Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЧАСТЬ 4. ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Основное течение современного экономического анализа — мэйнстрим (main stream) — стало результатом критического пересмотра систем политической экономии и корректировки представлений о предмете и методах экономической науки на основе предельныхпонятий, отсюда и термин маржинализм(от англ. и франц. «marginal»). «Русло» мэйнстрима, или неоклассическое направление экономической мысли, определили две «революции» в мышлении учёных-экономистов — маржиналистская(см. главу 16)и кейнсианская(см. главу 21). Возникли главные школы — австрийская(см. главу 16), лозаннская(см. главу 17), англо-американская(см. главу 18)и шведская(см. главу 20). Австрийская школа осталась особняком; три остальные сформировали общий поток неоклассики, с делением предмета на микроэкономику и макроэкономику и опорой на математизированные методы анализа, усовершенствованные благодаря выделению в отдельный «рукав» эконометрических исследований (см. главу 22). Главную роль в «разливе» неоклассики, её систематизации (см. главы 18, 20, 22) и корректировке (см. главы 19, 23), сыграла англо-американскаяшкола. Предметнеоклассической экономической теории автор самого знаменитого учебника по ней П. Самуэльсон (Сэмюэлсон) определил так: «Наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». Из этого сложносоставного определения можно для большей ясности выделить микроэкономический и макроэкономический аспекты предмета. Микроэкономика — это анализ поведения отдельного человека или предприятия с точки зрения соотношения между целями частной выгоды и ограниченными, но допускающими различное применение, ресурсами. Макроэкономика — это анализ государственного вмешательства с точки зрения соотношения между благосостоянием различных групп общества и состоянием (устойчивостью и ростом) народного хозяйства. Методологической особенностью как микро-, так и макроэкономического анализа стало представление экономических проблем как оптимизационных задач, решаемых с помощью предельного анализа. Неоклассическое направление стало «ортодоксией» экономической науки в странах со смешанной экономикой, где осталось место и для «ересей» (см. главу 24). ГЛАВА 16. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ АВСТРИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Главное направление изменений предмета, метода и техники экономического анализа в ХХ веке было задано маржиналистской революцией 70—90-х гг. XIX в. «Маржиналистская революция» — обобщение ретроспективное. Оно стало симбиозом понятия «маржинализм» как специализированного исследовательского подхода, сформировавшего категориальный язык профессионального сообщества экономистов в первой половине ХХ в., и понятия «научная революция», распространившегося среди философов и историков естествознания во второй половине ХХ в. Маржинализм возник как оппозиция трудовой теории ценности и привёл к отказу от противопоставления внутренней ценности (естественной цены, стоимости) и рыночной цены товаров, которое было стержнем классической политэкономии. Самая «забойная» в маржинализме австрийская школа осталась особняком от остальных школ, сформировавших неоклассическое направление, поскольку её последовательный методологический индивидуализм и субъективизм не допускал математизации анализа.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |