Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЧАСТЬ 3. КОММЕНТАРИИ К ПРАКТИКАМ НЁНДРО 4 страница




Если после сессии у вас возникают негативные эмоции, они для вас очень вредоносны. В особенности это касается соблазнов. Например, если в перерыве между сессиями вы услышали, что идёт такой-то футбольный матч и его показывают по телевизору, а вы очень привязаны к футболу, то во время сессии вам будет очень трудно сосредоточиться. Я, например, очень люблю футбол, и поэтому, когда я сидел в ретрите в Дхарамсале и до меня доходило известие о том, что идёт чемпионат мира, это становилось для меня препятствием. Иногда по вечерам, когда я сидел в медитации, я невольно думал о том, что происходит на чемпионате мира. Когда же чемпионат мира завершился, моя медитация вновь стала очень качественной. Поэтому ошибки в практике часто возникают из-за различных соблазнов. А соблазн возникает из-за того, что в промежутках между медитациями вы слушаете разговоры других людей о том, что где происходит. Эти мелочи приводят к серьёзным ошибкам. Если, играя в шахматы, вы совершите дебютную ошибку, то за ней потом последует много неверных ходов, и вам будет очень трудно защищаться. Если же дебют был безошибочным, вся партия пойдёт как по маслу. Подобным образом, в начале ретрита вы должны во что бы то ни стало избежать этой дебютной ошибки. Тогда ретрит будет очень интересным и полезным. Всё это проанализировали великие мастера прошлого — и не только в теории, но и на собственной практике.

Итак, во время ретрита, особенно если в будущем вы уйдете в длительный ретрит, вы должны изолировать себя от любой информации, поступающей извне. Если уж вы находитесь в ретрите, вам следует полностью отрезать себя от внешнего мира. А когда вы живёте в городе, вы, наоборот, должны знать, что где происходит. Таковы преимущества ретрита. Поэтому не слушайте, что и о чём говорят другие — вы должны всё воспринимать как мантру, не вслушиваясь в слова, не пытаясь вникнуть в их смысл. Это трудно, но очень полезно.

Третье — это превращение всех концепций в проявление Дхармакаи. Какая бы мысль ни возникла у вас в промежутках между медитациями, не пытайтесь подавить её в себе, не отвергайте её, но и не следуйте за ней. Иногда непроизвольно возникают какие-то отрицательные мысли, какая-то привязанность... Не говорите себе: «Ой, как плохо, я же сижу в ретрите, я не должен об этом думать», — так вы только все ухудшите. Такое бывает: когда вы очищаете негативную карму, иногда у вас таким образом может проявиться та или иная неблагая карма. Когда у вас возникают такие проявления, не ругайте и не стыдите себя — в голову может прийти что угодно, и ничего страшного в этом нет. А если вы будете пытаться подавить в себе эту мысль, она будет возникать с удвоенной силой. Это довольно странно... Наверное, это как-то связано с психологией. Наши мысли — как дети. Если ребёнку сказать: «Не играй с ножом», — то ребёнок будет делать именно это. Поэтому, когда возникают такие мысли, позвольте им возникнуть, но не следуйте за ними.

Вы должны знать, откуда берутся все эти мысли. Они возникают из вашего ясного и познающего ума. Этот ясный и познающий ум по своей природе есть природа будды, и именно он потом превратится в Дхармакаю. Каким бы твёрдым ни был лёд, по своей природе он есть вода. Какими бы грубыми ни были привязанность и гнев, по своей природе они — ясный свет. Они возникают из ясного света и затем снова растворяются в ясном свете. Так же, как вода в силу температурных условий застывает и превращается в лёд, а при смене температуры опять тает и становится водой.

Итак, вы должны думать о том, что все концепции есть проявление Дхармакаи. Вы должны знать, что в настоящий момент ваш ум ещё не Дхармакая, но вы превращаете своё ясное и познающее сознание в проявление Дхармакаи. Это называется «принятие Дхармакаи в качестве пути». У вас может возникнуть любая мысль, но не следуйте за ней, осознавайте, что она есть проявление, или игра, Дхармакаи. Не отвергайте их и не следуйте за ними. Просто пребывайте в естественном состоянии и наблюдайте за своим умом. Относительная природа вашего ума — это просто ясность и познавательная способность. Так что просто пребывайте в своём ясном и познающем сознании. И вы должны воспринимать именно это как Дхармакаю. Это ещё не настоящая Дхармакая, но вы тренируетесь, занимаетесь практикой принятия Дхармакаи в качестве пути.

