Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧАСТЬ 5. ЛЕКЦИИ ПО ПРАКТИКЕ ПРИБЕЖИЩА




 

Эти комментарии к предварительной практике Прибежища геше Тинлей дал узкому кругу учеников в Харькове 22-24 июля 2003 года. Лекции были организованы общиной «Майтрейя», основанной в Харькове с благословения геше Тинлея.

 

Лекция первая

 

Я рад нашей сегодняшней встрече, и меня очень радует, что вы заинтересованы в выполнении буддийской практики. Но заниматься одной практикой, не понимая учение, — неверно. Такой же ошибкой было бы приобретение одних интеллектуальных знаний, не применяя их на практике. Итак, практику нужно совмещать с изучением теории, философии. Чем лучше вы будете понимать учение, тем качественнее станет ваша практика.

Что такое буддийская практика? Занимаясь буддийской практикой, вы устраняете причины своих страданий и создаёте причины счастья. Когда вы занимаетесь бизнесом, суетитесь, вы создаёте причины мирского, грубого счастья, копите материальное благосостояние. Выполняя духовную практику, вы создаёте более тонкие причины своего счастья, одновременно устраняя причины своих страданий. Занимаясь духовной практикой, вы становитесь гораздо счастливее, потому что вы создаёте причины счастья, которые принесут свои плоды в долгосрочной перспективе. Для того чтобы практиковать Дхарму, важно понимать закон кармы. Так же важно знать, что существует жизнь после смерти. Я могу утверждать это на сто процентов.

Эта наша жизнь очень коротка. Верить мне или нет — ваше дело, но я заявляю вам с полной уверенностью: жизнь после смерти есть. Это можно доказать логически. Если же вы не способны доказать себе этот факт с помощью логических доводов, то вам не будет никакого вреда от простой веры в жизнь после смерти. Если вы верите в жизнь после смерти, а потом окажется, что её нет, вам это ничем не грозит. Вы не скажете: «Я верил в жизнь после смерти, а теперь я умер, а её — нет! Какой кошмар!» Вас просто не будет... Но с другой стороны, если вы не верили в жизнь после смерти, а затем внезапно умерли и обнаружили себя в промежуточном состоянии — бардо, — это действительно будет неприятным открытием. Вы скажете: «Я не верил в будущую жизнь, поэтому не подготовился к ней. А сейчас меня ожидает будущая жизнь».

Переходя из этой жизни в следующую, мы не берем с собой даже своё тело. Мы всё оставляем позади — и это самый критический момент в нашей жизни. Если вы при жизни занимались духовной практикой, практикой Дхармы, если создавали причины счастья, то только это и пригодится вам в этот ответственный момент. Всё остальное вы забрать с собой не сможете. Рано или поздно вы, несомненно, попадёте в эту ситуацию — поэтому нужно готовиться к ней заранее. Вы не должны интересоваться буддизмом из-за мистики или каких-то магических способностей. Всё это — далеко не самое главное. Буддизмом стоит заниматься главным образом для того, чтобы обрести счастье в будущей жизни, подготовиться к ней. Тогда ваш интерес к буддизму и буддийской практике будет оправдан. Но это — лишь первый уровень правильной мотивации.

Второй уровень мотивации в буддийской практике—это стремление освободиться от сансары, очистить свой ум от всех омрачений. Вы должны осознать, что до тех пор, пока ваш ум находится под властью омрачений, у вас не будет настоящего счастья. В сансаре мы все страдаем болезнью омрачений. Вы должны сказать себе: «Я практикую Дхарму, чтобы вылечиться от болезни омрачений». Второй уровень мотивации в практике Дхармы — это стремление исцелиться от болезни омрачений. С этой целью вы должны интересоваться Дхармой, практиковать её.

Третий уровень мотивации — это осознание того, что все живые существа раньше были вашей матерью. И все они в этом отношении были необычайно добры к вам. Подумайте: «Если только я один буду свободен от сансары, этого будет недостаточно — ведь все мои матери будут по-прежнему страдать в круговороте бытия. Чтобы освободить всех существ от страданий, да достигну я состояния будды, чтобы обрести способность помогать им жизнь за жизнью! С этой целью я буду практиковать Дхарму». Это третий уровень мотивации, или мотивация Махаяны. Если с такой мотивацией вы произнесёте хотя бы одну мантру ОМ МАНИ ПАД ME ХУМ — это будет махаянская мантра.

Эти три вида мотивации породить в себе нелегко. Для этого вам нужно очень долго заниматься аналитической медитацией. Медитация на Ламрим как раз предназначена для порождения этих трёх уровней мотивации. Если вы будете заниматься практикой с одним из этих уровней мотивации, ваша практика станет практикой Дхармы.

В Тибете рассказывают одну историю. Один человек захотел практиковать Дхарму, но не знал, как это делается. После некоторых раздумий он решил, что практика Дхармы — это простирания. Он сделал очень много простираний. Однажды один учитель Кадампы, который медитировал в горах, спустился в это селение. Встретившись с ним, этот человек спросил у него: «В последнее время я делаю тысячи и тысячи простираний... Как у меня обстоят дела с практикой Дхармы?» Учитель Кадампы ответил: «Делать простирания, конечно, хорошо, но лучше бы ты практиковал Дхарму». И ушёл. Человек этот вновь стал ломать голову: «Что же такое практика Дхармы?» Тут его осенило: «Практика Дхармы — это чтение мантр и различных священных текстов». И он стал читать множество разных мантр и книг. Через некоторое время учитель Кадампы снова спустился с гор. Этот человек обратился к нему: «В последнее время я читаю очень много мантр и священных текстов. Как у меня обстоят дела с практикой Дхармы?» Учитель Кадампы ему ответил: «Читать мантры хорошо, и тексты — тоже, но если бы ты практиковал Дхарму — это было бы ещё лучше». И ушёл. «Что же такое практика Дхармы? — задумался этот человек. — А, я понял: это медитация».

Тогда он сел в строгую медитативную позу — её очень любят европейцы. В этой позе они неподвижно медитируют часа по четыре... То есть воображают, что медитируют. Особенно они любят это делать на людях. И думают в это время: «Интересно, что окружающие про меня сейчас говорят?» Неподвижно сидеть часами — это сущая пытка, самоистязание. Тело ваше неподвижно, а ум блуждает непонятно где. Именно такой «медитацией» занялся этот незадачливый практик. Однажды к нему опять пришёл учитель Кадампы. Эта история очень поучительна, поэтому я вам её и рассказываю. Зачем нам изучать историю? Только для того, чтобы не повторять ошибки прошлого. Иначе — какой смысл в её изучении? Для этого же нам необходимы такие истории, как эта.

Итак, этот человек сообщил учителю Кадампы: «В последнее время я очень много медитирую, строго следуя всем правилам. Каждый день я сижу в медитации больше четырёх часов. Как у меня дела с практикой Дхармы?» Учитель сказал: «Медитировать, конечно, хорошо, но было бы гораздо лучше, если бы ты практиковал Дхарму». Тогда этот человек вотчаянии простёрся перед ним и взмолился: «Расскажи мне, наконец, что такое практика Дхармы?» Учитель Кадампы ответил: «Практика Дхармы — это состояние ума. Если тобой движет лишь забота о счастье вэтой жизни, то, что бы ты ни делал, это не станет практикой Дхармы. Если ты хочешь счастья в этой жизни, даже если будешь практиковать тантру, читать мантры, — это станет лишь мирской дхармой».

