Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности философии Древней Индии и Китая
Существенные сведения о развитии философской мысли относятся лишь к концу 2 - началу 1 тысячелетия до н.э. и к последующему времени. Они отражены уже в первых письменных источниках Древней Индии. «Веды»(в переводе означает «священное знание»)- в них собраны молитвы, гимны, обращенные к богам, олицетворяющим силы природы: богу грозы, богу огня и т.д. «Упанишады»(в переводе - «тайное учение»)- онипредставляют комментарии к ведам, составленные жрецами, и содержат догадки о причинах мироздания, тайнахвселенной, раздумья о смысле жизни, причинах многообразия явлений окружающего мира, о месте человека в нем. «Веды» и «Упанишады» отражали духовные основы древнеиндийского общества - религию брахманизма. В 8-7 веках до н.э. в Индии сформировалось материалистическое философское мировоззрение, которое называлось локаята(буквально: взгляды людей, признающих только этот мир - лока),а последователи этого учения назывались локаятиками.Основателем этой школы считается Брихаспати. Брихаспати и его последователи выступали против брахманизма, составителей вед называли шутами и плутами, вскрывали противоречия в их поучениях. Они объясняли природу, исходя из нее самой, отвергали существование каких-либо сверхъестественных сил. Наиболее развитым материалистическим течением в школе локаята была философия ЧАРВАКА (буквально: «ЧАР» - четыре, «ВАК» - слово, т.е. «четыре слова»). Все в мире, считали сторонники философии чарвака, состоит из четырех основных материальных элементов: земли, воды, воздуха, огня.Они отвергают религиозно-идеалистические вымыслы о существовании бога как творца Вселенной. «Нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада», - утверждали чарваки. Учение чарваков имело большое значение в развитии материалистической философии в Древней Индии. Одной из древнейших является и философская культура Китая.Классовое общество в Китае образовалось примерно три тысячи лет тому назад. Духовным оружием господствующих классов была религия, выступавшая с проповедью всемогущества «небесного владыки» и «доказательствами» того, что земной царь - это посланец неба и воплощение божественной мудрости. В 6 веке до н.э. возникла философия конфуцианства. Конфуций (551-479 гг. дон.э.) родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. В 22 года начал обучать и прославился как самый знаменитый философ Китая. В его школе преподавали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу. В 50 лет он начал свою политическую деятельность и он стал высоким сановником в царстве Лу. Однако вследствие интриг вынужден был уйти со службы. В течение 13 лет путешествует по другим китайским государствам, но там он не находит применения своим идеям. В 484 году до н.э. он возвращается в царство Лу, занимается преподаванием. Главным источником сведений о Конфуции является книга «Лунь Юй» («Беседы и суждения»).Она представляет собой записи высказываний и бесед Конфуция, сделанные его учениками и последователями. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии. Он мало уделяет внимания духам и потустороннему миру. «Не ведая еще, что такое жизнь,как можно знать, что такое смерть»? «Неумея служить людям, как можнослужить духам»? - говорил Конфуций. В то же время он считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире. В центре его внимания стоят проблемы человека, его умственный и нравственный облик. Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного мужа не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Такой человек должен обладать особым качеством, которое он называет жень.Это качество проявляетсяв гуманности, человечности, любви к людям, а также в справедливости, верности, искренности и т.д. Главным принципом в отношениях между людьми в семье, обществе является требование: «чего не желаешь себе, того не делай другим». Другое качество, присущее благородному мужу, Конфуций называет СЯО.Оно проявляется в сыновней почтительности, уважении к родителям и к старшим вообще. Конфуций считал СЯО основой ЖЕНЬ и других добродетелей, а также самым эффективным методом управления страной (ибо страна, считал Конфуций, - это большая семья). Конфуций придавал большое значение МУЗЫКЕ как лучшему средству искоренения плохих нравов и обычаев. Конфуций создал также учение о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе - концепция (ЧЖЕН МИН). Основная идея конфуцианского учения - это идея об обязательном, беспрекословном повиновении и подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев китайцам. В этом он видел основу существующего миропорядка. Повиновение нижестоящих вышестоящим, подданных правителям, по Конфуцию, обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, а также нормами права и наказаниями. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили свой отпечаток на все стороны жизни страны, а сам философ стал объектом поклонения, не свободного от элементов религиозного культа. Одним из древнейших философских течений в древнем Китае был также даосизм,основателем которого считают Лао-Цзы (6 в. до н.э.). В центре даосизма - проблема всеединого, невидимогоДАО,своего рода всеобщего закона, основы бытия, а также принципа поведения человека. Даосистом мог быть как материалист, так и идеалист. Все зависело от того, что понимать под ДАО как основой всего существующего: материю или дух. У Лао-Цзыбыло много последователей, значительная часть которых (Ян Чжу - 4 век до н.э.; Сун Цзянь, Инь Вень, Чжуан-Цзы - 4-3 вв. до н.э. и др.) высказывала смелые, прогрессивные для своего времени наивно-материалистические и атеистические мысли. Они, в частности, считали, что мир вещей управляется естественными законами, в основе мира находятся вечно движущиеся частицы «ЦИ» (воздух, эфир). Рождение, жизнь и смерть - это процессы, связанные со скоплением и рассеиванием «ЦИ» по принципам «ДАО». Душа человека тоже материальная и состоит из тончайших частиц «ЦИ». После смерти людей их души образуют в совокупности такое сочетание тончайших «ЦИ», которое и есть то, что называется богами или демонами. В последующем большая часть приверженцев учения Лао-Цзы под ДАО стала понимать «волю богов», был выработан даосский культ, образовалась иерархия жрецов даосизма, торговавших амулетами и искавших мистический «эликсир жизни». С 1 в. до н.э. даосизм превратился в обычную религию. Таким образом, философия впервые в истории человечества возникла в странах Древнего Востока - в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Это было крупным достижением человеческой мысли. С самого начала в философии начали обозначаться и развиваться материалистические и идеалистические взгляды, в которых находили отражение интересы различных общественных сил. Лекция 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ План: 1.Становление античной философии. 2.Основные школы античной философии, их учения о бытии, человеке, обществе.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |