Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия, ее предмет и метод, функции в обществе




Философия отличается от мифологии и религиозно­го мировоззрения тем, что она опирается на разум, интел­лект человека и человечества. Философия является сино­нимом теоретической мысли, т.е. связана с зарождением научных знаний. Она сложилась в 7-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Словом «философия» в Древней Греции обознача­ли всю совокупность имеющихся знаний о мире и человеке.

По мере развития общества, накопления и расшире­ния знаний о мире из единой науки философии выделяются такие самостоятельные науки как математика, астрономия, медицина, география, физика и т.д. Дифференциация наук все более и более ускоряется.

Каждая наука имеет объект и предмет изучения. Объектом изучения философии является весь мир, человек и общество в целом. Предметом философии являются наи­более общие законы развития природы, общества и мыш­ления.

Всякая философия решает также вопрос об отноше­нии мышления к бытию, духа к природе. Эта проблема на­зывается основным вопросом философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, что первично и что вторично: дух или материя? В решении этой стороны основного вопроса философии философы разделились на два основных лагеря - материа­листов и идеалистов.

Материалисты - те философы, которые за первич­ное принимают природу, материю, а сознание считают вто­ричным, производным от материи, особым свойством ма­терии (Фалес, Демокрит, Гераклит).

Идеалисты принимают за первичное дух, сознание; оно торит материю, мир. Существуют две разновидности идеализма - субъективный и объективный идеализм.

Сторонники субъективного идеализма за первичное Принимают сознание индивида (субъекта) (Кант, Беркли).

Объективные идеалисты за первичное принимают обособленное, оторванное от человека сознание, которое существует как абсолютная идея, абсолютный дух, творя­щий природу, мир (Платон, Гегель).

Основной вопрос философии имеет и другую сто­рону: Познаваем ли мир? Можем ли мы в своих чувствах, разуме иметь достоверные знания о мире?

Здесь философы также разделились на два лагеря: те, кто признают познаваемость мирами те, кто отрицают такую возможность полностью или частично. Вторых на­зывают агностиками («а» - не; «гносис» - знание--незнание).

Философия не может обойти такие проблемы, как: находится ли мир в движении, развитии или он пребывает в неизменном состоянии; что является источником развития, движения и где он находится - внутри процессов, явлений или вне их; если мир развивается, то в каком направлении и какова будущность нашей Вселенной, растительного и жи­вотного мира, человеческого общества.

В зависимости от ответов на вопрос о состоянии и развитии мира в философии сложились два метода (подхо­да, взгляда) - диалектики и метафизики.

Философский метод - это способ построения и обоснования философского знания, отражающего окру­жающий человека мир.

Диалектический метод (диалектика) состоит в том, что предметы и вещи окружающего человека мира рассматриваются во взаимосвязи, движении и развитии. Разви­тие понимается как качественное превращение одних явле­ний в другие, как уничтожение отживающего, устаревшего и утверждение нового. Источником развития считается противоречие, то есть борьба противоположностей. Диа­лектический метод признает самодвижение, саморазвитие природы и общества.

Метафизический метод (метафизика) заключается в том, что предметы и явления рассматриваются вне связи друг с другом. А развитие понимается как простое увели­чение или уменьшение готовых качеств. Источник развития видится либо во внешнем столкновении одних предметов с другими, либо таким источником считается сверхъестест­венная сила.

Развитие диалектики и метафизики обусловлено уровнем развития общества и науки.

Между диалектикой и метафизикой шла непрерыв­ная борьба. В этой борьбе диалектика прошла ряд этапов в своем развитии:

1) стихийная диалектика древних (античная диалектика);

2) немецкая идеалистическая диалектика;

3) материалистическая диалектика;

Философия как общественная наука выполняет ряд важных функций.

I. Мировоззренческая функция:

1) дает наиболее общие знания о мире и месте человека в нем;

2) ориентирует человека определенным образом вего жиз­ни и деятельности, помогает вырабатывать активное,, творческое отношение к жизни.

II. Методологическая функция

(methodos -греч. - способ, путь; logos - учение):

1) философия подсказывает наиболее общие методы познания и преобразования действительности человеком;

2) служит методологией для других наук.

III. Гносеологическая функция:I) философия изучает проблемы процесса познания, его Возможности и закономерности, выявляет условия достоверности и истинности знаний.

IV. Воспитательная и образовательная функция: 1)изучение философии расширяет кругозор человека, фор­мирует определенное отношение к миру, повышает об­щую культуру, развивает мышление.

Лекция 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

План:

1. Условия и предпосылки возникновения философии.

2. Особенности философии Древней Индии и Китая.

 

Условия и предпосылки возникновения философии

Философия возникла и сложилась в рабовладельче­ском обществе в период, когда совершался переход от пле­менного строя к государству, в котором различные группы рабовладельцев вели борьбу за экономическое и политиче­ское господство.                             

Это стало возможным в результате развития произ­водительных сил и накопления средств производства в ру­ках немногих. Происходит отделение умственного труда от физического. Появляется наука как более или менее систе­матическое обобщение практического опыта людей.

Философия вначале тесно связана с религией и мифологией как фантастического отражения в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отра­жения, в котором земные силы принимают форму небесных.

Путь философского анализа труден и длителен. О первых шагах его мы узнаем из истории развития филосо­фии рабовладельческих государств Юго-Восточной Азии, в частности, Древней Индии и Древнего Китая.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...