Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия




Родоначальником немецкой классической филосо­фии является Иммануил Кант(1724-1804). Вего творче­ской деятельности различают два периода: первый - «докритический» (1746-1769) и второй - «критический» (1770 -1797).

В первом периоде Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам и выступает как стихийный материалист и диалектик. Наиболее значительным произведением этого периода является его работа «Всеоб­щая естественная история и теория неба» (1755). В ней он сформулировал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы в соответствии с законами Ньютона. В философ­ском плане эта работа положила начало разрушению мета­физического метода и развитию диалектического метода.

Во втором периоде Кант пишет ряд работ, в кото­рых разрабатывает многие философские проблемы. Свою теорию познания он излагает в работе «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783); теорию этики - в «Критике практического разума» (1788); эстетическую тео­рию - в «Критике способности суждения» (1790). Он напи­сал также философско-социологический трактат «О вечном мире» (1795) и ряд других произведений.

Основные усилия в этих работах Кант сосредоточил на критическом анализе познавательных способностей че­ловека. Он задался целью решить вопросы: каковы границы человеческого познания, что является предметом науки, а также обосновать значение морали как автономного закона внутри человека.

Кант исходит из того, что вне человека существует объективный мир, который воздействует на наши органы чувств и вызывает у нас ощущения. Познание человека, по Канту, проходит три ступени: ступень чувственности, сту­пень рассудка и ступень разума.

Наш познавательные способности имеют свои особенности и способности, которые Кант называет априорными(доопытными). Такими способностями являются, в частности, пространство и время. На ступени чувственности и рассудка априорные формы чувственности и априорные формы рассудка накладываются на хаос ощущений, упорядочивают их пространственно и по времени, благодаря чему являения выступают как при­чинно связанные между собой. В результате этого ощуще­ния выступают как наглядные представления, как знания о мире. Но человек познает только явления. Каждое явление выступает как единство, с одной стороны, хаоса ощущений, приходящих из внешнего мира (но они являются второсте­пенными,) с другой стороны - форм и закономерностей, ко­торые вносятся чувственностью и рассудком (они же и яв­ляются главными). Таким образом, Кант, выступает как субъективный идеалист, ибо для него природа, мир - это совокупность явлений, то есть наших представлений, ко­торые формируются под влиянием априорных форм чувст­венности и рассудка.

В то же время И. Кант выступает как агностик, так как утверждает, что мир принципиально не познаваем. Гра­ницы познания Кант ограничивает миром явлений. Для че­ловека недоступны многие проблемы: что такое мир, бес­конечен ли он, сложен ли он или прост, имеет ли он начало и конец. Он называет это «вещью в себе», т.е. то, что не­доступно для познания.

Заслугой И.Канта является то, что он, во-первых, положил начало крушению метафизического метода в фи­лософии и заложил основы диалектического взгляда на мир; во-вторых, поставил перед философией вопрос о сложности и противоречивости процесса познания. Это способствовало дальней­шему развитию философской мысли, философского диа­лектического метода.

Всестороннюю разработку диалектического мето­да осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831) - крупнейший представитель немецкой клас­сической философии, ее центральная фигура.

Гегель - объективный идеалист. Первичным он считает мировой разум (абсолютную идею). Это безлич­ный, оторванный от человека разум. Мировой разум (абсо­лютная идея) существует вечно и находится в процессе са­моразвития, самодвижения и проходит различные стадии, все полнее и полнее раскрывая свое внутреннее содержа­ние. Движение абсолютной идеи, а, следовательно, и всего предметного мира, по Гегелю, начинается в самой себе, за­тем она принимает форму природы, воплощается в челове­ческое общество, развитие духовной культуры которого приводит к состоянию ее в форме абсолютного духа.

Таким образом, круг развития, восходящее движе­ние в философии Гегеля прекращается, и дальнейший про­цесс движения может быть мыслим как простое повторение ступеней пройденного. В этом проявляется противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля.

Заслугой Гегеля является то, что он всесторонне разработал диалектический метод (хотя и на идеалистиче­ской основе); впервые в истории философии сформулиро­вал основные законы диалектики.

Людвиг Фейербах (1804-1872) - был последовательным и глубо­ким материалистом. Его учение оказало силь­ное воздействие на современников, особенно его работа «Сущность христианства». Людвиг Фейербах последова­тельно материалистически решал основной вопрос философии, безоговорочно признавал первичность природы (материи) и вторичность сознания. Человек с его сознани­ем (душой), по Фейербаху, есть продукт развития приро­ды. Кроме природы и человека в реальной действительно­сти ничего нет и быть не может. Фейербах стремился пре­одолеть механицизм 17-18 веков. Он решительно высту­пал против сведения всех форм движения к механическо­му движению. В теории познания Фейербах боролся с аг­ностицизмом и продолжал развивать линию материалисти­ческого сенсуализма. Начальной, исходной ступенью по­знания он считал ощущения. Они выражают объективную связь человека с внешним миром и являются результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Он указывал на неразрывную связь чувственного познания и абстрактного мышления в процессе познания.

Его материализм называют антропологическим. В центре его философии подчеркнуто находился человек как «единственный универсальный и высший предмет филосо­фии». Проблема человека важна для философии, но не огра­ничивается только этим кругом вопросов. Да и в сущности человека Фейербах не разобрался. Он видел в человеке лишь биологическое существо, высшее проявление природы.

Фейербах критиковал христианскую религию, но в то же время воздвигал по существу новую религию, осно­ванную на любви. Он выдвинул утопическую идею пре­кращения любви, как естественного свойства человека, во всеобщий принцип общественных отношений. Это позво­лит сделать всех людей счастливыми, считал он.

Лекция 6. ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ И

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

В УКРАИНЕ

План:

1.Философские традиции в Украине. Учение Г.Сковороды.

2.Развитие философии в конце 19 - начале 20 века украинскими философами.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...