Минимальная необходимая для практики Дхармы мотивация — это забота о счастье в будущей жизни. Начните с осознания того, как драгоценна ваша человеческая жизнь. Подобную драгоценную человеческую жизнь вы не сможете в будущем обретать снова и снова — она невероятно ценна и редка. Если вы правильно используете драгоценную человеческую жизнь, то сможете достичь состояния будды за одну эту жизнь. Опираясь на свою драгоценную жизнь, вы можете осуществить и временные, и долговременные цели. Смысл нашей жизни в том, чтобы сделать её значимой, драгоценной человеческой жизнью. Вы должны понимать, какая редкость подобная драгоценная человеческая жизнь. То, что вы обрели её сейчас, — это случайность. Вы должны также осознать, что эта драгоценная человеческая жизнь скоро кончится. Никто из нас не знает, когда мы умрём. Смерть неизбежна, но время смерти неизвестно. Неизвестно, что для вас наступит раньше: будущий год или следующая жизнь. Точно так же, как вы готовитесь к будущему году, вам нужно готовиться и к будущей жизни — ведь неизвестно, что наступит раньше. Если вы будете практиковать Дхарму с таким пониманием, готовясь к будущей жизни, то это — начальный уровень практики. Всё то, о чём я говорю вам на этой лекции, сказал и учитель Кадампы тому человеку. Он объяснил ему, в чём заключаются три уровня мотивации, необходимой для настоящей практики Дхармы. Этот человек начал заниматься практикой, развивая эти три уровня мотивации, и позже достиг реализации.

Вообще вся практика Дхармы предназначена для достижения духовных реализаций. В первую очередь необходимо стремиться к реализации шаматхи. Затем, с помощью шаматхи, — к реализации бодхичитты. Затем — к реализации мудрости, познающей пустоту. Эти реализации являются важнейшими на духовном пути. Кроме того, вам нужна реализация отречения. Если вы сразу начнёте медитировать на шаматху, то вам не удастся её достичь, даже если вы будете знать все наставления по практике шаматхи. Дело в том, что практику следует выполнять в правильной последовательности, и в этом деле очень важна стратегия. Подготовкой к практике шаматхи являются нёндро — так называемые подготовительные практики. Практики нёндро помогут вам впоследствии достичь всех вышеупомянутых реализаций.

Образно говоря, если в сухом, поросшем сорняками поле вы попробуете посеять семена шаматхи, бодхичитты, отречения и так далее — они не прорастут. Если поле не подготовлено к посеву должным образом, урожай на нём не вырастет. Сначала нужно прополоть это поле, очистить его, разрыхлить, оросить водой и удобрить полезными веществами. После этого наступит время для посева и тогда семена прорастут. В поле нашего ума сейчас много камней, сорняков и прочих препятствий. К тому же оно очень сухое, чёрствое. Даже самые мощные семена тантры не прорастут в таком поле, так как оно не готово к посеву. Итак, вы должны подготовить к посеву почву своего ума посредством подготовительных практик нёндро.

Существуют четыре основные предварительные практики нёндро. Эти практики называются предварительными, или подготовительными, потому что готовят ваш ум к достижению реализаций. Первая — это сто тысяч мантр Прибежища, или практик Прибежища.

Практику Прибежища можно сравнить с прополкой поля, с очищением его от сорняков и камней. А также—с возведением ограды вокруг этого поля. Сейчас поле нашего ума сухо, каменисто и совершенно не защищено от внешних воздействий. Вокруг него нет ограды, поэтому, как только на нём что-то вырастает, дикие звери вытаптывают всю растительность. Практика Прибежища — это строительство прочного, высокого забора. И кроме того, это очищение поля ума от камней и сорняков.

Но это ещё не вся польза, которую приносит практика Прибежища. Выполняя её, вы также создаёте причины счастья в будущей жизни. Если в течение этой жизни вы сделаете сто тысяч раз практику Прибежища, то гарантированно избежите рождения в низших мирах на одну следующую жизнь.

Каково сейчас наше положение, если посмотреть правде в глаза? Мы подобны человеку, который выпал из летящего самолёта. Мы стремительно падаем вниз, и с каждым мгновением всё ближе к земле. Поскольку самолёт летел на большой высоте, расстояние до земли велико, и мы не осознаём, что падаем. Мы летим в воздухе, но забыли, что это не полёт, а падение... Такова наша реальная ситуация. С самого рождения вы с каждым мгновением всё ближе подходите к смерти. Если человека, который падает, не осознавая, что вот-вот разобьётся, спросить, что для него самое главное, он, возможно, скажет: «Хочу стать самым важным и влиятельным из всех тех, кто меня окружает». То есть, из тех, кто падает вместе с ним... Он захочет, чтобы его посадили на самый высокий трон, захочет стать мэром города или губернатором... Он захочет изучать политику, чтобы уметь вытеснять других с их кресел. Обыватели называют это политикой... В то же время, если вы осознали то положение, в котором находитесь, если поняли, что падаете, что приближаетесь к смерти, то вас всё это интересовать не будет. Даже если вас попросят стать мэром города, вы откажетесь: вам это будет неинтересно. Вы скажете: «Всё, что мне нужно, — это парашют, потому что я падаю». Парашют будет для вас ценнее, чем бриллианты в мире.

Для человека, который не осознаёт, в каком положении он находится, самое дорогое — это бриллианты. Он мечтает о бриллиантах, мечтает сидеть на очень высоком троне... Если же человек понял эту ситуацию, ему не нужны больше ни троны, ни бриллианты — ему нужен только парашют. В буддизме говорится, что ценность объекта зависит от обстоятельств. Сам по себе объект не имеет ценности. В одной ситуации объект обретает ценность, в другой — полностью обесценивается. Всё зависит от той пользы, которую он может принести... В той ситуации, о которой мы говорим, парашют ценнее, чем мешок бриллиантов. Если вы поймёте это, то человеку, у которого есть парашют, предложите обменять этот парашют на мешок бриллиантов.

Само по себе падение на землю ещё не является катастрофой. Катастрофа — это упасть без парашюта. Подобным образом, сама по себе смерть — это не беда, не несчастье. Несчастье — это умереть неподготовленным. В такой ситуации, когда мы с каждым мгновением всё ближе к смерти, самое драгоценное для нас — это парашют Дхармы. Одним из парашютов Дхармы является практика Прибежища. Если вы проведёте ретрит по практике Прибежища, то у вас уже появится один парашют. Пока ещё вы не понимаете, насколько это ценно. В действительности ценность этого парашюта огромна, потому что мы с каждым мгновением всё ближе подходим к смерти. Сами подумайте: что пойдёт вам на пользу в этой ситуации, что вы возьмёте с собой в следующую жизнь? Даже если вы проживёте до восьмидесяти лет, что сомнительно, сколько ещё лет вам осталось жить? Восемьдесят лет — это фактически максимальный срок жизни. Вы можете умереть в любой момент — потому, что существует очень много условий для смерти. Сейчас, во времена упадка, этих условий стало значительно больше. Поэтому сейчас парашют Дхармы имеет особую ценность.

Осознавая всё это, вы должны сказать себе: «Я должен провести ретрит по Прибежищу». Тогда у вас появится сильное желание, правильная мотивация для выполнения практики Прибежища. Я, со своей стороны, понимаю, что настало время передать вам учение о том, как проводить затворничество по Прибежищу. Обычно на публичных лекциях духовный наставник излагает общую теорию буддизма. А что касается конкретных наставлений по практике, то их он даёт более узкому кругу учеников, которые к этому готовы. Поскольку вы попросили меня дать учение о том, как проводить затворничество по Прибежищу, сегодня мы начнём обсуждать эту тему. Перед этим драгоценным учением я сначала передам вам обет Прибежища. Вы должны быть очень счастливы, что я даю вам парашют прямо в руки. Единственное, что вам осталось, — это прикрепить его к телу, а не держать в руке. А то вы ведь можете умереть, так и держа его в руке... Некоторым своим ученикам я дал этот парашют, но они не прикрепили его к телу и так и разбились с парашютом в руке. Это очень грустно. Это гораздо печальнее, чем участь других людей, которые разбились, не имея этого парашюта.

Основной обет Прибежища — это обет не вредить другим. Это имеет первостепенное значение в буддизме. Каждый раз, когда духовный учитель даёт вам ту или иную практику, сначала он берёт с вас обещание, что вы никогда не будете вредить другим. Особенно это важно в практике тантры. В ней принцип непричинения вреда другим выходит на первый план. Благодаря практике тантры вы приобретёте некоторую силу, которой ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Эту силу нужно использовать во благо других, для помощи другим. Все буддийские реализации предназначены для одной цели — помощи другим, но не для причинения вреда. Вы не имеете права вредить даже мельчайшим насекомым — это один из важнейших принципов буддизма. Буддийское учение построено на равностном отношении ко всем живущим, на вере в то, что все живые существа обладают равными правами. Все они в равной степени хотят счастья, и никто из них не хочет страдать. Поэтому, если вы не можете помочь другим то, по крайней мере, не должны им вредить. Это главный обет Прибежища.

Когда я буду давать вам обет Прибежища, в это время вы также получите передачу мантры Прибежища. Представляйте в это время меня в облике Манджушри — божества желтого цвета с мечом в правой руке. У меня над головой представляйте Его Святейшество Далай-ламу в облике Будды Шакьямуни. Представляйте, что нас окружают будды, божества и бодхисаттвы. Когда я буду произносить «НАМО ГУРУ БЭ, НАМО БУДДАЯ» — повторяйте за мной. В это время представляйте, что из моего рта в облике Манджушри и Будды Шакьямуни над моей головой исходит белый свет, который входит в вас через рот, проникает в ваше сердце и остаётся в нём в качестве чистого обета Прибежища. Представьте также, что вы в это время получаете благословение на практику нёндро Прибежища.

Перед тем как делать любую практику, сначала вы должны получить на это благословение духовного учителя и божества. Тогда вам гарантирован результат, а в противном случае нет никакой уверенности, что вы чего-либо достигнете. Итак, сложите ладони и почувствуйте большую радость. Скажите себе: «Сегодня моя жизнь стала значимой». Если меня можно назвать добрым человеком, то я добр только потому, что даю вам это учение. Я не хочу за это денег — у меня нет даже мысли об этом, только сострадание к вам. Я хочу вам помочь, а это — проявление большой доброты к вам. Я даю вам ту практику, которая вам полезна, а не ту, которая интересна. В этом — вся доброта духовного наставника. Духовный наставник должен давать те учения, которые приносят ученикам пользу. Он подобен врачу, который прописывает больному то лекарство, которое вылечит его от болезни, а не то, которое нравится пациенту. Если больной придёт к врачу и скажет: «Мне нравится такое-то лекарство, пропишите мне его», — а врач послушно выпишет рецепт, чтобы за это получить денег, этот врач — не настоящий. Точно так же и духовный наставник не должен давать те учения, которые интересны ученикам, он должен давать учения, которые им полезны. Помимо этого, в буддизме важнее качество учеников, чем их количество. Если духовный учитель придаёт большое значение количеству учеников, то его учение перестаёт приносить пользу. Тогда он учит тому, чем интересуется большинство людей. Он не будет думать о том, что полезно другим. Итак, в наше время очень важно, чтобы учитель уделял больше внимание качеству учеников, а не их количеству.

Представляйте, что у меня над головой — Будда Шакьямуни, а сам я — в облике Манджушри. Если у человека сильная вера, то перед ним всегда будет присутствовать Будда. Даже если вы его не видите, он всё равно находится здесь. Божества очень сострадательны к вам, они заботятся о вас больше чем, о себе. Сейчас вас окружают святые существа, и они очень рады, что вы даёте обет не вредить ни себе, ни другим. В прошлой жизни они всегда были готовы защитить вас, но вы никогда не обращались к ним за помощью. Вы думали что, причиняя вред другим, вы станете счастливы. Поскольку вы руководствовались ложной теорией, то всё это время вращались в сансаре. В своих проблемах вы вечно винили других, но не собственный эгоизм. Из-за своих проступков вы вращались в сансаре. Сегодня же у вас зародились сомнения в том, что привычные вам взгляды верны. Вы обратились к Будде, Дхарме и Сангхе и даёте обет никогда не причинять вред другим. Это лучший подарок, который вы можете сделать Трём Драгоценностям. Теперь повторяйте за мной (передача обета Прибежища).

У всех вас кармическая связь с учением — иначе, даже если бы вы хотели, вы не пришли бы сюда. Благодаря кармической связи, даже если вам не хотелось сюда идти, ноги сами привели вас сюда. Кармический ветер принёс вас сюда против вашей воли... Итак, очень хорошо, что вы получили это учение. В первую очередь очень важно, что вы получили обет Прибежища и передачу мантры Прибежища.

Теперь — о ретрите. Вы можете провести коллективный, либо индивидуальный ретрит по практике Прибежища. Решайте сами... В начале, поскольку у вас в Харькове есть центр Будды Майтрейи, лучше провести коллективный ретрит. Этот ретрит должен организовать ваш центр. Я думаю, что эта комната — хорошее место для ретрита. Здесь вы можете делать практику, потом кто-то может ночевать здесь, а остальные — в других комнатах. Вы можете готовить еду сами либо попросить кого-нибудь готовить для вас. Какая удача, что здесь люди очень активны! Очень хорошо, что здесь вы имеете возможность организовать ретрит — в других городах нет таких хороших условий. Даже если люди хотят уйти в ретрит, у них нет хороших организаторов. Итак, очень важно, чтобы вы провели ретрит вместе — вы сможете помогать друг другу. Если вы в самом начале уйдёте в одиночный ретрит, вам будет гораздо труднее.

Ретрит нужно начинать утром. Выберите для начала ретрита благоприятный день лунного календаря — восьмой, десятый или пятнадцатый. Это хорошие дни — потому, что фазы луны сильно влияют на нашу практику. Если вы начнёте ретрит в полнолуние, это будет вообще замечательно. Например, в четырнадцатый лунный день подготовьте всё к ретриту, а на следующий день приступайте к практике. В день полнолуния заслуги от любых выполняемых вами практик будут приумножаться.

В комнате для медитаций у вас должен стоять алтарь. В центре алтаря должно быть изображение Будды, справа от Будды — фотография Его Святейшества Далай-ламы. Слева поставьте изображения божеств и фотографию своего духовного наставника. По углам расставьте изображения защитников Дхармы. На алтаре должны стоять семь чашечек для подношений. В них налейте воду, насыпьте рис и разместите различные подношения — цветы, фрукты, благовония. Либо вы можете налить воду во все семь чашечек. Сначала соберите все чашечки для подношений, вымойте их, налейте в какой-нибудь чайник воды. А потом в каждую чашечку наливайте по капле воды и поочерёдно ставьте их на алтарь. Затем вы уже наполните их доверху, но сначала нужно символически налить в них воды, чтобы не ставить на алтарь пустыми. Расстояние между чашечками должно быть шириной в вертикально стоящее рисовое зёрнышко. Каждый день один из участников ретрита должен менять подношения на алтаре и воду в чашечках. Делайте это по очереди, чтобы у всех была возможность накопить заслуги. Разливая воду, вы не должны думать, что это вода, — представляйте, что наливаете в чашечки нектар и подносите его Будде, учителям, божествам... Представляйте, что чашечки выросли до огромных размеров. Сбоку на алтарь можно поставить цветы и кекс, символизирующий торма. На нём можно зажигать светильники или свечи.

Алтарь должен быть очень красиво оформлен, его нужно установить навозвышении.Лучше всего приспособить под алтарь специальный шкафчик. Было бы хорошо, если бы у всех у вас дома был такой алтарь. Алтарь должен быть самым прекрасным местом в вашей квартире. Алтарь изменит атмосферу в вашем доме. Тогда ваши дети с удовольствием будут проводить время дома, чувствуя эту особенную атмосферу. Когда я был ребёнком, мы жили очень бедно, и снаружи наш дом был неказистым. Но как только зайдёшь в дом — не хотелось из него выходить, такая в нём была атмосфера. Самым красивым предметом обстановки в нашем доме был алтарь. На нём постоянно курились благовония, хотя благовония — не самое важное. Никому не разрешалось пить или курить в той комнате, где стоял алтарь. Атмосфера в доме благодаря этому была очень уютной и легкой, и нам не хотелось выходить из дома.

