Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и исторические формы науки, её ф-ции в индустриальном и постиндустр-ом общ-ве.




Наука –с-ма соц-но-орг-ой познав-ой д-ти, напр-ой а произв-во нов. знаний.

Наука поним-ся в 3 смыслах: 1) соц. инст-т, возник в 17 в, когда появл-сь сообщ-ва учёных и иссл-е инст-ты. 19 в – наука стала професс. 20 в. на первый план вышла экон. Эфф-сть, различные технологич-е и электронные ср-ва получ-я и пер-чи научн. знаний.2) с-ма знаний, кот. пок-ет 4 блока наук: естеств., точн., технич., гуманичтич. 3) иссл-я д-ть, в кот. важны нормы и правила.

1)ФАКТ 1)синоним понятий истина, событие, рез-т; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки — особого рода предложения, фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются 2 осн. тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность факта (Ф) по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. С т. зр. диалектич. материализма неверно противопоставление Ф. теории, Ф. -- рез-т активного взаимодействия субъекта и объекта. Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную основу Ф.: выделяет изучаемый аспект действит-ти, задаёт язык, на к-ром описываются Ф., детерминирует ср-ва и методы экспериментального исследования. С др. стороны, полученные в рез-те эксперимента Ф. либо подтверждают теорию, либо нет. Т. о., научный Ф., обладая теоретич. нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминируется материальной действит-тью. 4)ТЕОРИЯ (греч. рассматриваю, исследую)— комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления; в более узком и спец. смысле — высшая, самая развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о законом-тях и существ, связях определ. области действит-ти — объекта данной Т. По своему строению Т. представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, к-рую хар-ризуют логич. зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из нек-рой совокупности утверждений и поятий. Теория всегда существенна, объясняет и предвидит тенденции развития. 3)ПРОБЛЕМА (от греч. преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ?, решение к-рого представляет существенный практич. или теоретич. интерес. Весь ход раавития человеч. познания может быть представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к постановке новых П. Жизненный, конструктивный хар-р содержания П. отличает их от «псевдопроблем» — ?ов, обладающих лишь кажущейся значимостью. 2) гипотеза (от греч. основа, предположение), науч. допущение или предположение, истинностное значение к-рого неопределённо. Различают Г. как метод развития науч. знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент науч. теории. Зарождение метода Г. исторически связано с ранними этапами развития антич. математики. Др.-греч. математики применяли дедуктивный мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение Г. Принципиально иной подход к Г. -- Платон, к-рый рассматривал Г. как посылки метода доказ-ва, способного обеспечить абсолютно истинный хар-р вывода. Подобное понимание эвристич. роли Г. было отвергнуто Аристотелем. В антич. науке и естествознании нового времени метод Г. применялся в рамках др. методов науч. познания. Лишь в методологии 17 — нач. 19 вв. в процессе осмысления успехов эмпирич. исследований постепенно стала осознаваться эвристич. роль метода Г. Выдвижение Г. в конечном итоге оказывается необходимым историч. и логич. этапом становления другой, новой, Г. Напр., разработка Планком квантовой Г. опиралась как на выводы, полученные в рамках клас-сич. теории излучения, так и на отрицат. рез-ты проверки его первой Г. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогат. Г. Г. должны обладать свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицирумости(подтверждения) Г.. Свойство фальсифицируемости, ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при к-рых возможно сохранить частичную универсальность утверждения о законах, обеспечивает относительно прерывный хар-р развития науч. знания. Верифицируемость — позволяет установить и проверить её относительно эмпи-рич. содержания. Наибольшую эвристич. ценность представляет собой подтверждение такими фактами и экспериментальными законами, о существовании к-рых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой Г. Так, предложенная Эйнштейн в 1905 квантовая Г. спустя почти десятилетие бы подтверждена экспериментами Милликена.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...