Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пон-е методологии, м-да, мет-ки иссл-я. С-ма методов научного позн-я действ-сти.




Методология –сис-ма принципов и способов построения теор и практич деят-ти, учение об этой системе. Сначала представлена в форме взаимоотношений людей с миром. От теории познания отличается акцентом на методах достижения знания, от социологии –направленностью на организацию знания. Методика –своеобразное сочетание разных методов, используемое для достижения более объективного знания. Метод-: "путь познания, опирающийся на совок-ть ранее полученных общих знаний; "сис-ма регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действит-ти" "особый тип деят-ти, осуществляющий определенную цель, адекватный своему предмету" "форма практического или теоретического освоения действит-ти, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; сис-ма регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деят-ти. Т.о, метод может быть познавательными действиями или нормативным знанием. Научный метод - это сис-ма предписаний, регламентирующих познават. действия. Выделяют следующие основные методы научного познания: непосредственного и опосредованного изучения объектов, качественные и количественные, описательные и объяснительные, содержательные и формальные. Соответственно стадиям научного исследования их делят на методы постановки проблем, сбора информации, ее сис-матизации и теоретической интерпретации, обоснования и доказат-ва полученного решения. Выделяют 3 группы методов: 1Философские методы --системы самых общих принципов, определяющих способ фрагментации и синтеза исследуемой реальности, самый общий способ определения отношения к ней полученного знания. К философским методам относятся диалектика и ее альтернативы, философские версии стр-рализма, феноменология, инструментализм, Это всеобщие методы познания. 2.Общенаучные подходы как методы, используемые во всех сферах научного исследования для решения определенного класса проблем. (качественный, количественный, структурно-системный, кибернетический, информационный, синергетический). 3.Конкретно-научные методы, регламентирующие познавательные действия, операции, процедуры исследователя в той или иной научной дисциплине. Традиционная классификация объединяет по формальным признакам общелогические методы, а по содержательным — методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические методы познания. Сравнение — метод познания, состоящий в сопоставлении предметов, однородных по существенным признакам, Анализ - метод познания, состоящий в мысленном или практическом расчленении целостного предмета на составляющие элементы и их исследовании относительно независимо от целого. Синтез — метод познания, состоящий в мысленном или практическом соединении ранее выделенных элементов в единое целое. Абстрагирование — метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от ряда признаков, свойств и отношений предмета и одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя. Обобщение — м-д познания, состоящий в установлении общих признаков, свойств и отношений предмета. Индукция — м-д познания (способ рассуждения), состоящий в наведении мысли на какой-либо общий вывод (правило, положение) на основе частных посылок. Дедукция — м-д познания (способ рассуждения), сост-й в выведении из общих посылок заключений частного хар-ра. Аналогия — м-д познания , сост-й в констатации сходства предметов в определенных признаках и предпол-и на этом осн-и об их сходстве в др. признаках, в рез-те чего делается вывод о наличии у исследуемого предмета неизв-х ранее признаков. Моделирование - метод исслед-я, состоящий в создании и изучении модели, заменяющей исследуемый объект (оригинал), с последующим переносом полученной информации на оригинал. Методы эмпирического исследования Наблюдение — метод исследования, в основе которого лежит восприятие явлений, опосредованное рациональным знанием, Описание — м-д исслед-я, в основе которого лежит фиксация ср-вами естественного или искусственного языка данных наблюдения. Измерение — м-д исследования, в основе которого лежит сравнение объектов по сходным свойствам ,установление их количественных хар-тик.Эксперимент — м-д исследования, в основе кот. лежит целенаправленное воздействие на объект в заданных контролируемых условиях, опосредованное рациональным (в идеале теор-м) знанием. Методы теор. иссл-я. Мысленный эксперимент – м-д исследования, основ-й на комбинации образов, материальная реализация кот-й невозможна. Идеализация — м-д исследования, состоящий в мысленном конструир-и представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования. Формализация - метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее стр-ру и закономерности протек-х в ней процессов путем операций со знаками. Аксиоматический метод — сп-б построения научной теории, при кот. за ее основу принимаются некот. положения, не требующие специального док-ва, из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических док-в. Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, Метод типологизации — м-д исследования, состоящий в выделении устойчивых общих характ-к, дающих представление о типе. Метод конкретизации — м-д исследования, состоящий в адаптации теор.знания и общих эмпирических зависимостей к объяснению особенностей конкретной ситуации (объекта,процесса, явления).

Восхождение от абстрактного к конкретному – м-д исследования, базирующийся на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, в рез-те чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта. Метод единства исторического и логического - метод исследования, в основе которого лежит общая установка на взаимосвязанное изучение исторической эволюции объекта и построение логически обоснованной системы понятий.


 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...