В первый день ретрита вам нужно проснуться в 5:30 или в 5:40 утра. Первую сессию начинайте с шести утра. Она длится с шести до восьми. Когда группа людей делает практику вместе, это очень для всех полезно. Если вы ленивый человек, другие вас вовремя разбудят, и вам волей-неволей придётся встать. Лентяи обязательно должны проводить ретриты в коллективе, бок о бок с более усердными и энергичными людьми. После первой сессии — завтрак. Вторая сессия длится с десяти до двенадцати. Потом обед, небольшой отдых, а с трёх до пяти — третья сессия. У вас будет очень много времени для отдыха. С пяти до семи вы отдыхаете. В это время ничего не ешьте — просто выпейте чаю с печеньем. Затем с семи до девяти — четвёртая сессия. После неё постарайтесь расслабиться и ложитесь спать до десяти вечера, потому что на следующее утро вам опять придётся встать в половине шестого.

Между сессиями не надо слишком много болтать. В перерывах вы можете обсуждать Дхарму. Кто-нибудь из вас может вслух почитать книгу о Дхарме, а остальные будут слушать. Во время ретрита по Прибежищу полезнее всего читать мои комментарии к этой практике — я дал очень подробные комментарии по практике Прибежища. Когда один человек читает, а остальные слушают, это очень полезно, ваше понимание практики будет углубляться. Итак, в перерывах всем нужно по очереди читать вслух мои книги. Один человек читает текст полчаса, затем передаёт книгу другому. Все остальные в это время могут расслабляться, лежать и слушать. Итак, каждый день между сессиями нужно проводить такие чтения.

Сейчас я дам вам передачу мантры увеличения заслуг. Когда вы просыпаетесь по утрам, ещё до начала практики, вам нужно семь раз прочесть эту мантру, и тогда все эти заслуги от практик, которые вы будете выполнять в течение дня, возрастут в сто тысяч раз. Поскольку мы все лентяи, очень важно, чтобы мы практиковали эффективно. Я — ленивый учитель, и мои ученики такие же, как я. Но это не страшно, быть лентяем — не так уж плохо. Гораздо опаснее быть не в меру активным — тогда вы можете накопить много негативной кармы. Если вы — ленивый человек, и при этом знаете, как правильно, эффективно практиковать, — это очень хорошо.

Возьмём для примера удачливых бизнесменов. Многие из них не слишком суетятся на работе. Они точно знают, что им нужно сделать и в какое время. Они действуют эффективно и вовремя. Тогда даже малейшее их движение приносит большие результаты. В духовной практике также нужно действовать эффективно и вовремя. Проявлять чрезмерную активность, не зная, как правильно практиковать, — это всё равно, что бегать по дворам и помойкам и собирать пустые бутылки, а затем набивать ими квартиру. Получается, что у вас дома очень много вещей, но все они бесполезны. Вместо этого сначала нужно узнать, где лежит золото, а где — бриллианты. Точно это зная, нужно пойти по известному вам адресу и собрать немного этих драгоценностей. Тогда это небольшое усилие с вашей стороны будет иметь значительные результаты. Сейчас, когда я передаю вам мантру увеличения заслуг, я, по сути, показываю вам, где лежат бриллианты. Если вы будете её читать каждое утро, то любая практика, которую вы выполняете в течение дня, будет приносить в сто тысяч раз больше заслуг. Это невероятно, это подобно алхимии! Итак, с большой радостью в уме получайте эту мантру. Обычно учитель не должен что-либо делать без просьбы учеников, но, поскольку вы — новички в этом деле, вы ещё не знаете этого, и я вам даю эту мантру в виде исключения. (Передача мантры.) Вам очень повезло, что вы получили передачу этой мантры. Я получил её от Его Святейшества Далай-ламы. Эта линия передачи мантры исходит от самого Будды Шакьямуни.

Ещё одна важная для вас мантра—это мантра благословения чёток. Читайте эту мантру семь раз и затем подуйте на чётки. Тогда ваши четки будут благословлены. Во время ретрита у вас должны быть чётки, но их нельзя показывать всем подряд. Это ваши личные чётки, и вы должны их прятать от посторонних глаз. Иногда люди, наоборот, наматывают чётки на руку, надевают на шею, но это неправильно. В особенности нужно прятать те чётки, которые вы используете для начитывания мантр. Если же вы хотите появиться с чётками на людях, возьмите в руку обычные чётки, а те чётки, которые вы используете для основной практики, нужно скрывать от других. Для этой практики подходят хрустальные, костяные или сандаловые чётки. Хорошие чётки делают из полудрагоценных камней или семян бодхи. В общем, те чётки, которые вы используете в практике, благословляйте каждое утро перед практикой семикратным начитыванием мантры благословения чёток. Прочтя мантру, подуйте на чётки. Со временем эти чётки станут драгоценны, потому что будут получать очень большое благословение, и вы начитаете на них много мантр. Вы должны постараться найти для этой цели чётки хорошего качества, с прочной нитью. Тогда впоследствии вы можете подарить их своим детям. Вы скажете им: «Это лучший подарок, который я могу вам сделать. Всю жизнь я практиковал Дхарму, начитал на этих чётках много мантр, и они для меня — большая драгоценность. Теперь я дарю их вам, и пусть они защитят вас от многих препятствий».

Действительно, чётки, которые вы столько раз благословляли, будут иметь особую силу. Например, если какой-то человек одержим духом, вы можете положить эти чётки ему на голову, и, возможно, он освободится от дурного воздействия. Верьте в себя. Верьте, что чем больше вы читаете мантр, чем больше благословляете чётки, тем сильнее они станут. Это послужит ещё одним условием возрастания силы ваших чёток. (Передача мантры.) Прочтите эту мантру семь раз и затем подуйте на чётки. Каждое утро, когда вы садитесь на свою подушку для медитации, сначала читайте мантру увеличения заслуг, потом мантру благословения чёток. Потом начинайте свою практику. Очень важно в качестве обязательства каждый день перед практикой читать ежедневную молитву, которую мы читали перед лекцией.

В буддизме, когда духовный наставник что-то даёт ученикам, взамен он просит их дать некое обязательство по практике. В вашем случае это две мантры и ежедневная молитва. Это обязательство вы даёте только для собственной пользы. Духовный наставник от этого никак не выиграет. Мне нет разницы, будете вы практиковать каждый день или нет. Но для вас это полезно. Ретрит проводить хорошо, но в качестве первого шага вы должны взять себе за правило каждый день делать какую-нибудь практику. Это займёт у вас пятнадцать минут. Подумайте: в сутках двадцать четыре часа, и из них всего пятнадцать минут вы уделяете практике. Но это должно стать вашим обязательством, вашей привычкой.

Сейчас пока у вас нет копии ежедневной молитвы, но, начиная с завтрашнего дня, вам нужно будет читать её каждый день. Для вас очень важно делать практику ежедневно. Вы можете делать её утром или вечером — это не имеет значения. Если вы поздно просыпаетесь, можно делать её и днём. Но как только вы проснётесь, сразу прочтите мантру увеличения заслуг — тогда, чтобы вы ни делали в течение дня, это будет приносить в сто тысяч раз больше заслуг. Вы должны немного себя подтолкнуть к практике, сказать себе: «Это моё обязательство, я буду это делать». Иначе, если вы будете только и делать, что расслабляться, вы никогда не изменитесь к лучшему. Подтолкните себя к практике, но не слишком сильно. Если вы уже сделали свою ежедневную практику, после этого даже смотреть телевизор будет намного приятнее. А если вы весь день смотрите телевизор, в этом ничего интересного нет. Если вы уже поработали, сделали свою практику, потом сели к телевизору — это будет истинным удовольствием. Но не надо целыми днями смотреть телевизор, надо ещё и практиковать.

Я взял обязательство делать практику Ямантаки, когда мне было семнадцать лет. Тогда я ещё не был монахом. У меня тоже были свои интересы, как у всех молодых людей, — мне хотелось ходить на дискотеку. Когда я с друзьями шёл на дискотеку, по пути я делал практику. Я говорил друзьям: «Идите, не ждите меня, я догоню вас чуть позже». Они, наверное, ломали голову: что же я делаю, когда отстаю от них... А я в это время читал мантры и делал садхану, которую я знал наизусть. В общем, я делал практику на ходу. Поскольку практика оказывает на ум некоторое воздействие, дискотека не увлекала меня так, как других. Я смотрел на танцующих людей со стороны и не был всецело поглощён танцами. Я словно смотрел их по телевизору... Я наблюдал за тем, что происходит, за тем, что происходит в сознании танцующих людей, за тем, как они прыгают... Меня всё это не слишком интересовало. Я приходил туда только для того, чтобы не расстраивать друзей.

Поскольку мой учитель взял с меня обещание регулярно делать практику, я не утонул в сансаре — что-то меня постоянно оттуда выталкивало, защищало, не давая поскользнуться и погрязнуть в этой трясине. Упасть туда очень легко, но меня что-то всё время защищало. Я знаю, что этой защитой было именно моё обязательство. Иногда я забывал о своей практике и засыпал, не сделав её. Тогда во сне меня начинали преследовать дикие слоны, тигры... Они атаковали меня, пытаясь загрызть. От этого я просыпался и вспоминал про свою практику.

Итак, если бы вы дали искреннее обещание выполнять практику, то, если вы даже забудете её сделать, вам не дадут про неё забыть. Возможно, вам приснится змея, которая будет пытаться ужалить — вы в ужасе проснетесь и вспомните про практику. Обязательство — это очень важно. Мой духовный наставник взял с меня такое обещание, и для меня это было очень полезно. Я хочу, чтобы и вы мне это обещали. Вначале вы должны делать больший упор на свою ежедневную практику, чем на затворничество. Сейчас это для вас важнее. Если вы не выполняете ежедневную практику, но при этом хотите уйти в ретрит, - это не практично. Так же и с лечением: сначала лекарство надо принимать ежедневно, а потом уже можно пройти курс интенсивного лечения в течение месяца. Ежедневное обязательство по практике подобно регулярному применению лекарства.

Когда вы читаете молитву, вначале вы порождаете правильную мотивацию. В эту молитву включено всё, что вам требуется для практики, — порождение правильной мотивации, принятие Прибежища, визуализация Поля заслуг... Всё это необходимо для накопления заслуг. Далее следует семичленное подношение, подношение мандалы — всё это также существенно для накопления заслуг. Затем вы обращаетесь к учителям линии преемственности и получаете от них благословение, что имеет огромное значение для ваших духовных реализаций. Если вы выполняете даже небольшую практику, но имеете благословение на это от духовного наставника, результат не заставит себя ждать. Это тоже проявление взаимозависимого происхождения. Как бы сильно вы ни практиковали, не имея преданности учителю, не имея благословения от духовных учителей — результаты будут сомнительны. А если ученик ленив, но предан учителю и имеет благословение от учителей линии преемственности, то даже краткая практика принесёт ему большие результаты.

Поэтому я и говорю, что секрет быстрого достижения реализации — это преданность учителю. Это нужно не мне, меня не интересует ваша преданность. Я не люблю, когда люди проявляют свою преданность мне. Я говорю вам о преданности учителю не ради себя, но ради вас. Для меня гораздо важнее дружба, а не преданность. Но для вас преданность учителю очень важна. Это — кратчайший путь к достижению реализаций. Но вы не должны выполнять всё, что приказывает учитель, — это уже не преданность. Если учитель заставляет вас делать то, что противоречит Дхарме, не слушайтесь его. Лама Цонкапа говорил, что настоящая преданность — это выполнение тех советов учителя, что соответствуют Дхарме. Если же учитель говорит вам: «Продай свою квартиру и принеси деньги мне», — не делайте этого. Это не имеет отношения к преданности учителю. Услышав подобную просьбу, вы должны застыть на месте, как бревно. Если учитель попросит вас причинить кому-то вред, вы также не должны его слушаться. Это противоречит Дхарме. Если вы встанете перед выбором: отдать свою квартиру или причинить вред другому человеку, то лучше отдайте квартиру, в этом ничего плохого нет, вы потом только выиграете от этого. Но ни в коем случае не вредите другим — это противоречит Дхарме.

Итак, преданность учителю очень важна. Очень важно также получать благословение от всех учителей линии преемственности. У Атиши — великого индийского гуру, который специально прибыл в Тибет, чтобы помочь возродить Дхарму в Стране Снегов, было много учеников. Один из них был его личным помощником. Он был очень предан Атише и всё время ему прислуживал. Но Дхарму он знал мало и в горах не медитировал, в отличие от многих других учеников. Однажды Атиша решил показать ученикам, как важна преданность учителю. Он объявил, что хочет устроить состязание между одним учеником, который медитировал в горах, и своим помощником, и проверить, у кого из них реализация больше. Монах, который медитировал в горах, был в недоумении: «Как я могу состязаться с этим недалёким человеком, слугой Атиши? Он же не имеет опыта медитации!»

Когда началось состязание, Атиша попросил монаха сделать особый тантрический жест и с его помощью на расстоянии сорвать с дерева плод и положить его на стол перед Атишей. Монах жестом сорвал фрукт, который медленно приплыл к ним по воздуху и опустился на стол. Затем Атиша попросил сделать то же самое своего помощника — ко всеобщему изумлению, помощник без труда справился с заданием. «А теперь, — сказал Атиша монаху, — перенеси этот фрукт обратно на ветку, с которой ты его сорвал». Как монах ни пытался, он не смог это сделать. Тогда Атиша повернулся к своему помощнику: «Ну-ка, теперь попробуй ты!» И помощник, сделав тантрический жест, легко вернул плод на ветку. Все присутствующие были потрясены.

Когда Атиша удалился, все ученики окружили его помощника и стали расспрашивать, как ему удалось достичь такой высокой реализации. Он ответил: «Я не был так умён, как вы, и не мог глубоко постичь Дхарму. У меня также не было возможности медитировать в горах. Я понял, что для меня лучший способ достичь реализации — это служить моему учителю, радовать его, заботиться о нём... Поэтому я стал ухаживать за ним. Когда я мыл за ним посуду, то думал, что не просто смываю грязь, но очищаю свой ум от омрачений... Однажды Атиша заболел. Иногда учитель делает вид, что болеет, — чтобы дать Ученикам возможность накопить заслуги. Атиша был так нездоров, что не мог даже выйти на улицу по нужде, и ему пришлось опорожняться прямо в постели. Когда я убирал за ним и выносил его экскременты, у меня не возникало ни мысли о том, что это нечистоты. Я делал это с радостью, с чистой преданностью... Однажды, когда я понёс экскременты за дверь, в моём сознании что-то произошло. Я очистил столько негативной кармы, что ум вдруг необычайно прояснился и обрёл небывалую проницательность. Я стал видеть всё — до мельчайших деталей. С того момента, стоило мне открыть любой философский текст, как я сразу же понимал его смысл. Днём я служил Атише, ночью же медитировал втайне от всех. Благодаря этому благословению я легко достиг шаматхи. Как только я пытался сосредоточиться на объекте, мой ум тотчас же погружался в однонаправленное сосредоточение. Шаматха далась мне легко, без усилий, а за ней последовали и остальные реализации. Я понял: умён человек или не очень, он очень быстро может достичь реализаций благодаря преданности учителю».

После получения благословения учителей линии преемственности начинается молитва к этапам пути к просветлению — Ламриму. Это краткий вариант текста ламы Цонкапы «Основа всех достоинств». Читая эту молитву, вы должны породить в себе некое чувство. По сути дела, эта молитва представляет собой полный Ламрим, только в очень сжатом виде.

Затем, представляя перед собой Будду Шакьямуни, несколько раз прочтите его мантру. Затем почитайте мантры Авалокитешвары, Манджушри, Тары, Ваджрапани, Его Святейшества Далай-ламы, ламы Цонкапы. Это должно входить в ваше ежедневное обязательство по практике. Потом сделайте посвящение заслуг. (Передача мантр.)

Я дал вам передачу всех важных мантр. Мантра Авалокитешвары предназначена для развития любви и сострадания и накопления благих заслуг. Мантра Манджушри необходима для возрастания мудрости, мантра Ваджрапани — для возрастания силы, могущества, мантра Тары — для устранения всех препятствий. А мантра духовного наставника нужна для всего. Если вы будете её читать, у вас будут возрастать все достоинства — любовь и сострадание, мудрость и сила.

 

Лекция вторая

 

Из уважения к буддийским текстам, пожалуйста, не кладите на пол книги и молитвы. Как обычно, породите в себе правильную мотивацию.

