Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анаксимен (ок.585 - ок.525 гг. до н.э.).




Характерной чертой древнегреческой философии является то, что она развилась в органической связи с раз­витием естествознания, стремилась к рационалистическому объяснению мира, в центре ее внимания стояли проблемы мироздания, космоса.

Фалес был богатым и родовитым гражданином тор­гового города Милета, расположенного на малоазиатском берегу. Он был человеком разносторонним и по своим интересам, и по занятиям. Он известен и как «мудрый советчик в государст­венных и военных делах» (по свидетельству Плутарха), и как «первый геометр» (по словам Апулея), и как «первый астроном» (по словам Эвдема), и как «первый физик» (по словам Плиния). Его также можно было бы назвать метео­рологом, путешественником, купцом, поэтом, моралистом. У Фалеса много заслуг. Он установил, что год равняется 365 дням. Согласно преданию, предсказал солнечное за­тмение, нашел простой и верный способ измерять высоту египетских пирамид, отвел течение реки в другое русло, чтобы дать войску беспрепятственно двигаться вперед.

Согласно учению Фалеса, первоосновой всего су­ществующего является единое материалистическое начало - вода, все произошло из воды, и все, в конце концов, пре­вращается в воду. Вероятно, исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), он считал, что вода - источник жизни.

Анаксимандр считал первоначалом апейрон - неоп­ределенное «бесконечное» начало, которое порождает вещи и все существующее. Возникающие и просуществовавшие определенное время вещи (и целые миры) в силу движения, и выделения противоположных начал разрушаются, исчезают и снова превращаются в апейрон.

В мире, заключал он, происходит вечный кругово­рот, в процессе которого одно возникает из апейрона, дру­гое исчезает, превращаясь в апейрон.

Аналогичный взгляд на мир развивал Анаксимен, считавший первоосновой всего сущего единое материали­стическое начало - воздух. Согласно его концепции, все вещи возникают из воздуха и представляют собой его мо­дификации («порождения»), образующиеся путем его сгу­щения и разряжения.

Большой вклад в развитие материалистических воззрений внес древнегреческий философ Гераклит (ок. 520-460 гг. до н.э.). Согласно его учению, материальной субстанцией всего сущест­вующего в мире является огонь; все происходит из огня, и все, в конечном счете, превращается в огонь.

Мир, по Гераклиту, никем не создан, но существует вечно. Он писал: «Этот космос один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами потухающими».

Гераклит подчеркивал мысль о непрерывности движения, о противоречии как источнике движения, о воз­можности перехода противоположностей друг в друга. Он высказывал ряд диалектических положений, которые зани­мают особое место в истории развития диалектической мысли:

«На входящих в ту же самую реку набегают все но­вые и новые воды».

«В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем».

«Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется».

«Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в третьем».

 Вершиной развития античного материализма явля­ется философия атомистов. Основателем атомистического материализма считается Левкипп(около 500-440 гг. до н.э). Согласно его учению, мир материален и состоит из атомов (неделимых, то есть абсолютно простых и неразделенных элементарных частиц) и пустоты.

Идеи Левкина глубоко и всесторонне развил Де­мокрит (около 460-370 гг. до н.э.). Главным его произведе­нием явился труд «Великий Диакосмос». Он считал, что основой всего существующего являются атомы.

«Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же - некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом, они производят и все прочие сложные (тела) и наши тела, и их состояния и ощущения».

Из этого фрагмента следует, что атомы неделимы, существуют вечно, бесчисленны, невидимы глазу и пости­гаются поэтому лишь мыслью. Они отличаются друг от друга формой, фигурой, величиной и пребывают в непре­рывном и самопроизвольном движении. Атомы имеют сво­ей противоположностью пустоту. Пустота, по Демокриту, не есть просто ничто. Она беспредельна, не оформлена, не­подвижна, нечто противоположное атомам. Особую цен­ность представляет догадка Демокрита о том, что движение неотделимо от материи, оно вечно и не имеет начала во времени.

Теория познания Демокрита - материалистическая, хотя и была наивной. Он считал, что с поверхности предме­тов отделяются тончайшие истечения - их образы (по-гречески - «идолы»), которые воздействуют на воздух и через него передаются человеку. Так возникают ощущения, дающие «темное знание», знание по «общему мнению». Это знание идет не от самих атомов, а от их сочетаний.

Для постижения атомов и пустоты самих по себе нужно более тонкое средство познания, а именно разум, то есть теоретическое мышление, с помощью которого дости­гается «истинное» знание.

Философия Демокрита оказала громадное влияние на прогресс науки в последующие времена. Его высоко це­нили все поколения философов от Аристотеля до наших дней.