Когда вы пребываете в таком состоянии — в ясности и осознанности своего ума, — никакие негативные эмоции не смогут вас отвлечь, помешать вам. Но вы не должны всё время оставаться в этом нейтральном состоянии. Практикуйте это, когда вам грозит опасность порождения негативных эмоций. Но когда вы порождаете в себе позитивные эмоции, это гораздо лучше. Когда ваш ум настроен позитивно, не погружайтесь в подобное нейтральное состояние — состояние ребёнка, который смотрит на картину.

Но когда к вам подкрадываются негативные эмоции, то смотрите на них именно так, как ребёнок смотрит на картину. Когда ребёнок смотрит на картину — для него это просто картина, он не думает о том, кто художник, сколько она стоит... Он просто воспринимает картину. А у нас, взрослых, при виде художественного полотна возникают разные концепции, и в результате мы привязываемся к картине: «Ой, какая красивая картина! Если она будет моей, я потом могу продать её за большие деньги. Как же мне ею завладеть? Надо что-нибудь придумать...» Из-за всего этого вы и вращаетесь в сансаре. И тогда во время ретрита вы читаете НАМО ГУРУ БЭ НАМО БУДДАЯ..., но в голове строите планы приобретения желанной картины. Не совершайте таких ошибок.

Вам также пригодятся те учения по Махамудре, которые я вам передавал. Все учения вы должны использовать в положенное время — тогда вы станете мастером медитации. А если вы всё время твердите о Махамудре, то вы — глупец. Итак, в положенное время вы должны заниматься медитацией Махамудры, в положенное время делать практику Прибежища, в положенное время развивать бодхичитту — и тогда вы станете настоящим практиком. В противном случае, если вы только и делаете, что пребываете в ясности и осознанности, и у вас нет ни любви, ни сострадания, ни Прибежища, ни мудрости, какой в этом смысл? Это всё равно, что провалиться в глубокий сон...

Если вы будете просто пребывать в нейтральном состоянии ума, в этой ясности и осознанности, то не сможете развить мудрость, познающую пустоту, это просто невозможно. Если вы, пребывая в таком состоянии, разовьёте очень хорошую концентрацию, то, как говорил Кхедруб Ринпоче, у вас будет шанс, правда, весьма небольшой, переродиться в мире без форм. Иначе вы просто создадите причину для перерождения тупым животным. В подобном сосредоточении у вас, конечно, не возникнет негативных эмоций, но и позитивных тоже не будет—будет лишь нейтральное состояние. И это приведёт к рождению в мире животных.

Кхедруб Ринпоче по этому поводу сказал: мы и так уже достаточно тупые, не надо становиться ещё тупее. Не надо становиться ещё тупее, прикрываясь громкими именами Махамудры и Дзогчена. Если вы всё своё время будете посвящать только такой медитации, то волей-неволей отупеете. Кхедруб Ринпоче предостерегал практиков именно от этой опасности.

Итак, когда вам грозит возникновение негативных эмоций, вы должны смотреть на эти беспокоящие вас эмоции, как ребёнок смотрит на картину, но не делайте так всё время. Когда дело доходит до позитивных эмоций, было бы глупо смотреть на них, как ребёнок на картину. Например, когда я даю вам учение, не надо воспринимать моё учение, как ребёнок — картину. Не сидите на учении как истуканы, воспринимая всё учение, все мои слова только лишь как проявление своего ума. В этом случае вам нет никакого смысла сюда приходить — лучше сидите дома. Его Святейшество Далай-лама всегда говорит: «Когда вы слушаете учение, не медитируйте—просто слушайте учение».

Однажды на учении Его Святейшества в Дхарамсале присутствовал один практик медитации. Во время учения он сидел в медитации. Не исключено, что он просто хотел показать людям, какой он йогин... Его Святейшество взглянул на него и спросил: «Что он делает?» Затем строго сказал ему из сострадания: «Если хочешь медитировать, иди отсюда в горы, сиди в горах и медитируй. Здесь медитировать не надо. Здесь получают учение. Слушай внимательно и размышляй над тем, что говорит тебе наставник. Старайся понять смысл его слов. Если раньше ты уже это слышал, прослушай ещё раз, чтобы убедиться, что ты правильно понял учение». Это действительно очень важно. Итак, духовные практики должны знать, что делать в то или иное время, в той или иной ситуации.

