Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Радикальные критики капитализма: Р. Оуэн и социалисты-рикардианцы




Р. Оуэн: уникум из Нью-Ланарка.Первые социалистические проекты в Англии были связаны с именами фабриканта-филантропа Роберта Оуэна(1771 — 1858) и ряда общественных деятелей и публицистов, получивших ретроспективное наименование «социалистов-рикардианцев», —Уильяма Томпсона (1785 — 1833), Томаса Годскина (1787 — 1869), Джона Грея (1798 — 1851) и др.        

       Р. Оуэн, сын ремесленника из Уэльса, был одним из самых успешных предпринимателей периода взлёта британской промышленности в её ведущей отрасли — текстильной. Обнаружив в детстве редкие способности (к 7 годам окончил начальную школу), он с 10 лет набирался опыта в бизнесе, а к 20 сделал карьеру менеджера в Манчестере, осуществив прибыльное усовершенствование крупной фабрики её переводом на паровой двигатель. Удачная женитьба на дочери владельца бумагопрядильной фирмы позволила Оуэну получить кредиты в Манчестере для выкупа у тестя предприятий в шотландском городке Нью-Ланарке. Новый хозяин внедрил новые порядки в соответствии с идеями французских просветителей о доверии к доброй природе человека и воспитательном значении среды. Ограничение рабочего дня детей 10 часами (вместо прежних 13), а минимального возраста работающих — 10 годами; устройство школ и первого в Британии сада-яслей (Infant School) для детей рабочих; улучшение быта рабочих выдачей жизненных средств во внутрифирменном магазине; производственная дисциплина с использованием морального стимулирования. В итоге всё это превратило Нью-Ланарк в образцовый рабочий посёлок, а его хозяин, доказавший, что прибыльность предприятия может возрасти при сокращении рабочего дня и заботе о рабочих, снискал общеевропейскую славу.

       Однако Оуэна не прельстила репутация хозяина уникального предприятия. Наблюдая обострение пауперизма в Англии в годы войн с Францией, внедрения паровых станков и кризисов сбыта (1810, 1815, 1818), Оуэн ощутил себя пророком-реформатором.

В годы раскола либерализма (см. гл. 6.7) он выступил с пропагандой национальной организации трудового воспитания (1813), а затем и с программой радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества» (1817). Оуэн предложил проект производственно-потребительских ассоциаций, на территориях примерно по 1200 акров, с комплексом жилых, фабричных, сельскохозяйственных, бытовых, образовательных и игровых зданий, окружённым садами, лугами и пашнями. Составив смету, из которой выходило, что устройство одной ассоциации обойдётся на сумму около 96 тыс. футов стерлингов, но зато создаст прочные условия для жизни 1200 безработных, которые затем смогут прокормить себя сами, Оуэн

представил свой план парламенту и правительству. Наткнувшись на порицание и враждебность со стороны министров, деловых кругов и палаты общин, постановившей тогда ассигновать 1 млн фунтов стерлингов на сооружение новых церквей, Оуэн принялся за пропаганду атеизма и своих идей «нового нравственного мира», в котором не будет частной собственности, классового неравенства и противоположности между умственным и физическим трудом.

Рикардианство и оуэнизм: дистанция и сближение.Среди противников Р. Оуэна оказались и члены кружка утилитаристов И. Бентама, включая Д. Рикардо, который считал Оуэна благожелательным энтузиастом и успешным менеджером, но отказывался верить в перспективы производительного труда без стимула частного интереса. Подчёркивая, что «опыт веков говорит решительно против» Оуэна[35], Рикардо критиковал того и за «Замечания о влиянии фабричной системы» (1815), где указывалось на мотив «любви к накоплению» и на внедрение машин как на причины пауперизма и обесценения труда.

       Однако трудовую теорию ценности самого Рикардо Оуэн стал использовать как аргумент в обосновании в права трудящихся на «справедливую и твёрдо установленную долю». Как практическую реализацию этого права Оуэн предлагал замену денег рабочими квитанциями, на которых указано, сколько часов затрачено на производство того или иного товара. Соединение рикардианской теории труда как единственного мерила ценности с идеями Оуэна (в том числе о «биржах справедливого обмена» по трудовым квитанциям) определило аргументацию социалистов-рикардианцев за право рабочего на полный продукт труда.