Как я рекомендовал вам вчера, старайтесь читать эту молитву каждый день, потому что она содержит в себе в сжатой форме полное учение Ламрим. Буддийская молитва — это не молитва к Богу: «Бог, дай мне, пожалуйста, то-то или то-то»... Буддийская молитва подобна медитации. Вы размышляете над каждой фразой этой молитвы, стараясь породить в себе соответствующие чувства: любовь, сострадание, Прибежище, отречение. Эту молитву написал великий буддийский мастер, исходя из личного опыта. Он составил её в правильной последовательности, соответствующей всем этапам практики. В этой молитве содержится всё необходимое: принятие Прибежища, порождение бодхичитты, обращение к Полю заслуг, очищение негативной кармы, краткая аналитическая медитация на Ламрим. Несмотря на то, что мы уже получали учение, кое-что знаем о Дхарме, самостоятельно нам трудно об этом вспомнить, поэтому мы нуждаемся в молитвах, которые бы напоминали нам обо всех прослушанных учениях.

Эту молитву не обязательно читать вслух. Вы можете не торопясь читать про себя каждую её строку, размышляя над её смыслом. Самое главное — пытайтесь породить в себе необходимые чувства. Но если выторопитесь, можете прочесть её быстро. Я сам так иногда поступаю. Когда у меня мало времени, я читаю все свои молитвы быстро, главное — не нарушить данное обязательство. А когда у вас больше времени, старайтесь читать помедленнее, с чувством.

Дойдя до этапа чтения мантр, визуализируйте перед собой Будду Шакьямуни на львином троне. Мантру Будды Шакьямуни вы можете прочитать три раза, двадцать один раз или больше. Как минимум, прочтите её три раза. Во время чтения мантры представляйте, что из сердца Будды исходят белый свет с нектаром, который входит в вас, наполняет всё ваше тело, очищает от огромного количества негативной кармы, накопленной за многие жизни. Почувствуйте, что вы также получили благословение от Будды. Это очень хорошая подготовка к будущей медитации. Если без подобной практики вы начнёте заниматься медитацией, ваша медитация будет сухой.

Вспомните историю про помощника Атиши. Если вы умеете делать практику искусно, то реализации придут к вам сами собой. Вы будете потрясены: «Как мне удалось всего этого достичь? Я этого не заслужил! Я не очень усердствовал в практике...» Если же вы не знаете, как правильно практиковать, то даже после длительной, интенсивной практики, как бы вам ни казалось, что вы заслужили реализации своими трудами, результатов не будет. Поэтому накопление заслуг и очищение негативной кармы — это очень важно для достижения реализации. Я вам уже говорил, что нашим реализациям препятствует только одно — наша негативная карма. Например, сейчас рядом с нами могут находиться Авалокитешвара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие божества, но мы не способны их увидеть. Нам мешает это сделать наша негативная карма, подобная грязи на очках.

Асанга медитировал в пещере двенадцать лет, стремясь обрести прямое видение Будды Майтрейи. И целых двенадцать лет он не мог увидеть Будду Майтрейю. Наконец, он отчаялся и сказал: «Всё, оставляю эти попытки, у меня ничего не выйдет». Выйдя из пещеры, он увидел на дороге больную собаку. В её боку была огромная гниющая рана, кишащая червями. На самом деле эта собака была эманацией Будды Майтрейи. Асанга почувствовал к несчастному животному огромное сострадание и задумался, как бы помочь этой собаке. Он подумал: «Если я вытащу этих червей из её раны, то они умрут, им нечем будет питаться». Тогда он отрезал кусок собственной плоти и положил его рядом, решив перенести на него червей. Боясь причинить им вред, он решил слизнуть их с раны своим языком. Он был преисполнен такого сострадания, что не чувствовал ни малейшего отвращения. Он закрыл глаза и вытянул язык, но ощутил перед собой пустое пространство. Открыв глаза вместо собаки, он увидел перед собой Будду Майтрейю. «Где же твоё сострадание! — воскликнул Асанга. — Двенадцать лет я просидел в медитации, но ты ни разу не явился мне!» Будда Майтрейя ответил ему: «Я был рядом с тобой с первого дня твоей медитации. Если не веришь мне, вот доказательство: во время своего затворничества ты всё время плевал на пол, и твои плевки попадали мне на одежду, смотри. Основной причиной, мешавшей тебе меня увидеть, была твоя неблагая карма. Ты занимался много лет, но недостаточно эффективно, чтобы очистить негативную карму. Сегодня я специально явил тебе больную собаку, чтобы помочь тебе породить сострадание. Сила сострадания огромна, она способна очистить даже тяжкую негативную карму, что произошло и с тобой. Твоё сострадание очистило тебя от неблагой кармы, мешавшей тебе меня увидеть. Если ты всё ещё не веришь мне, посади меня на плечо, иди в город и кричи всем встречным, что у тебя на плече — Будда Майтрейя».

Асанга посадил Будду Майтрейю себе на плечо и пошел по городу, крича: «Люди, смотрите, у меня на плече Будда Майтрейя!» Люди стали говорить, что Асанга сошёл с ума. Но одна старуха, очень добрая женщина, сказала Асанге, что видит у него на плече труп собаки. Это было всё, что она могла увидеть.

На примере этой истории я хочу показать вам одно: всем нашим реализациям, видениям божеств и прочим достижениям препятствует только наша негативная карма. Если вы каждый день будете читать эту молитву и эти мантры, представляя, что из сердца Будды исходят свет с нектаром, очищающий вашу негативную карму—это будет очень хорошая подготовка. При этом вы также ощущаете, что свет и нектар очищают вас от всех болезней и препятствий. Такую же визуализацию делайте во время чтения других мантр. Представьте, что Будда Шакьямуни превращается в Авалокитешвару, и читайте мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Затем Авалокитешвара превращается в Манджушри, и вы читаете мантру ОМ А РА ПА ЦА НА ДИ. Затем Манджушри превращается в Тару, и так далее. Вы должны ощущать, что все эти божества — различные аспекты единого целого. Такой должна быть ваша ежедневная практика.

Тем из вас, кто уже делает практику «Лама чопа», не нужно каждый день читать эту молитву. Гуру-пуджа — более обширная практика чем ежедневная молитва. Если вы делаете обширную практику, краткий вариант вам делать не обязательно. Выполняя эту практику, вы будете каждый день создавать причины своего счастья. Ежедневная практика приносит гораздо большую пользу, чем интенсивный ретрит в течение шести-семи месяцев, после которого вы вообще всё бросаете. Сначала выдолжны сделать упор на обязательную ежедневную практику, каждый день старайтесь хотя бы кратко, но выполнять какую-то практику. Принцип лечения болезней тела очень схож с лечением болезней ума. Для излечения физического недуга необходимо регулярно принимать лекарства каждый день и по часам. Поэтому ежедневное обязательство по практике очень полезно для вашего ума. Повторяйте за мной слова по-тибетски (передача обязательства). Итак, теперь делайте эту практику каждый день.

Теперь поговорим о проведении ретрита по практике Прибежища. В целом вы должны начитать чуть больше ста тысяч мантр Прибежища. Если каждую сессию вы будете читать по 1800 мантр, то вы завершите ретрит за пятнадцать дней. Во время ретрита вы можете даже не заниматься подсчётами — просто каждую сессию начитывайте по 1800 мантр. Во время чтения мантр у вас должны быть чётки из ста восьми бусин и горсть монет. Один круг на чётках вы засчитываете не за 108, а за 100 мантр. Прочитав один круг, вы берёте одну монетку и откладываете её в правую сторону. Когда десять монеток переместятся вправо, значит, вы начитали тысячу мантр. А затем вы начинаете перекладывать монетки влево. У вас всё должно быть систематично, чтобы вам не пришлось сомневаться в своих расчётах. Вы можете отложить две монетки в другое место — тогда у вас уже останется восемь монеток, и когда все они соберутся слева — вы начитали 1800 мантр. Это очень легко.