В перерывах между сессиями иногда вы можете развивать в себе любовь, сострадание. Когда ваш ум находится в нейтральном состоянии, вы можете породить в себе позитивный настрой — культивируйте любовь и сострадание, думайте о том, как страдают живые существа и желайте, чтобы все живые существа освободились от страданий и причин страданий. «Будды и бодхисаттвы, прошу вас, благословите меня на это! Я проведу ретрит, благодаря этому у меня будет больше силы, и я смогу жизнь за жизнью приносить пользу живым существам». Также осознайте, как живым существам не хватает счастья, и пожелайте, чтобы все живые существа обрели счастье и причины счастья. Вы представляете себя в облике Ямантаки, и в вас зарождается сильная любовь — желание, чтобы все живые существа были счастливы и наделены причинами счастья. «Я сам приведу их к состоянию счастья!» — такова должна быть ваша решимость. «Будды и бодхисаттвы, прошу, благословите меня на то, чтобы мне это удалось! Именно с этой целью я провожу ретрит — для того, чтобы реализовать весь свой потенциал, устранить все свои ограничения. Когда это произойдёт, я достигну состояния будды».

Так выполняется практика превращения концептуальных мыслей в проявление Дхармакаи. Из Дхармакаи непроизвольно исходят любовь и сострадание, но не негативные эмоции. Когда у вас возникают негативные эмоции, не следуйте за ними. Не отвергайте их, но и не цепляйтесь за них. Просто смотрите на них, как ребёнок смотрит на картину, и тогда они сами исчезнут. А когда возникают любовь и сострадание, следуйте за ними. И думайте о том, как живые существа добры к вам и как они страдают. Тогда любовь и сострадания усилятся. И ум будет очень чистым — не просто чистым, он станет нектаром. Порождение таких чувств, как любовь, сострадание и мудрость, превращают ум, подобный чистой воде, в драгоценный нектар.

Если вы будете правильно выполнять эту практику, то в перерывах между медитациями будете чувствовать себя очень счастливыми... Также вы можете читать различные буддийские книги. И иногда размышляйте о Прибежище, о том, что вам грозит опасность перерождения в низших мирах. Нагарджуна советовал на первых порах как можно больше размышлять о страданиях низших миров. Чем больше вы думаете о страданиях животных, о страданиях адов, о страданиях голодных духов, тем сильнее в вашем сердце порождается Прибежище. Этот совет Нагарджуны бесценен. Для тех, кто понимает систему буддийской философии, его слова — драгоценнейшее наставление. Чем больше вы будете размышлять о страданиях низших миров, тем мельче и незначительнее вам покажутся страдания этой жизни. Эти страдания перестанут вызывать у вас депрессию.

Таким образом, за семнадцать дней вы завершите свой ретрит по Прибежищу. Ежедневно вы должны придерживаться одного и того же расписания в своих занятиях. С каждым днём ваша практика должна становиться всё лучше, всё чище — её качество не должно ухудшаться. Ваша практика не должна быть подобна слону. У слона морда очень большая, а хвост маленький. В своей практике вы должны продвигаться от задней части тела слона к передней, но не наоборот...

По завершении ретрита вам следует сделать подношение Цог и посвятить все свои заслуги счастью всех живых существ. Вы должны также произнести особую молитву о том, чтобы в будущем иметь возможность провести новое затворничество, возможно, по практике Ваджрасаттвы или другой теме.

Итак, мы закончили объяснение первой подготовительной практики нёндро — практики Прибежища. Второе нёндро — это практика Ваджрасаттвы, предназначенная для очищения негативной кармы. Вначале вы должны уделять наибольшее внимание очищению негативной кармы. Практика Прибежища тоже сопряжена с очищением, хотя она в большей степени даёт вам защиту и делает вас подходящим сосудом для буддийской практики. Практика Ваджрасаттвы, с другой стороны, целиком связана с очищением негативной кармы. Ваджрасаттва — это особое божество, которое помогает нам очистить неблагую карму. Даже самая тяжкая негативная карма может быть очищена с помощью этой практики. Поэтому практика Ваджрасаттвы имеет для нас особую ценность.