Член кружка утилитаристов и приверженец идей французских просветителей У. Томпсон в «Исследовании о принципах распределения богатства применительно к человеческому счастью» (1824), высказался в поддержку предложений Оуэна о вознаграждении работников в рамках коллективного владения предприятием. В развитие рикардианской теории ценности (определение ценности продукта трудом «затрачиваемым в среднем на предмет желания» при средней умелости), Томпсон ввёл понятие «прибавочной ценности» (surplus value) как части годового общественного продукта, присваиваемой владельцами капитала несообразно их вкладу.

Близкие к позиции Томпсона взгляды развивал бывший морской офицер Т. Годскин, журналист и инициатор создания институтов механики в Лондоне и Манчестере для обучения взрослых рабочих. В книгах «Защита труда против притязаний капитала» (1825) и «Народная политическая экономия» (1827) он утверждал, что земельная рента и прибыль являются результатами не «естественного порядка», а права собственности, искусственно установленного в прошлом вследствие государственного вмешательства.

Критика политической экономии социалистами-рикардианцами.Томпсон и Годскин подвергли критике «закон народонаселения» Мальтуса, «теорию рабочего фонда» и формулу трёх факторов производства. Томпсон отмечал корыстный классовый интерес, стоящий за обоснованием бесполезности усилий рабочих по повышению уровня их заработной платы. По его подсчётам, только 3/40 общественного продукта составляют размер возмещения капитала, а законодательное сдерживание заработной платы позволяет владельцам капитала присваивать гораздо больший доход. Годскин считал, что капитал, вклинивающийся между работниками в общественное разделение труда, «есть средство для приобретения власти над трудом», которое нарушает «естественный закон» свободной конкуренции.

Критикуя теорию «производительности капитала» и указывая на противоположность классовых интересов, Томпсон и Годскин в то же время вносили элементы историзма в понимание экономических категорий — особенно категории «производительные силы общества (страны)».

Утопические эксперименты и кооперативное движение. Оуэн начал свою агитацию в расчёте на поддержку власть имущих, предполагая, что внедрение ассоциированных форм производства и быта возможно при различных политических системах. В 1818 г. Оуэн обратился с воззванием к европейским монархам и дипломатам, съехавшимся на Аахенский конгресс великих держав. Нью-Ланарк посетил наследник российского престола, впоследствии император Николай I.

Крушение надежд на правительственное поощрение привело Оуэна к попыткам основания на деньги богатых людей колоний для воплощения ассоциаций. Одна попытка была сделана в Шотландии на деньги фабриканта А. Комба — колония Орбистон близ Глазго (1825). Но она распалась после преждевременной смерти Комба (1827). Другую попытку, но также неудачную, предпринял сам Оуэн на деньги, полученные от продажи Нью-Ланарка, — колония Новая гармония в США (1828 — 1834), в штате Индиана. Эти эксперименты показали, как трудно объединить в «справедливом» общежитии тех, кто привык к разным видам труда (только к умственному либо только к физическому); договориться об уборке помещений и т.п.

Одновременно последователи Оуэна начали в Англии кооперативное движение, к которому примкнули социалисты-рикардианцы Томпсон и Грей. В начале 1830-х гг. число кооперативных обществ стало быстро расти; их представители ежегодно собирались на конгрессы в крупнейших английских городах. Но энергия движения вскоре иссякла. Обнаружились расхождения между Оуэном, отрицавшим политическую борьбу, и Томпсоном, призывавшим рабочих к самоорганизации и к борьбе за всеобщее избирательное право ради захвата политической власти и употребления её на содействие строю производственных кооперативов. Потерпела неудачу затея Оуэна и Грея с организацией в Лондоне «биржи справедливого обмена» с трудовыми квитанциями. Туда стали поступать самые неходовые товары, и пришлось отступить от принципа расценки продуктов по «общественно-необходимому труду». Тем не менее, биржа через 2 года закрылась, дискредитировав оуэнизм и подорвав доверие к кооперативным союзам.

Новая (с 1844 г.) волна кооперативного движения, перенесшая направление самоорганизации английских рабочих на потребительские товарищества, развернулась уже без всякого участия старого Оуэна, хотя за ним и осталась репутация «апостола кооперации».

 

Сен-симонизм: доктрина индустриального общества и планирования

Слово «социализм» было введено в самом начале 1830-х гг. французским писателем, изобретателем и философом Пьером Леру (1797 — 1871), издателем журнала «Глобус», ставшего органом сен-симонистов — последователей французского мыслителя и общественного деятеля, сыгравшего главную роль в формировании стадиальной концепции прогресса, обычно называемой формационной.