Поскольку во время практики вы будете сосредоточены только на чтении мантры и визуализации, вы можете запутаться в подсчётах, поэтому вам нужна такая система, чтобы подсчёт мантр производился автоматически. Для отсчёта кругов пользуйтесь либо счётчиками на чётках, либо монетками — как вам будет удобнее. Вообще-то, монетки проще, чем счётчики. Этим средством пользуются многие практики, и это им помогает правильно подсчитывать мантры. Потом эти монетки станут вам дороги, и вы сможете хранить их на алтаре. Итак, начитывая по тысяче восемьсот мантр за сессию, вы завершите ретрит за пятнадцать дней.

Для того чтобы выполнять практику Прибежища, вы должны знать, что такое объекты Прибежища. Существуют три объекта Прибежища — Будда, Дхарма и Сангха. В первую очередь, вы должны узнать: кто такой Будда, что такое Дхарма и Сангха? Если у вас нет правильного понимания того, кто есть Будда, ваша практика Прибежища не будет иметь большой силы. Статуя Будды — это не Будда, а лишь олицетворение, символ Будды. Определение Будды таково: это существо, которое полностью освободилось от всех своих омрачений и реализовало весь свой потенциал. Такое существо называется Буддой. Итак, никакого изначального Будды нет. Все будды вначале страдали, как и мы, от своих омрачений. Но затем они очистили своё сознание от всех омрачений и реализовали весь благой потенциал своего ума. В итоге они достигли состояния будды.

Дхарма — это реализация Будды. Мудрость Будды, познающая пустоту, есть Дхарма. Его сострадание, бодхичитты — также Дхарма. Чистота его ума, в которой пресечены все омрачения, — это тоже Дхарма. Всё это называется Дхармой, и это второй объект Прибежища

Третий объект Прибежища — это Сангха. Сангха — это те практикующие, которые достигли прямого познания пустоты. Эти Три Драгоценности называют объектами Прибежища. Итак, вы должны принять Прибежище в Будде, как во враче, который прописывает вам нужное лекарство для исцеления от болезни ваших омрачений. Вы принимаете прибежище в Дхарме, как в действенном лекарстве от болезни. Вы должны практиковать то учение, которое указал вам Будда. Это подобно принятию лекарства. Когда вы принимаете Прибежище в Дхарме, это означает, что вы практикуете согласно учениям Будды. Не вредите другим. Старайтесь помогать другим. Очищайте негативную карму, накапливайте заслуги. Развивайте в себе благие качества — любовь, сострадание, сосредоточение, мудрость, познающую пустоту. Всё это составляет Прибежище в Дхарме. Практикуя всё это, вы тем самым будете культивировать Прибежище в Дхарме. Принимая Прибежище в Сангхе, вы ищете помощи у сестёр милосердия.

В буддийской практике, когда мы принимаем Прибежище в Будде, мы воспринимаем его не как творца всего сущего. Мы не молимся ему: «О Будда, всемогущий Творец! Пожалуйста, избавь меня от всех страданий! Дай мне сиддхи! Пусть всё будет хорошо!» Будда не может сделать так, чтобы у вас всё было хорошо. Он — не Создатель. Согласно теории буддизма, будды и божества не могут быть всемогущими творцами. Если бы они могли сотворить всё сущее, то изначально создали бы всё безупречным. Зачем сначала создавать массу проблем, а потом посылать кого-то людям для разрешения этих проблем? Это нелогично. Итак, в буддизме не признаётся Бог-творец. Если вы верите в Творца, который сотворил всё живое, то, когда вы увидите огромное количество страдающих существ, у вас могут появиться сомнения в таком «творце». Вокруг столько разных страданий, зачем же Бог всё это создал?

Я слышал, что, когда умерла Мать Тереза, в её дневнике нашли следующую запись: «В конечном итоге я сомневаюсь в том, что Господь сотворил всё». За свою жизнь Мать Тереза видела столько страданий и пыталась помогать всем несчастным и обездоленным. Естественно, у неё возникли сомнения: почему Бог создал все эти проблемы? Кто сотворил все эти страдания? Задаваясь всеми этими вопросами, она написала в дневнике, что сомневается в существовании Бога-творца.

Будда, в свою очередь, говорил, что теория Бога-творца логически противоречива. Бог может делать много добра, может помогать нам, но нельзя утверждать, что он создал всё сущее. Буддисты в это не верят. Но при этом буддисты не являются и атеистами, то есть не утверждают, что Бога вообще не существует. В этом мире есть люди, которые утверждают, что есть некий Бог-творец, который сотворил всё сущее. Они уповают только на этого Бога и просят его послать им хлеб насущный. Они ничего для этого не делают, только молятся, и одними молитвами, конечно, хлеб не падает к ним с неба. Другие люди сами зарабатывают себе на жизнь, сами достают еду и деньги и поэтому говорят, что никакого Бога нет. Это атеисты. Итак, одна категория людей верит в Бога-творца, другая же вообще не верит в Бога. С точки зрения буддизма и те, и другие немного впадают в крайность.

Правильный подход должен быть таким: Бог подобен учителю, а мы — ученикам. Учитель не может одним щелчком пальцев превратить ученика в великого учёного. Это невозможно. Это подобно вере в Бога-творца. Вторая крайность — когда ученик думает: мне не нужен никакой учитель, я всё могу постичь самостоятельно, могу сам себя обучить. Если вы учитесь самостоятельно, у вас уйдёт слишком много времени на то, чтобы открыть даже маленькую теорию. Как вы получите все знания об этом мире самостоятельно, без учителя? Срединный путь — это понимание того, что ученик должен наполовину опираться на свои силы, а на другую половину — полагаться на учителя. Буддийский подход к Прибежищу — это принцип «пятьдесят на пятьдесят». На пятьдесят процентов всё зависит от вас, ученика, и на пятьдесят процентов — от учителя. Именно с таким настроем мы принимаем Прибежище в Будде, в божествах и в защитниках Дхармы. И они действительно могут нам помочь. Но при этом половина успеха зависит от нас самих.

Теперь я объясню, почему Будда — подходящий объект для Прибежища. Существуют четыре причины, по которым Будда подходит для принятия Прибежища.

Во-первых, Будда обладает великим состраданием. Все те, у кого есть великое сострадание, являются надежной опорой. В особенности это касается тех, кто заботится о вас больше, чем о себе. Им можно полностью доверять — они вас никогда не обманут и не предадут. Когда ребёнок находится рядом с матерью, он очень спокоен, потому что знает, что мать будет заботиться о нём больше, чем о себе. А человек, у которого нет сострадания, — ненадёжен. Он может быть вашим другом, когда у вас есть богатство, власть и так далее, но, когда у вас начнутся проблемы, он от вас отвернётся. Когда Будда был ещё бодхисаттвой, он много раз жертвовал своей жизнью, посвящая эту жертву нашему счастью. Когда же он стал Буддой, его сострадание возросло ещё больше. Итак, поскольку Будда наделён великим состраданием, поскольку он заботится о нас больше, чем о себе, он — подходящий объект для принятия Прибежища.

Вторая причина, по которой Будда подходит для Прибежища, состоит в том, что он сам освободился от сансары. Если бы он не был свободен от сансары, он не смог бы нас защитить. Если вы тонете в болоте, то человек, который помогает вам выбраться из трясины, должен сам стоять на твёрдой земле. Подобным образом, если Будда сам не свободен от сансары, как он может нас защитить от сансары и омрачений? Итак, вторая причина в том, что он свободен от омрачений и сансары, поэтому он и подходит для принятия Прибежища. С другой стороны, говорится, что божества, которые сами ещё не свободны от сансары, — неподходящий объект для Прибежища.