Развивался и идеализм, но до Платона он находился в зачаточном состоянии. К этому философскому течению отно­силось учение пифагорейцев. Главой школы был Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Он и его ученики были выдаю­щимися математиками и выдвигали ряд философских пред­ставлений. Пифагорейцы основу всех явлений усматривали не в объективном мире или его отдельных состояниях, а в числах, которые якобы управляют миром. Космос, вселен­ная есть предопределенная богом гармония чисел. А душа, по их взглядам, вечна и переселяется из одного тела в дру­гое. Сам Пифагор уверял, что он прошел ряд перевоплоще­ний и прожил более двухсот лет, что он слышит «гармонию сфер», имеет общение с богами.

Первым философом, наметившим поворот к цельному идеалистическому учению был Сократ (469-399 гг. до н.э.). Единственной реальностью, заслуживающей рассмотрения и обсуждения, он считал человеческий дух (душу), имеющий к тому же божественную природу. Все внимание он сосре­доточил только на человеке. Его девизом было: «Познай самого себя».

Всеобъемлющую систему объективного идеализма философии античной эпохи впервые создал Платон Афин­ский (427-347 гг. до н.э.). Он был основателем Афинской Академии, то есть школы философов и математиков, в кото­рой учился универсальный, гений античной культуры Ари­стотель - ученик Платона и учитель Александра Македон­ского.

Платон оставил нам значительные сочинения, кото­рые почти все дошли до наших дней. Они написаны в фор­ме, как правило, диалогов и реже - в форме трактатов. Диа­логи Платона обычно связаны с именами тех или иных мыслителей: «Апология Сократа», «Парменид», «Федр», «Критий», «Кратил» и другие. К числу трактатов относятся такие труды, как «Государство» и «Законы».

Платон считал, что действительной реальностью и сущностью мира является не материя, а идея. Под идеями Платон понимал объективно существующую вне и незави­симо от человека идеальную действительность. Идеи обра­зуют особый мир, где каждая идея является смыслом (сущ­ностью) каждой и вообще всех вещей. Отражением этого мира идей, его воспроизведением и осуществлением явля­ется чувственный космос с заключенными в нем природой и обществом.

Мир идей Платона имеет сложную иерархию (пи­рамиду, лестницу). У подножия находятся идеи-прообразы отдельных предметов, а на вершине - идеи истины, добра и красоты. Самой наивысшей идеей является идея блага. Идея блага как бы стягивает все множество идей в некото­рое единство. Единство является целью мира идей. Поэто­му и порядок, господствующий в мире, есть порядок целе­сообразный. Все направляется к благой цели (иначе говоря - к Богу). Бог и есть само благо. Направляя все к благой це­ли, он создает мир по собственному подобию.

Теория познания Платона - идеалистическая и свя­зана с его учением о душе. До того как душа вселилась на землю и приняла телесную оболочку, она будто бы созер­цала истинно сущее бытие. Она сохранила знание о нем даже под гнетом земной жизни. Познавать - это припоми­нать то, что было в вечности. Все стремятся к этому, но, стремясь к сущности, многие обрываются вниз с тропы по­знания и вновь вступают на нее. И так всю жизнь.

Другие, избранные, благодаря громадным усилиям и таланту, доходят до божественных идей (сущностей, ис­тины) и сливаются с богом. Только душа, которая принад­лежит философам, способна пробиться к сущности, к иде­ям. Таким образом, познание сущности мира удел - избран­ных (философов).

Все виды знаний Платон делит на: а) чувственное знание, включающее в себя «веру» и «подобие»; б) интел­лектуальное знание, включающее мышление и рассудок.

Чувственное знание - это низкий вид знания. Из не­го слагается «мнение», то есть недостоверное, темное зна­ние. Интеллектуальное знание существует независимо от чувственного знания, то есть само по себе, и способно да­вать «истинные» знания. Оно приближает нас к сфере бо­жественных сущностей.

В учении Платона развивались некоторые пробле­мы диалектики. Произведения Платона были написаны в форме диалогов, в которых применялся диалектический метод, то есть выяснение истины посредством полемики, столкновения противоположных взглядов. Это имело нема­ловажное значение для последующего развития философ­ского мышления.

Платон знаменит разработкой учения об идеальном государстве. Такое государство должно быть сильным сво­ей политической, экономической и военной организацией, оно должно обеспечивать всех материальными благами и осуществлять руководство всей духовной деятельностью и творчеством людей.

Идеализм Платона был подвергнут критике передо­выми мыслителями того времени и, прежде всего, Аристо­телем.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - один из гениаль­ных мыслителей античного мира. В его творениях фило­софская и естественнонаучная мысль Древней Греции дос­тигла наибольшей высоты. Он разрабатывал вопросы фило­софии, логики, психологии, естествознания, истории, поли­тики, этики, эстетики.

