Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и стр-ра общ-ого созн-я. Идеология как регулятив обществ-ого р-я.




Общ-е сознание - совок-ть обществ-х идей и теорий, политич. и правовых взглядов, нравственных, религиозных, философских и иных воззрений людей. Обл-ть общ. сознания охватывает также соц. чувства, настроения и нравы, традиции, особенности психологии различных классов и соц. групп, психологич. склад наций и народностей. Если матер-я жизнь общ-ва в своей сущности есть предметно-практическое освоение действит-ти, т.е. материальное производство, то духовная жизнь есть духовное освоение действит-ти. Когда же делается акцент на сам процесс дух. деят-ти с т.зрения ее продуктивности, то речь идет о духовном производстве, в ходе которого создаются дух. ценности. Обществ. сознание обладает относительной самостоятельностью, источником которой является активность чел-ка, его мышления. Сознание не просто копирует действит-ть, а проникает в ее сущность и в известном смысле стремится ее преобразовать. Эта самостоятельность обнаруживается в преемственности духовного развития человечества, в способности идей отставать или опережать развитие обществ. бытия, во взаимосвязи и взаимовлиянии различных форм общественного сознания. ОС имеет сложную стр-ру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте (по содержанию, как отражение действит-ти: движение от действит-ти к сознанию), и в социологическом (в плане соц. обусловленности, места, роли и функций в общественной жизни: движение от сознания к действит-ти). Гносеологический аспект: Обыденное сознание. Возникает как осознание чел-ком природной и обществ. среды, повседневных нужд и потребностей людей. Охватывает преимущественно внешние связи, не раскрывает сущности явлений и неспособно предвидеть отдаленные последствия чел. деят-ти (Эмпирический опыт+знания в обл-ти медицины, фольклора). Теоретич. сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме идей, понятий, законов: теория – это сис-матизированное знание. Социологический аспект выделяет 2 сферы: Обществ. психология. Это массовое сознание, убеждения соц. групп, классов. Во многом сходна с обыденным сознанием, в ее стр-ре находится «коллективное бессознательное».Охватывает 3 группы соц-психологических явлений – психологич. склад определ. соц. общности (привычки, обычаи, традиции), психич. состояние соц. группы (настроения, эмоции), психологические явления, хар-рные для группы (мода). Идеология – сис-ма взглядов и представлений определ. класса, нации или народа. Идеология – необходимый элемент обществ. развития. Она теоретически обоснована и выражает его коренные интересы. Общественная психология охватывает всю совок-ть взглядов людей, которые имеют гомогенный, т.е. нерасчлененный хар-р. Идеология же распадается на отдельные виды – политич. и правовые взгляды, эстетические, религиозные и др воззрения людей. Следует различать идеологию прогрессивную и реакционную. Хар-р идеологии, ее роль зависят от того, чьи интересы она выражает. Во всех случаях идеология ориентирована на соц. практику, в чем находят выражение ее соц. функции. Именно она мобилизует людей на достижение определенных целей, выполняет прогностическую функцию,на основе которой разрабатываются программы действия политич. партий, формируются цели и задачи движения, тактические лозунги, конкретизирующие общие стратегические задачи. Соц. идеалы, ориентированные на будущее дают людям веру, без которой нет должной полезной и успешной деят-ти чел-ка. Если к стр-ре обществ. сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное (совок-ть общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общ-ва) и индивидуальное (отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности) сознание.


 

49. Всеобщие, общие и специфические з-ны соц. р-я. Особ-сти проявл-я соц-х законов.(! з-ны диал-ки).

Развитие соц-философских представлений о законе вообще и законах о-ва в особенности охватывает историч. путь от древнекитайских представлений о дао и логосе Гераклита до идеи Гегеля о закономерности историч. процесса и суждений Смита об экономич. законах, а от них к материалистическому пониманию истории как естественноисторического, закономерного процесса в марксистской теории. Закон общ-ва – это философско-социологическая категория для обозначения существенных, общих, необходимых, устойчивых системных отношений соц. бытия, формирование, функционирование и воспроизводство которых совершается в процессе человеч. деят-ти. Законы о-ва, как и законы природы объективны по своему хар-ру; их качественное отличие в том, что они есть законы человеч. деят-ти и обществ. отношений. Они различаются по степени охвата сфер обществ. жизни (соц. пространство) и степени продолжительности функционирования (соц. время). В связи с этим выделяют 3 основных группы законов. Это всеобщие законы, они охватывают все основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (закон обусловленности способом производства материальной жизни существования и развития общества, закон взаимодействия экономич. базиса и надстройки). Далее, это общие законы – они функционируют в одной или нескольких сферах и на протяжении ряда историч. этапов (закон стоимости, закон соответствия производительных отношений производит. силам и др.). Наконец, это специфические, или частные законы, присущие отдельным сферам жизни общества и действующие в рамках исторически определенной ступени развития общества (закон прибавочной стоимости). Особенности проявления законов. Механизм проявления закона общества включает его объективные требования, их проявления в опред-х интересах общностей людей, функционирование закона посредством соответствующих форм человеч. деят-ти. Схематично это можно представить в следующем виде: У→Т→И→Ф→У1, где У – условия бытия законов, Т – их требования, И – интересы социальные (они включают те из требований, которые прямо или опосредованно входят в соц. среду данной общности людей, выступающей субъектом именно этих интересов. Соц интересы вызывают потоки массовой человеческой деят-ти, посредством которой происходит функционирование закона), Ф – функционирование закона, У1 – изменившиеся условия их последующего действия. Успешная плодотворная реализация объективных требований законов общества не может иметь место вне учета и осуществления определенных видов и форм интересов людей. Определ. интересы общностей людей не должны рассматриваться как нечто внешнее по отношению к законам, а как проявление их соответствующих требований, как связующее звено м/д требованиями и функционированием законов. Чел-к является субъектом деят-ти во всех сферах жизни общ-ва. Однако, если определ. формы материально-производственной, экономич-й, соц-политической деят-ти прямо включаются в механизм действия законов общества, то феномены духовной жизни, например мораль, оказывают на него опосредованное действие. Так, в теснейшем взаимопроникновении с интеллектуальным потенциалом и политич. убеждениями чел-ка неизбежно сказывается оценочно-императивная направленность его морального сознания на выборе объекта познания или практического действия, способа и методов использования объективных закономерностей в данной конкретной ситуации. К тому же моральные стимулы могут стать одним из «пусковых механизмов» для начала деят-ти по реализации вполне определенных требований законов общества.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...