А. Сен-Симон: пророк «нового христианства». Клод Анри Рувруа де Сен-Симон (1760 — 1825), урождённый граф де Сен-Симон, был экстравагантной личностью, удостоенной оценок в диапазоне от самой «ослепительной фигуры в истории человеческой мысли» до самой «извращённой натуры» среди утопистов. Этот разброс мнений вполне соответствует мнению самогό Сен-Симона, что «в пантеон гениев обычно попадают те, кто избежал помещения в дом умалишённых». В его и без того незаурядной биографии факты густо перемешаны с вымыслами, обязанными мемуарным «свидетельствам», предназначенным подтверждать миссию Сен-Симона как пророка, призванного указать человечеству новый путь.

       Сен-Симон утверждал, что он якобы:

— в детстве велел лакею будить его словами «вставайте граф, Вас ждут великие дела»;

— в отрочестве воспринял азы наук от самого д’Аламбера, соредактора «Энциклопедии»;

— в юности был за вольнодумство посажен отцом под замόк в зáмке и бежал, нанеся тюремщику удар ножом в мягкое место;

— во цвете лет, сидя в тюрьме уже во время якобинского революционного террора, увидел во сне своего отдалённого предка Карла Великого, вдохновившего потомка на интеллектуальные подвиги;

— в середине жизни отправился в имение мадам де Сталь предложить ей брачный союз, встретил любезный приём, но твёрдый отказ.

Было ли это всё так на самом деле, историки сомневаются[36], но Сен-Симон действительно активно участвовал в Американской (орден Цинцинната и звание полковника) и Французской революциях, а его первой книгой стали «Письма женевского обитателя к современникам» (1802). Она была результатом научных занятий, на которые Сен-Симон употребил всю оставшуюся часть миллионного состояния, сколоченного на спекуляциях недвижимостью во время революции (бóльшую часть украл компаньон). Он сделал вывод, что недостаточность всей философии Просвещения состоит в её критическом характере, а наука нового века должна стать позитивной и связанной общими идеями, и проложить путь для всего человечества новый путь.

Сен-Симон возлагал надежды на Бонапарта; реально во времена наполеоновской империи он какое-то время был приживальщиком в доме бывшего слуги и выпрашивал деньги у влиятельных лиц, которым отсылал свои работы, пока главный управляющий Французским банком не назначил пенсию для странного человека, способного привлекать оригинальностью своих идей.

Два первых и ближайших ученика Сен-Симона со скандалом порвали с ним, что не помешало им прославиться в науке, развив почёрпнутые у старика идеи; это были историк О. Тьерри и родоначальник социологии О. Конт. Впрочем, они помогли Сен-Симону выпустить сборники «Индустрия» (1817 — 1818) и «Организатор» (1819 — 1820), где была развернута идея познания законосообразности исторического процесса и превращения политики в позитивную науку об организации индустриальной системы.

Первыми сен-симонистами объявили себя математик О. Родриг и служивший под его началом в ипотечной кассе Парижа инженер П. Анфантен, участник тайного общества карбонариев. Издав уже после смерти учителя его последнюю книгу «Новое христианство» (1825), они обратили в новую веру карбонария С.-А. Базара.

«Золотой век впереди»: индустриальное общество как результат законосообразности исторического процесса.Сен-Симон предложил новые критерии для определения поступательных стадий развития общества:

1) смягчение эксплуатации человека человеком (от франц. exploitation — «извлечение выгоды из»);

2) прогресс знания от фетишизма и религий многобожия через религии единобожия и метафизику к позитивнойнауке;

3) смена классов-лидеров в обществе путём политических и научных революций.

Сен-Симон считал, что крепостному состоянию прикреплённых к земле работников соответствовало лидерство духовенства и феодальной знати (военно-теократическое общество), которое на европейском Западе в результате многовекового процесса сменилось — но ещё не окончательно — лидерством «индустриалов». Класс «индустриалов» Сен-Симон трактовал довольно расплывчато, включая в него не только промышленных фабрикантов, инженеров и ремесленников, но также банкиров, негоциантов, моряков, врачей, деятелей науки и искусства.

В последние годы жизни, однако, Сен-Симон выделил из класса «индустриалов» рабочих, лишенных собственности, и заново определил свою миссию: внушить учёным и руководителям промышленных работ, «что их интересы по существу совпадают с интересами народных масс», «что они примыкают к классу трудящихся, являясь в то же время его естественными вождями». Это направление мыслей Сен-Симона было систематизировано его учениками в доктрине сен-симонизма.

