Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Филос. конц-ции антропогенеза. Сущностные и экзистенц-ые хар-ки ч-ка.




Философская антропология в шир. смысле слова – учение о чел-ке, а в узком – течение в зап. (немецкой) филос-и 20-х гг. ХХ в. Основоположник – Макс Шеллер «Положение чел-ка в космосе». Осн-е выводы: Сущность чел-ка выражается: 1. в его духовных хар-ристиках, которые выступают организующим началом в классической триаде «тело-душа-дух», 2. сущность чел-ка целостная, индивидуальная природа всегда выступает в единстве с соц-культурной детерминацией. 3. сущность чел-ка самоценна, значит и уникальна. Сущность личности социальная, а сущность индивидуальности – свободная. Понимание чел-ка предполагает полный отрезок его временного бытия, в том числе до и после вменяемости. Вменяемость – знание законов общ-ва, готовность следования им. Младенчество – период довменяемости. С нач. ХХ века осмысление чел-ка происходит в трех программах: 1.Натуралистическая антропология. Природа чел-ка может быть понята лишь в связи с природой животных, однако высказывается мнение, что чел-к – это «несостоявшееся животное», т.е. такое существо, которое намного слабее по всем 5 органам чувств. Именно эта природная слабость побуждает чел-ка к созданию общ-ва и к-ры, к построению неорганического тела. Именно биологическая недостаточность побуждает чел-ка создавать новые глаза, уши, руки, другие ноги и даже новые мозги. Гомеостаз – равновесие с окружающей средой. 2.Экзистенциально-персоналистическая. Продумана в защиту чел-ка и в пользу его силы, свободы и уникальности. САРТР: «в чел-ке нет природы; он – весь уникальный опыт свободы. Каждый сам себя выбирает, сам себя строит. В этом деле оч. важен язык». Персонализм подчеркивает самобытность каждого. ШЕЛЛЕР: «сущность чел-ка выражается в 3 микрокосмосах, в 3 личных проекциях бытия: микросоциум, микротеос, микрокосмос… Каждый поступок чел-ка витален и духовен, но всегда индивидуальная духовность находится в преимуществе перед общественной. 3.Рационалистическая: сущность чел-ка в его мышлении и разуме. Так объясняют прогресс в науке и к-ре. 4.Соц. стратегия: общественная сущность чел-ка всегда находится в преимуществе перед другими его хар-ристиками. В итоге ясна взаимодополняемость перечисленных подходов и тот факт, что сущность чел-ка многомерна. Ресентимент в стр-ре морали (Шеллер) можно понять только рассмотрев качества: зависть, подозрительность, злобу. Модели антропогенеза 1. Креационистская (от «создание, творение») Чел-к создан Богом. Терапевтически-успокоительная. 2. Эволюционная: гоминиды возникли 5-8 млн. лет назад. Их существенные признаки: прямохождение, изменение руки, увеличение объема голов. мозга. Главной формой адаптации выступил труд. В рез-те его возникла собственность, которая и есть фундамент общ-ва, появилась к-ра как трансляция различных программ деят-ти. Много теория не объясняет: почему придумали мораль и искусство. 3. Игровая: не труд, а игра является главным способом жизни чел-ка. В ходе игры каждый формируется и самовыражается. Хейзинга: homo ludens оказывается в преимуществе перед homo faber. Игра – моделирование жизни. 4. Психоаналитическая. Происхождение чел-ка связано с запретом на кровосмешение, с тотемами и табу, которые вызывали стыд и страх. 5.Семиотическая. Язык как ср-во общения и познания стал причиной возникновения чел-ка. Сущность чел-ка. В классической филос-и сущность была фиксирована триадой тело-душа-дух. Феномен телесности рассматривается через представление о 2 видах тела: есть тело видимое, как объект, который должен быть вписан в стандарты и регламенты, и тело видящее как субъект, как переживаемая каждым данность. При этом образы тела в различных культурах и временах отражали разные приоритеты, а дискредитации образа чел-ка всегда происходили по линии искаженной телесности. В частности, тело часто рассматривалось как источник зла или как вместилище духа. Душа чел-ка олицетворяет его психику и мораль, волю, поступки, эмоции и чувства и считается выражением сердечных движений, нравственным выражением. Дух в сущности чел-ка показывает свободу, всесилие ценности, разу, образованность, является тем организующим началом триады, кот. все собирает, т.е. духовный чел-к обладает следующими хар-ристиками: - трансцендирование=выход за пределы чел бытия. Связано с добром, истиной, красотой и верой. Никто не может прожить в своем узком мире→попытка выйти за грань;; - интенциональность – духовная встреча, понимание. Х-ка веры, любви и др. духовного контакта, субъект-объектная слитность;; - идентичность – понимание самого себя. «Кто есть Я?»;; - направленность – конструктивность/деструктивность. Дух может быть светлым и темным, божественным и дьявольским. Вывод: в данной триаде переплетаются природные, культурные и дух. стороны бытия чел-ка, и, несомненно, самые сложные, высшие начала; дух выстраивает все остальные. Сущность чел-ка целостная и не может быть понята без культурных и соц. установок. Всякий чел-к определяется общ-вом и его экономич. устоями, культурой и, в частности, образованием и профессией; определяется религиозно. Целостность самовыражения показывает соц. адаптацию, соц. мобильность и каналы циркуляции. Сущность чел: 1-духовная, 2-целостная, 3-самоценная (последнее подвергается сомнению в некоторых фил учениях). Э Фромм «Чел-к для себя». Сущность чел расположена м/д его индивид. природой и общественными установками. Чел проявляется в этих отношениях м/д «Я» и к-рой. Он всегда решает это противоречие, ищет гармонию, но конфликт чел-ка и общ-ва неизбежен. Конкретно Ф. делит людей на 2 большие группы: 1)неплодотворные люди, их 95%. Они не в ладу с общ-вом. Они всегда зависимы от внешних источников: денег, власти других людей. Они завистливы, некритичны, предпочитают обществ. мнение, неидентичны. В этой группе отмечены: рецептивные (берущие), эксплуататорские, стяжательские, рыночные. При этом отмечены и позитивные черты: Стяжательскя ориентация= собственническая: «-» жадность, подозрительность, упрямость, заторможенность, педантичность, чувство собственника; «+» практичность, экономичность, осторожность, терпеливость, аккуратность, преданность. 2)плодотворные люди, их 5% - целостные и самодостаточные, независимые от внеш. ценностей. Их жизнь построена на любви, свободе и творч-ве. Они явл-ся источником всех положит-х св-в. При этом находятся в гармонии с общ-вом и достигают полного самовыражения. Т.о. Целостность является целью человеч. бытия, но не фактом. Сущность чел-ка самоценная, т.е. уникальная и свободная. Гл. показатель – внутренняя дух. жизнь. В фил существует неск-ко взглядов на самоценность и индивидуальность. Самые авторитетные – Карнеги и Шостра (оппозиционные). Карнеги создал модель чел-ка-манипулятора, такого, который все держит под контролем, всегда улыбается, любит власть, дипломат и талантлив в общении. У Шостра («Чел-к-манипулятор. Против Карнеги») чел-к актуализатор, т.е. искренний, доверчивый, готовый к совместным действиям, не боящийся ошибиться, часто попадающий в конфликт. При этом самоценным чел вступает как актуализатор, т.к. свобода и тв-во более свойственны такому типу людей. Они естественны и органичны, собственным путем добывают смысл жизни. Т.О. Сущность чел-ка в филос-й антропологии раскрывается в индивид-х проекциях общ-ва, к-ры и духовности.


 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...