Сейчас у вас нет ясновидения, у вас очень слабое сосредоточение, вам очень трудно породить в своём уме все благие качества... Что мешает вам достичь этого? Виновата в этом только ваша негативная карма Отпечатки негативной кармы, хранящиеся в вашем сознании, подобны грязи на стёклах очков. Если на вас грязные очки, вы видите всё расплывчато и нечётко. Не надо винить во всём своё зрительное восприятие — оно не имеет изъянов, но вы плохо видите из-за грязи, которой покрыты ваши очки. Если вы протрёте очки, то сможете видеть всё предельно чётко и ясно. Те, кто обладает ясновидением, имеют тот же потенциал, что и все мы. Потенциал вашего ума равен потенциалу ума Будды. Различие лишь в том, что в настоящий момент ум Будды может познавать все феномены, а ваш ум — нет. Почему? Потому что вам мешают отпечатки негативной кармы, подобные грязи на стёклах очков. Когда вы смоете эту грязь, сотрёте её, то ваше восприятие обретёт невероятную чёткость. Вы поймёте, что острота вашего зрения не пришла к вам извне — вы изначально имели эту способность. Подобным образом, когда вы очистите негативную карму, вант умственный потенциал проявится сам собой, а не свалится к вам с неба. Этот потенциал был у вас изначально.

В Тибете сохранилось множество историй на эту тему. Один ученик Атиши был очень недалеким человеком и Дхарму понимал с большим трудом. Почему ему было так трудно понять учение? Ему мешали отпечатки негативной кармы. Это не означает, что у него было больше негативной кармы, чем у других, — просто его негативная карма проявилась именно таким образом. Одна негативная карма препятствует пониманию, другая становится причиной страдания и так далее. Но этот ученик всё время прислуживал Атише. Его основной практикой была практика Ваджрасаттвы, которую ему специально дал Атиша. Однажды Атиша заболел, и этот ученик стал за ним ухаживать. Как-то раз он выносил экскременты и мочу Атиши на улицу, при этом, совершенно не воспринимая их как нечто грязное — так велика была его преданность духовному наставнику. Когда он выбросил за дверь экскременты, внезапно его ум необычайно прояснился, и он обрёл способность видеть и слышать всё то, что происходит в различных мирах. Он не мог поверить, что всё это знает и видит... Он также явственно увидел, что делают отшельники, живущие высоко в горах, и мог прочитать их мысли. После этого, стоило ему один раз прочитать какую-то книгу, как он тут же запоминал её наизусть. Эти способности есть у каждого из нас. Но мы не очищаем свою негативную карму, и из-за этого обо всё спотыкаемся. Ученик Атиши увидел, что горные отшельники, не пытаясь очистить свою негативную карму, делают какие-то йогические практики с надеждой достичь высоких реализаций. Увидев это, он засмеялся...

Вам не нужно достигать каких-то новых качеств — все они уже у вас есть. Будда Майтрейя в «Уттаратантре» сказал, что все благие качества, все достоинства существуют в нашем уме от природы, а всё негативное и дурное имеет лишь временный, наносной характер. Майтрейя приводит пример с драгоценным камнем, облепленным грязью. Поскольку он покрыт грязью, он не может выполнять функции драгоценности. А состояние будды — это тот же самый драгоценный камень, который полностью очищен от грязи и умащён благовониями. Эта драгоценность способна исполнить любое ваше желание.

В чём же дело? Только в очищении. Поэтому очищение Ваджрасаттвы имеет принципиальное значение. Не пытайтесь медитировать, практиковать в надежде чего-то достичь — это очередная привязанность. В настоящий момент вы должны делать основной упор на очищении негативной кармы и на том, чтобы избежать рождения в низших мирах. Если вы правильно расставите акценты в своей практике, реализации возникнут сами собой. Когда у вас уже будет уверенность в том, что вы не родитесь в низших мирах, — займитесь практикой освобождения от болезни омрачений, потому что именно из-за этой болезни вы испытываете все страдания.

Когда ваше сердце излечится от болезни омрачений, все реализации проявятся в нём сами собой. В «Сутре сердца» сказано: бодхисаттва, зная, что нет достижения, освобождается от сансары. И поэтому, в особенности в процессе практики, все ожидания и надежды на необычные реализации становятся большим препятствием. Не надейтесь даже на благоприятные сны. Сон — это всего лишь сон. «Я уже два дня усердно практикую — наверное, завтра мне приснится необычный сон»... Если вам приснится хотя бы что-то хорошее, вы уже прыгаете от радости. Почему вам приснился хороший сон? Потому что вы рассчитывали на это, и ваши ожидания проявились в виде образов сновидения. После этого сна вы начинаете гордиться, возомнив себя кем-то особенным... Все эти сны не имеют большого значения.

