Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие философии в конце 19- начале 20 века украинскими философами




В начале 19 в. в Украине получают распространение философские идеи И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, идет их критическое переосмысление. Положение философии в России (и в Украине, соответственно) в этот период было очень сложным. Царское правительство в 1809 г., а затем в 1850 г. запрещало преподавание философии в вузах, сведя ее к курсам логики. Преподавание велось главным образом лицами духовного звания. В 1806 г. был открыт Харьковский университет, а в 1819 г. вместо Киево-Могилянской академии открыта Киевская духовная академия. В препода­вании философии господствует учение Шеллинга и Воль­фа, то есть объективно-идеалистические идеи. Хотя в пре­подавании философии Т. Осиповского и А. Потебни в Харь­ковском университете утверждается материалистическая позиция. Так, например, А. Потебня отстаивает первичность материи и вторичность сознания, принцип детерминизма, высказывает мысль о роли труда и орудий производства в становлении человека, отстаивает право каждого народа развивать свою культуру и духовные способности.

В конце 19 в. - начале 20 в. процесс развития филосо­фии в Украине наряду с самобытностью не избежал влияния западной философии, увлечения новыми философскими идеями позитивизма, махизма, марксистской философии.

Видным представителем философии объективного идеализма является С.С. Гогоцкий(1813-1889). Он написал произведения по философии И.Канта, Г.Гегеля, а также «Фи­лософский лексикон» (4 тома) - первый труд в России по ис­тории философии. Он утверждает, что «все высшие истины и иконы деятельности, облагораживающие жизнь, доступны только идеализму» («Философский лексикон», т. 2, с. 766).

Наиболее известным представителем украин­ской философии, развивающим позитивистское на­правление, был В.В. Лесевич(1837-1905), а идеи ма­хизма - П.П.Кудрявцев, который в книге «Очерки со­временного эмпиризма» писал, что на смену материа­лизму должен выступить эмпириокритицизм.

Развитие революционно-демократической позиции в философии Украины связано главным образом с имена­ми И.Франко, Л.Украинки, М.Коцюбинского. Например, Л.Украинка перевела «Развитие социализма от утопии к науке», а также ряд статей Ф.Энгельса. Надо отметить, что революционные демократы Украины не восприняли идеи К. Маркса о диктатуре пролетариата. Это были прогрес­сивные люди, борцы за счастье своего народа, за его на­циональное и социальное освобождение.

Материалистическое направление в философии в начале 20 в. и в советский период связано с интерпретацией положений диалектического и исторического материализма. Институт фи­лософии НАН Украины под руководством В.И.Шинкарука разрабатывает актуальные философско-социологические проблемы экологии, человека, мировоззрения.

Лекция 7. МАРКСИСТСКИЙ ЭТАП В ФИЛОСОФИИ

План:

Исторические предпосылки философии марксизма.

           2. Материализм и диалектика марксистской философии.

 

Исторические предпосылки философии марксизма

Классическая немецкая философия была значитель­ным шагом вперед в развитии как диалектики (Гегель), так и материализма (Фейербах). Однако она не была коренным изменением в философии. Такой поворот в философии, объективно назревший в первой половине 19 века, был со­вершен К.Марксом и Ф.Энгельсом, создавшими качествен­но новую философию - диалектический и исторический материализм.

Важнейшим социально-экономическим фактором, обусловившим возникновение марксизма, был выход на историческую арену нового класса - пролетариата, который все настойчивее заявляет о своих правах и целях рядом ре­волюционных выступлений (чартистское движение в Англии революционные выступления рабочих-ткачей во Франции - 1831 г. и в Германии - 1844 г.) В силу ряда ис­торических условий Германия к началу 40-х годов 19 века превратилась в центр мирового революционного движения, что в свою очередь сделало ее родиной научной идеологии пролетариата. Будучи отражением объективных социально-экономических условий, порожденных развитием буржуаз­ных отношений в 19 веке, и научным выражением чаяний рабочего класса, марксизм имел глубокие корни в духовной культуре человечества.

Непосредственными теоретическими источниками марксизма являются: классическая немецкая философия, и прежде всего идеалистическая диалекти­ка Гегеля и антропологический материализм Фейербаха; классическая английская политэкономия А.Смита и Д.Рикардо, а также французский утопический социализм, главным образом учения Сен-Симона и Ш.Фурье.

Философия марксизма имеет и глубокие естествен­нонаучные предпосылки. Особое значение для формирова­ния диалектико-материалистического мировоззрения имели три выдающихся открытия XIX в.: открытие клеточного строения растений и животных; открытие закона сохране­ния и превращения энергии; разработка эволюционной тео­рии Ч.Дарвиным (учение о происхождении биологических видов). Развитие естествознания требовало замены метафи­зического мышления диалектическим.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...