновен сам чел-к, т.к. свобода – причина зла.) 4.Символизм (из-за … Ср. Ф – зашифрована, закодирована) 5.Идея Откровения (встреча Бога с чел-ком) 6.Идея спасения души. Патристика(учение отцов церкви) Распостр. на 5-6в. Главн: Августин Блаженный(«Исповедь»). Считает, что 3 св-ва в душе чел-ка позволяет уверовать: - быть, - знать, - хотеть. Те же свойства у божественной троицы. Быть – Бог Отец, знать – Дух Святой, хотеть – Христос. Отстаивает единство веры и разума(«Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь»). Время всегда настоящее. Настоящ. прошлого – воспоминания, настоящего созерцание, будущего – ожидание. Так сказывается языч. прошлое Августина. Схоластика. 7-15вв. Главный Фома Аквинский (13в.). 1.Возможно примерение религии и Ф. , града божьего и земного, веры и разума. Необходимы вера, надежда, любовь. 2. «Всякое сущее (Бог) сост. из сущностей(вещи) и существования. Бог – простое бытие, а сотворенная вещь – бытие сложное и случайное.» 3. Богословие – таинство веры и мир нельзя постичь лишь силой мышления.

В этот период борьба м/д номинализмом и реализмом.(природа общ. понятий.). Номиналисты считают, что универсал. присущи мышлению, а оно дает имена конкретным объектам. Реалисты: универсалии идеальны и отсутствуют в физическом мире (продолжают линию Платона). Ср.Ф. подготовила Ренессанс как возрождение античности. Философия эпохи Возрождения. В эту эпоху – тенденции: - от стабильности общества к буржуазной революциям; - от христианства к протест-му; - от теоцентр-му к антропоц-му; - от мракобесия к науке; Для данной Ф хар-рны 4 состояния: 1) доминирование иск-ва, особенно живописи , возможность через худ. образ излагать Ф понятия. Давинчи, Рафаэль, Микеланжело – сильнейшие философы. 2) Гуманизм – представленный Данте, Петраркой, Монтенем, Роттердамским, Боккачча. Представления о чел-ке-боге и с представлениями о чел-ке как таковом. Тело чел-ка представляется самодостаточным сосудом. 3) НатурФ. Главные: Коперник, Бруно, Галилей, Ньютон. Первые научные открытия, гелиоцентрическая модель вселенной. 4) утопизм. «Город Солнца», Мор 5) Теории централизованного государства. Макиавелли(«Государь») 3 блага: национальная независимость безопасность и конституция 6) Реформация. Лютер, Кальвин и др. Это переворот в христианстве, вызванный протестом против католичества с его иерархией. Возникший протестанизм – за отм. церкви, распространение религии на всю К. В Белоруси эти идеи поддерживали Скорина, Гусовский, Будный.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...