Расскажу вам одну историю про бурятского геше Шиву Лхарамбу. Когда он прибыл в Тибет учиться, из всех бурят он был самым нерадивым учеником. Он был родом из Агинского автономного округа. Хотя обычно жители Агинска отличаются умом, он был крайне недалёким человеком. Как он ни усердствовал в учёбе, понимание давалось ему с большим трудом. Наконец, он задумался: почему я оказался таким неспособным? Тогда его учитель посоветовал ему сделать практики Ваджрасаттвы и Белого Манджушри. Учитель сказал, что его способности не хуже, чем у остальных, мешает только негативная карма, и порекомендовал ему выполнить эти две практики. После проведения интенсивного затворничества по практике Ваджрасаттвы и Белого Манджушри этот бурят неожиданно стал лучшим учеником в классе. Он стал легко понимать все слова философских текстов и вскоре с отличием защитился на звание геше. Во время экзамена он победил в диспуте всех оппонентов, давая исчерпывающие ответы на любой вопрос и приводя цитаты из любого первоисточника. Хотя его ответы были необычайно точны, он оставался скромным и смиренным монахом. После этой победы его спросили, как могло случиться, что из отсталого, туповатого ученика он превратился в блестящего учёного? Он ответил: «Во время учёбы у всех нас не хватает благих заслуг для постижения учения, мы не очищаем негативную карму, а просто накапливаем информацию. Это ошибка. Обучение и очистительные практики должны выполняться одновременно. Вначале следует уделять даже больше внимания очищению негативной кармы».

Я слышал, что в древние времена монахи в монастырях специально проводили ретриты по Ваджрасаттве, по Манджушри, чтобы очистить негативную карму. Я слышал, что в горах около монастыря Сера в Тибете было много пещер, где монахи проводили затворничество с этой целью.

Практика Ваджрасаттвы и практика Прибежища подходят всем. Даже семидесятилетние монахи делают практику Ваджрасаттвы. Так что не считайте практики Прибежища и Ваджрасаттвы практиками низшего уровня. Эти практики предназначены для людей любого уровня развития, но мы этого не знаем и именно на этом и спотыкаемся.

Я планировал подробно объяснить вам, как выполнять практику Ваджрасаттвы, но сегодня у нас уже нет на это времени.

Вопрос. Имеет ли значение последовательность выполнения практик нёндро? Расскажите, пожалуйста, в каком порядке их лучше выполнять.

Ответ. Сначала — Прибежище, затем — Ваджрасаттву, затем — подношение мандалы, после этого — Гуру-йогу. Дополнительной практикой нёндро является совершение ста тысяч простираний. Если вы сможете—позже сделайте и простирания, если не сможете — ничего страшного. Для физически здоровых людей очень важно сделать сто тысяч раз простираний, а пожилые люди могут быть освобождены от этой практики. В то же время ежедневно вы можете делать по три простирания утром и вечером, перед сном. Это тоже практика нёндро. Во время совершения простираний читайте мантру увеличения заслуг от простираний, и тогда, с помощью этой мантры, вы сможете за несколько месяцев завершить нёндро простираний.

Скоро вы получите посвящение Ямантаки и учение по тантре Ямантаки, так что внутренне готовьтесь к этому событию. Это очень большая удача — получить подобное учение в Москве. Одна из уникальных особенностей тантры Ямантаки заключается в том, что она содержит в себе полную, целостную систему тантрической практики. Поэтому, когда вы после завершения нёндро достигнете некоторых реализаций, вам не придётся искать новых наставлений. Все необходимые вам инструкции содержатся в Ламриме и в тантре Ямантаки.

По словам Кхедруба Ринпоче, тантра Ямантаки имеет пять уникальных особенностей, которых лишены другие тантры. Само посвящение в эту тантру оставит в вашем сознании глубокие отпечатки. Если же после посвящения вы увидите мандалу, которая была использована во время посвящения, то созерцание мандалы очистит вас от негативной кармы, накопленной в течение множества, множества жизней. Тем, кто уже получал посвящение Ямантаки, очень важно получить его снова — тем самым вы восстановите нарушенные тантрические самайи. Если уж вы получили посвящение Ямантаки, впоследствии старайтесь получать его вновь и вновь, так как посвящение очищает ваши тантрические нарушения и падения. С каждым новым посвящением вы получаете всё более сильное благословение тантры Ямантаки.