Третья причина, по которой Будда подходит для принятия Прибежища, — в том, что он обладает полным потенциалом, или силой, для того чтобы помочь всем живым существам. Если бы у него не было этой силы, то одного сострадания было бы недостаточно. Итак, он создаёт все причины для того, чтобы даровать нам защиту, и если мы со своей стороны создадим эти причины, то непременно достигнем результата. Вспомните, что Будда Майтрейя был постоянно готов помочь Асанге, — и как только Асанга приложил все усилия для очищения негативной кармы, он сразу достиг результата — видения Майтрейи. Чтобы достичь просветления, Будда накапливал заслуги в течение трёх неисчислимых кальп и посвящал их благу каждого живого существа. В этом он подобен матери, которая завещает ребёнку всё своё имущество, все деньги, и единственное, что ему надо сделать, — это приехать и забрать всё это. Точно так же Будда создал полную причину для того, чтобы помочь всем живым существам. Однако мы, дети, так и не идём к своей матери, — вместо этого мы продолжаем вращаться в сансаре. Проблема в том, что мы не создаём никаких причин для того, чтобы встать под защиту Будды и освободиться от сансары. Итак, Будда полон сил для оказания нам помощи, но одной его силы недостаточно, поскольку он — не творец всего сущего. Здесь необходим механизм взаимозависимого происхождения, необходимо взаимодействие двух сторон.

Четвёртая причина, по которой Будда подходит для принятия Прибежища, — в том, что у Будды совершенно равностное отношение ко всем. Тот, кто относится ко всем равностно, совершенно надёжен. Если человек относится к людям пристрастно, на него нельзя положиться. Если вы сделаете ему что-то хорошее, он будет вас любить, а если перестанете приносить ему пользу, он вас возненавидит... Надежный человек—это тот, кто всё время относится к вам одинаково, вне зависимости от того, делаете вы ему добро или нет. Мирские боги ненадежны, так как у них нет этой равностности. Когда вы делаете им подношения, они помогают вам, а если вы перестанете ублажать их, они начнут вам вредить. Поэтому на них опираться нельзя. Что касается Будды, то у него настолько равностное сознание, что если один человек будет умащивать его маслами, благовониями, восхвалять его, а другой в то же самое время будет оскорблять его, колоть и резать его тело — он будет испытывать совершенно равное сострадание и к тому, и к другому. Именно в силу своей равностности он подходит для принятия Прибежища

Запомните четыре причины, делающие Будду подходящим объектом для принятия Прибежища. Во время ретрита, приступая к сессии, сначала вы должны прочесть молитву, затем — все мантры, а потом переходите к чтению мантры Прибежища. Предварительно вы должны провести небольшую аналитическую медитацию. Кстати, вы можете одновременно читать мантру и делать аналитическую медитацию. Сначала нужно обдумать, почему Будда подходит для принятия Прибежища — то есть подумать о четырёх положениях, которые я вам дал. Тогда вы ощутите: он действительно является подходящим объектом для принятия Прибежища.

Когда я размышляю о том, почему Будда подходит для принятия Прибежища, то вспоминаю, что он испытывает необычайное сострадание ко всем живым существам, заботится о нас больше, чем о себе, и у меня возникает сильное чувство Прибежища в Будде. Любой человек, чьё сострадание велико, который любит других больше себя, — полностью надёжен, и в нём можно искать прибежище. Будда же надёжен не только благодаря своему великому состраданию, великой любви, но и благодаря тому, что он полностью свободен от своих омрачений. Он также обладает совершенной силой для того, чтобы защитить нас. Его ум настолько равностен, что если один человек режет и истязает его, а другой в это время ублажает его и натирает ароматными маслами, Будда испытывает к обоим абсолютно равное чувство любви и сострадания — настолько он надёжен. По всем этим четырём причинам Будда — по-настоящему надёжный объект Прибежища.

Некоторые тиртхики (небуддисты) утверждают, что их боги — надёжные объекты прибежища, так как способны видеть то, что творится далеко от них. На это великий индийский мыслитель Ашвагхоша возразил: «Если вы, индуисты, считаете, что ваши боги подходят для прибежища, так как могут далеко видеть, вы должны принять прибежище в орлах — они тоже обладают острым зрением». Некоторые утверждают, что их боги подходят для принятия прибежища, потому что способны летать. Этого тоже недостаточно — тогда вам надо принимать прибежище и в птицах, которые летают. Буддисты же считают, что Будда подходит для принятия Прибежища по этим четырём причинам — не только по одной причине, но по всем четырём. С этим трудно не согласиться.

Во-первых, Будда обладает великим состраданием. Он заботится о других больше, чем о себе. Помимо этого, он сам свободен от сансары. Он полностью свободен от омрачений и не тонет в болоте сансары вместе с нами. Он уже освободился из этой трясины, чтобы протянуть нам руку помощи. Кроме того, Будда обладает силой для дарования нам защиты. Если бы, допустим, у него было только сострадание, но не было бы силы, он не смог бы защитить нас. Ваша мать, например, заботится о вас больше, чем о себе, но она — неподходящий объект для прибежища, потому что у неё недостает силы, и она не свободна от сансары. Она заботится о вас больше, чем о себе, но вместе с вами тонет в болоте сансары. Итак, если бы причиной принятия Прибежища в Будде служили бы только его великое сострадание и забота о вас, этого было бы недостаточно для того, чтобы искать у него защиту.

Равностный ум Будды — это также хорошее основание для принятия Прибежища. У нас в Тибете никогда не было института судейства — в случае разногласий тибетцы обращались за помощью к мудрецу, обладавшему равностным, беспристрастным умом. Раньше в тибетском обществе было много таких мудрых людей. Такой человек никогда не будет выгораживать собственного сына — он судит беспристрастно и объективно, по справедливости. Почему такие люди пользовались всеобщим доверием? Потому, что у них было равностное отношение ко всем. Итак, равностность — одна из основных причин для того, чтобы считать кого-либо надёжным.

И для вас также очень важно развивать равностность и в семейных отношениях, и в обществе. Всегда старайтесь взглянуть на ситуацию объективно. Даже если ваш враг делает что-то хорошее, вы должны быть первым, кто скажет: «Это очень хорошо, я его поддерживаю». А если ваш друг поступает неправильно, не поддерживайте его — тем самым вы его испортите. Вы должны честно сказать: «Я тебя люблю, но здесь ты не прав, и я не могу встать на твою сторону». В семье также нужно поддерживать тех, на чьей стороне правда. Вы должны всегда быть на стороне истины. Например, вам не следует во всём поддерживать своего сына и защищать его перед невесткой. Вы должны поддерживать того, кто прав. Тогда в семье не будет проблем и воцарится гармония.

Итак, когда вы обдумаете эти четыре причины, по которым Будда подходит для принятия Прибежища, у вас появится вдохновение. Вы должны культивировать в себе это вдохновение. Когда мы приобретём все эти четыре качества, мы станем буддами. Тогда и мы станем подходящим объектом для Прибежища. Пока же у нас нет этих четырёх качеств. Мы не можем заботиться о других больше, чем о себе. Мы способны заботиться об одном человеке больше чем о себе, но не обо всех живых существах. Кстати, трудно утверждать, что каждый из нас способен заботиться так даже об одном человеке... В наши дни не каждая мать заботится о своём ребёнке больше, чем о себе. Когда вы полюбите всех живых существ больше себя, вы станете бодхисаттвой. Но даже в этом качестве вы ещё не будете полностью подходящим для Прибежища объектом — для этого вам нужно стать Сангхой. Вы будете объектом поклонения, поскольку будете заботиться о других больше, чем о себе, но ещё не будете объектом Прибежища.

Затем, когда вы полностью освободитесь от омрачений, вы станете архатом. У вас уже не будет омрачений, но не будет полной реализации всего потенциала вашего сознания. Когда ум полностью освобожден от омрачений, это ещё не означает, что у этого ума полностью реализован его потенциал. Хинаянские архаты полностью свободны от омрачений, но у них ещё нет достаточного потенциала для того, чтобы помогать всем живым существам. Они не способны являть миллионы тел, которые могли бы помогать живым существам в миллионах миров. Такой способности у них ещё нет. Когда же вы приобретёте это качество, реализуете весь благой потенциал, необходимый для помощи всем живым существам, — вы станете буддой. Будда не только устранил из своего ума все омрачения и ограничения, но и полностью развил все свои благие качества. Он способен являть миллиарды различных тел для помощи живым существам. Когда практикующий достигает пути видения, то есть прямого познания пустоты, он обретает способность являть сто разных тел. Эти тела могут отправиться в сто миров, чтобы получать в них учение и помогать живым существам. На это всё способен один поток ума.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...