Философские взгляды Аристотеля изложены в ряде произведений, которые можно разделить на несколько групп:

1) логические трактаты, совокупность которых по­лучила название «Органон» (т.е. орудие или ме­тод). Сюда входят «Категории», «Аналитика первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».

2) Трактаты о природе и движении: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе» и др.

3) биологические трактаты: «О душе», «О движе­нии животных» и др.

4) сочинения о «Первой философии», как назвал их Аристотель. Впоследствии эти «сочинения» получили название «Метафизика» (буквально «сочинения», следующие после физики»).

5) социально-политические - главное из них «По­литика».

Учение о форме и материи Аристотеля. В своем философском учении Аристотель призна­вал существование мира объективно (независимо от чело­века). Материю он считал вечной, несотворимой и неунич­тожимой. Но материя, по Аристотелю, - это не мир вещей и явлений, а только его возможность. Материя сама по себе неопределенна, инертна.

Подвижность, жизненность, деятельное начало в материю вносит другая реальная, а именно идеальная ре­альность. Ее он называет формой.

Аристотель указывает на существование множества форм, составляющих определенную иерархию (лестницу). Поднимаясь по лестнице этих форм, он доходит до форм всех форм - бога. Бог, по Аристотелю, - это неподвижный «перводвигатель» мира. Аристотель, в определенной мере, развивал учение объективного идеализма.

У Аристотеля единичная вещь - это своего рода оживление безжизненной материи посредством «формы». Процесс превращения возможности (материи) в действительность (форму данной вещи) причинно обуслов­лен. Учение о причинно-следственных связях называется детерминизмом. Детерминизм Аристотеля включает при­знание различных видов причин.

Каждое явление, по Аристотелю, содержит в себе изначальную внутреннюю цель - энтелехию.Здесь сказы­вается идеалистическое и религиозное истолкование Ари­стотелем природных явлений по образу целеустремленной человеческой деятельности.

Большой заслугой Аристотеля является учение о многообразии форм движения. Он впервые расчленил дви­жения на:

а) движение в общем смысле (возникновение и уничтожение);

б) движение в узком смысле: изменение по качеству (переход из одного состояния в другое); измене­ние по количеству; изменение по положению (пе­ремещение).

Теория познания Аристотеля по тем временам была глубоко материалистична. Источником человеческого по­знания, по Аристотелю, является внешний мир или «вещи» как «единство» материи и формы. Единичные вещи вос­принимаются ощущениями. В ощущениях при этом отра­жается не сама материя, а ее форма. Ощущение выступает в виде отпечатка форм. В этом проявлялась идеалистическая трактовка ощущений как отпечатка форм. Но в целом Ари­стотель развивал материалистический принцип теории по­знания, считал ощущение первоисточником знания.

Аристотель развивает учение о двух видах познания:

а) «диалектическое» познание, которое выступает как об­ласть «мнений».

«Мнения» - это суждения, основанные на опыте; они могут быть различными, противоположными, с различ­ной степенью обоснования и достоверности. Однако «мнения» сами по себе не могут быть, безусловно, дос­товерными и истинными.

б) научное знание - это знание общего, сущностного; это знание может быть абсолютно достоверным и истин­ным. Достигается это знание «непосредственным созер­цанием ума». Этот вид познания Аристотель трактовал не как врожденное свойство человека, а как приобретен­ную возможность в процессе его жизнедеятельности. Человек собирает факты, направляет мысль на эти факты и таким путем вызывает (возбуждает) непосредст­венное созерцание умом высших истин.

Аристотель, с одной стороны, указывает на взаимо­связь чувственных и умственных знаний, а с другой - наде­ляет «созерцание ума» исключительностью в постижении истины, то есть проводит определенную пропасть между чувственным познанием и абстрактным мышлением, не видит их диалектики.

Исключительно велико значение Аристотеля в раз­работке логики как учения о законах и формах правильного мышления (именно поэтому формальную логику называют еще аристотелевской логикой).

Аристотель был представителем рабовладельческого класса (как и его учитель Платон). Он стремился оправдать рабство теоретически. Аристотель считал, что рабы и их хозяева (рабовладельцы) должны быть теми, кем они есть, в силу своей физической организации: рабы предназначены для физического труда, а рабовладельцы способны зани­маться умственным трудом.                       

В то же время Аристотель высказал ряд рациональных (т.е. разумных) идей по проблемам социальной жизни:

а) указал на общественную природу человека («че­ловек - это общественное животное»);

б) высказался против корыстного использования власти и т.д.

Аристотель является величайшим философом ан­тичного мира. Его взгляды оказали огромное влияние на последующее развитие философской и научной мысли. На протяжении многих столетий он являлся непререкаемым авторитетом для многих философов и ученых многих стран мира.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...