Именно так поступали настоящие индийские йогины — они стремились вновь и вновь получать посвящение в тантру одного божества, не искали тантры других божеств и целенаправленно занимались практикой одного божества. Благодаря этому они, в конце концов обретали видение этого божества, что позволяло им увидеть и тысячи других божеств.

После распространения тантры в Тибете тибетцы вначале допускали одну ошибку: они получали посвящения в сотни тантр различных божеств, но ни одну йогу божества толком не практиковали. Поэтому великие индийские махасиддхи, преисполнившись к ним сострадания, говорили: «Мы, махасиддхи Индии, медитируем на одно божество и достигаем реализации сотен божеств, а вы, тибетцы, медитируете на сотни божеств, но не осуществляете реализации ни одного из них». Теперь то же самое я повторяю русским. Мы, тибетские ламы, медитируем на одно божество и достигаем реализации сотен из них, а вы, россияне, медитируете на сотни божеств, но не реализуете ни одно из них. Я также говорю вам это из сострадания. Когда вы кого-то критикуете — критикуйте с чувством сострадания, но не высокомерия.

Итак, вам очень повезло. Вообще-то вы должны постоянно просить учителя о даровании подобных посвящений, но вы этим себя не утруждаете. Если бы я был геше Навангом Даргье — моим учителем, я бы не дал вам никакого посвящения. Геше Наванг Даргье был очень строг, и если его недостаточно просили, он не давал посвящений. Я же к вам слишком добр. Мне кажется, иногда мне всё же следует брать пример со своего учителя.

 

Практика Ваджрасаттвы

 

1 декабря 2000 года

Я рад снова вас видеть. Завтра я уезжаю в Ростов, вернусь седьмого декабря, а восьмого будет большой праздник — 50-летие интронизации Его Святейшества Далай-ламы на посту духовного и светского лидера Тибета. В Москве состоится праздничное мероприятие по этому поводу, и я буду на нём присутствовать. На это мероприятие приглашаются все желающие — в первую очередь, все вы.

После этого, девятого декабря, я уезжаю в Калмыкию, а потом мне придётся посетить и Бурятию. Бурятские ученики очень расстроены из-за того, что я уезжаю в Индию, и просили меня перед отъездом заехать к ним. Некоторые пожилые буряты не уверены, что доживут до моего возвращения через три года, и хотят получить от меня наставления и благословение. Мне придётся поехать не только в Бурятию, но и в Туву. По пути в Туву я день или два проведу в Иркутске, и ещё два-три дня буду давать учение в Туве. 27-го или 28-го декабря я вернусь в Москву. После нескольких дней отдыха у нас возобновятся лекции — со второго января. Затем, если мы найдём место для семинара, то с 6-го по 7-е января пройдёт двухдневный учебный ретрит. Все зависит от того, найдём ли мы подходящее место. За месяц можно найти... Двенадцатого января будет благословение Тары — специально для устранения препятствий в новом году. Тара — божество благой активности, поэтому она принесёт вам удачу в жизни. Пятнадцатого января я уезжаю в Индию. Всё непостоянно. А затем, когда через три года я вернусь сюда, у нас будет новая программа учений.

В моё отсутствие вы должны делать те практики, что я вам передал. Ядал вам достаточно наставлений по практике. Раньше так оно и было — учителя не всё время проводили вместе с учениками. Если дети постоянно находятся под опекой родителей, они вырастут избалованными. Поэтому духовные учителя давали ученикам учение и затем удалялись в медитацию, предоставляя ученикам возможность последовать их примеру.

Вы получили достаточно материала для медитации на три года. В течение этих трёх лет вам не надо суетиться, чтобы собрать дополнительный материал, — его у вас уже предостаточно. Читайте книги и вспоминайте то учение, которое уже получили. Самое главное — пытайтесь укрощать свой ум и меняться к лучшему. Сделайте сто тысяч раз практику Прибежища. До моего приезда вы должны закончить три практики нёндро — практики Прибежища, Ваджрасаттвы и Гуру-йоги. После возвращения я, возможно, дам вам более подробные наставления по практике. Я уже подробно объяснил вам, как выполнять сто тысяч раз практику Прибежища. Те из вас, кто не был на всех этих учениях, должны постараться приобрести в Центре ламы Цонкапы аудиокассеты с их записью. Как я вам уже говорил, вначале уделяйте основное внимание очищению негативной кармы и накоплению заслуг. Чем больше вы этим занимаетесь, тем более укрощенным станет ваше сознание, и тем проще вам будет достичь высоких реализаций.

