Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские идеи французского Просвещения




В 18 веке во Франции философия развивалась, пре­жде всего, как философия просвещения. Научные и фило­софские идеи распространялись по всей Франции через статьи, памфлеты, словари и энциклопедии. При этом про­изведения французских просветителей были написаны на понятном для сравнительно широкого круга читателей род­ном французском языке. Они облекались в остроумную, привлекательную форму, были пронизаны верой в неотвра­тимое и скорое торжество разума и свободы.

Ярчайшей фигурой французского Просвещения яв­ляется Ф. Вольтер (1694-1778), который вошел в историю философии как блестящий публицист. Он дважды сидел в Бастилии за едкую сатиру на существующий строй. Его «Философские письма» были сожжены палачом как «про­тивные религии, добрым нравам и уважению властям». «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распростра­нение во всей Европе.

На формирование революционной идеологии Евро­пы огромное влияние оказал Жан Жак Руссо(1712-1778). Его знаменитое произведение «Об общественном договоре, или Принципы политического права» явилось теоретиче­ским обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав. Оно вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. На революционных знаменах был написан тезис из работ Руссо: «Все люди рождаются равными в правах».

Шарль Луи Монтескьё (1689-1755) явился одним из основоположников географического детерминизма. Он счи­тал, что климат, почва и состояние земной поверхности опре­деляют дух народа и характер развития общества. Он разви­вал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во второй половине 18 века просветительское дви­жение приобрело широкий демократический размах. Пере­довые мыслители, ученые и писатели сплотились вокруг издания французской «Энциклопедии, или толкового сло­варя наук, искусств и ремесел».

Главным редактором и организатором издания «Энциклопедии» был Д. Дидро (1713 - 1784). Его активно поддерживали и сотрудничали с ним такие философы-материалисты, как Ж. Ламетри(1709 - 1751), К. Гельвеций(1715 - 177I), П. Гольбах(1723 - 1789). Они создали до­вольно развитую форму материализма, представляя природу единственной реальностью.

Зачинатель французского материализма 18 века Ж. Ламетри в общей форме высказал почти все идеи, кото­рые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизи­рованы Гельвецием, Дидро, Гольбахом. Ж.Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.

Наиболее систематическим пропагандистом фило­софских учений французского материализма стал П.Гольбах. Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась его «Система природы» (1770), посвященная теории материа­лизма. Основу всех процессов природы, по Гольбаху, со­ставляет материя с присущим ей свойством движения.

Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении. Сущ­ность природы заключается в том, чтобы действовать; если мы станем внимательно рассматривать ее части, то увидим, что нет ни одной из них, которая находилась бы в абсолют­ном покое.

Материалистическое понимание природы несовмес­тимо с допущением каких бы то ни было сверхъестествен­ных причин. По убеждению Гольбаха, в природе могут быть лишь естественные причины и действия.

Учение о природе, изложенное в «Системе приро­ды» Гольбаха, получило свое дальнейшее развитие в рабо­тах самого выдающегося представителя французского ма­териализма - Д.Дидро.

Как и другие представители французского материа­лизма, Дидроисходит из положения о вечности и беско­нечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. Дидро внес в материалистическое уче­ние о природе некоторые черты и идеи диалектики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов.

На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания от опыта, от ощущений, преобразующих­ся на более высокой ступени развития в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а дости­жение способности совершенствовать и увеличивать могу­щество человека.

Методами познания Дидро и другие французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Они доказывали, что познавательная ценность разума не уменьшается оттого, что он опирается на данные органов чувств, опыт и наблюдение. Именно на этой основе чело­век может достигнуть высокой степени достоверности знания.

Таким образом, значение французского материализ­ма заключается в том, что он защищал, обосновывал и даль­ше развивал материалистическое миропонимание, боролся против религии и идеализма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 511.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...