«Изложение учения Сен-Симона» — первый набросок доктрины планового хозяйства.Сент-Аман Базар(1791 — 1832) и Проспер Анфантен(1796 — 1864) возглавили сен-симонизм как школу и составили «Изложение учения Сен-Симона» (1828—1829). Ключевыми идеями сен-симонистов были следующие.

1. Исторический прогресс есть убывание антагонизма и возрастание ассоциации. Частная собственность является пережитком феодального строя и препятствием для лучшего распределения орудий производства сообразно потребностям местностей и отраслей и использования наиболее умелыми руками, поскольку случайность рождения часто допускает, что «лучшая часть продукта и первая прибыль идёт в пользу неспособного или ленивого». Передача права наследования «государству, превращённому в ассоциацию трудящихся» должна обеспечить «право способности» — возможность каждому проявить себя в деле, наиболее соответствующем его способностям и вознаграждение по трудовым заслугам. «Человек эксплуатировал до сих пор человека. Господа, рабы; патриции, плебеи; сеньоры, крепостные; собственники, арендаторы; праздные, трудящиеся — вот прогрессивная история человечества до нашего времени. Всемирная ассоциация — вот наше будущее. Каждому по его способностям, каждой способности по её делам —вот новое право, которое заменит собой право завоевания и право рождения».

2. Самодовление частного интереса в промышленности, эгоизм, принцип laissez faire обусловили анархию производства, которая ведёт к нарушению равновесия между производством и потреблением, катастрофическим кризисам, срыву лучших проектов. Её можно сравнить с варварской военной анархией, которой положила конец система вассалитета — иерархии земельных собственников. Так и индустриальная система требует преобразования в организацию с элементами иерархии, согласующую средства производства и нужды потребления.

3. Зародышем такой организации является кредит. Благодаря посредничеству банкиров у промышленников есть возможность более дешёвого приобретения необходимых средств производства. Отражая злободневные экономические проблемы Франции, сен-симонисты отмечали, что от внимания банкиров ускользает самая важная часть производства — сельскохозяйственная, а также горнодобывающие отрасли. Эту ситуацию можно поправить, если преобразовать кредит в направлении большей связи способностей с капиталами, включая обнаружение и поддержку «бедных изобретателей». Роль основного звена сен-симонисты отводили «командитарным» ассоциациям, которые передавали бы средства, составленные из взносов крупных капиталистов-пайщиков, в распоряжение способнейших учёных и промышленников — для вложения в проекты, выходящие за рамки частного интереса (мелиорация, добыча угля и руды, сооружение каналов, дорог и мостов).

4. Создание общей системы банков с трехуровневой иерархией (центральный, территориальные и специализированные отраслевые банки) сен-симонисты рассматривали как предпосылку для планового комбинирования полезных работ и решения задач более точной классификации работников, рационального распределения орудий производства, правильной оценки сделанного, справедливого вознаграждения труда.

5. Сен-симонисты указывали на классовые противоречия и говорили о «наёмном рабстве», но подчёркивали, что их путь — не путь Спартака, а путь христианства, завоевавшего власть мирным путём.

После революции 1830 г. во Франции сен-симонисты сделали попытку реализовать свою доктрину защиты интересов рабочего класса организацией потребительских коммун и кооперативных мастерских, но потерпели неудачу. Вскоре после этого Анфантен провозгласил себя «верховным отцом» сен-симонизма как новой религии и спровоцировал раскол школы выпячиванием на первый план культовой стороны учения и такой трактовкой брачно-интимных отношений, которая привела к аресту и осуждению самого Анфантена за безнравственность. После года тюрьмы он направился в Египет, где разработал проект Суэцкого канала и основал новую сен-симонистскую общину. Однако она просуществовала лишь два года, пока паша Мохаммед Али не прогнал Анфантена из страны за отказ принять ислам и поступить к паше на государственную службу.

Через много лет (1862 — 1867) сен-симонизм «засветился» в проекте создания во Франции централизованной системы удешлённого кредита. Бывшие сен-симонисты братья Перейра реализовали идею «ассоциации» капиталов для долгосрочных промышленных проектов распространением акций банка «Креди Мобилье» среди массы мелких пайщиков. Банк лопнул через 5 лет, но сыграл стимулирующую роль в железнодорожном строительстве во Франции и для дальнейшего общеевропейского опыта банковского регулярного кредита для промышленных капиталовложений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...