Прежде чем рассказать о практике Ваджрасаттвы, я передам вам обет Прибежища, затем мантру Ваджрасаттвы — по просьбе новичков. Те из вас, кто уже получил передачу этой мантры, должны ощутить, что она стала ещё сильнее в потоке вашего ума.

Визуализируйте меня в форме Манджушри — божества жёлтого цвета, который в правой руке держит меч, а в левой руке — текст Праджняпарамиты на цветке синего лотоса. Над моей головой представляйте Его Святейшество Далай-ламу, а вокруг меня — будд, бодхисаттв и божеств. Когда я буду произносить слова мантры Прибежища НАМО ГУРУ БЭ НАМО БУДДАЯ..., повторяйте их за мной. В это время представляйте, что изо рта Его Святейшества и из моего рта исходит белый свет, который входит в вас через рот, опускается вам в сердце и остаётся в нём в качестве чистого обета Прибежища. Основной обет Прибежища — это непричинение вреда другим.

(Передача обета Прибежища, мантр Ваджрасаттвы, Ваджрапани, Авалокитешвары, Манджушри, Тары, Будды Медицины.)

Основная цель практики Ваджрасаттвы—это очищение негативной кармы. Ваджрасаттва—это божество, которое является проявлением союза блаженства и пустоты, оно обладает огромной силой, способствующей очищению негативной кармы. Если в прошлом вы накопили очень много негативной кармы, даже если совершили пять тяжелейших преступлений: убийство отца и матери, убийство архата и так далее, — то с помощью практики Ваджрасаттвы вы сможете очистить даже эту негативную карму.

Несмотря на то, что существует много очистительных практик, практика Ваджрасаттвы считается одной из наиболее эффективных.

Практику Ваджрасаттвы можно выполнять как в рамках Крия-тантры, так и в соответствии с Махаануттара-йогатантрой. Те, кто уже получил посвящение Ямантаки, могут делать практику Ваджрасаттвы в рамках Махааннутара-йогатантры. Остальные могут делать эту практику по системе Крия-тантры.

Для очищения негативной кармы необходимо порождение четырёх противодействующих сил. Какую бы практику вы ни делали, если в ней не будет хотя бы одной из этих противодействующих сил, вы не сможете очистить свою негативную карму. Простой визуализации и чтения мантры для этого недостаточно.

Сейчас я объясню практику Ваджрасаттвы, которая включает в себя все четыре противодействующие силы. Первая сила — это сила раскаяния. Практику Ваджрасаттвы следует делать по четыре сессии в день. При этом вы должны знать, что делать в начале сессии, в середине сессии и в конце сессии. В начале сессии вы должны сосредоточиться на первой противодействующей силе, которая называется силой раскаяния, или сожаления.

Перед тем как приступить к практике, вы должны установить алтарь, разместить на нём подношения, торма — как я вам уже объяснял, когда давал комментарии к ретриту по Прибежищу. Затем вы садитесь на удобное сиденье, принимаете Прибежище и развиваете правильную мотивацию: «Для того, чтобы достичь состояния будды ради блага всех живых существ, сначала я должен очистить свою негативную карму. Чем больше негативной кармы я очищу, тем больше у меня будет сил и тем большую пользу я смогу принести живым существам». После порождения подобной мотивации вы развиваете в себе сожаление о накопленной за бесчисленное количество жизней негативной карме. Как породить в себе это чувство?

Сначала проведите краткую аналитическую медитацию на непостоянство и смерть. Об этом говорит и Шантидева в «Бодхичарья-аватаре»: для того, чтобы развить в себе раскаяние, сначала подумайте о непостоянстве и смерти. Вы должны осознавать три реальные ситуации своей жизни. Когда вы осознаете их, это и будет результатом медитации на непостоянство и смерть.

Первая реальная ситуация состоит в том, что рано или поздно вы, несомненно, умрёте. Когда мы рождаемся на свет, это подобно падению из самолёта, который летит на большой высоте. Вы падаете и с каждым мгновением всё ближе к земле... Подобно этому, после рождения вы с каждым мгновением подходите всё ближе к смерти. Это первая реальная ситуация вашей жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...