![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы исторической динамики науки.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Становление опытных наук в культуре западного типа. 2. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. 3. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблема преемственности в развитии науки. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер). 4. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания. Темы индивидуальных выступлений: ü Понятие научной рациональности. Эволюция форм научной рациональности в истории познания. ü Специфика научной рациональности в современной культуре. ü Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. ü Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. ü Наука — технология — техника: механизмы и закономерности взаимодействия. Занятие 2 (2 часа). Современные модели структуры Научно-познавательной деятельности Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Структура научно-познавательной деятельности. 2. Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании. 3. Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования. 4. Современные концепции структуры и развития научного познания П.К.Фейерабенд, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Дж.О’Нийл и др.). Темы индивидуальных выступлений: ü Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания. ü Теоретические модели в структуре научного познания. Теоретическое моделирование в гуманитарном исследовании. Занятие 3 (2 часа). Метатеоретические основания науки. Культура и стиль научного мышления Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Феномен предпосылочности научного знания и понятие метатеоретических оснований науки. 2. Научная картина мира и ее историческая динамика. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании. 3. Проблема описания и объяснения в научном познании. Понятие идеалов и норм научного исследования. 4. Стиль научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Современный стиль научного мышления. Темы индивидуальных выступлений: ü Научная картина реальности в культурологических дисциплинах. ü Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины; феномен научной революции. ü Историческая эволюция идеалов и норм науки. ü Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке. Занятие 4 (2 часа). Научное познание и ценности современной культуры Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Наука в системе социальных ценностей. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. 2. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой. 3. Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентизм и гуманитарное познание. 4. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. 5. Понятие девиантной науки. Феномен паранауки в современной культуре.
Темы индивидуальных выступлений: ü Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. ü Современная этика науки и гуманизация научного познания. Занятие 5 (2 часа). Проблемы современной философской методологии: Методология и методика научного исследования (занятие проводится в форме конференции-презентации) Объекты презентации: 1. Специфика философско-методологического анализа науки. Современная многоуровневая концепция методологического знания. 2. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. 3. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). 4. Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.). 5. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Определения и их роль в формировании научной терминологии
Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования. Занятие 6 (2 часа). Проблемы современной философской методологии: Методы эмпирического и теоретического познания В структуре гуманитарного научного исследования (занятие проводится в форме конференции-презентации) Объекты презентации: ü Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике. ü Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании. ü Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования. ü Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования. ü Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования. ü Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования. Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию общей методологии и конкретных методов, которые буду4т использованы в диссертационном исследовании. Занятие 7 (2 часа). Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Наука как социальный институт: социально-философские аспекты исследования науки. 2. Организационные формы развития науки. Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. 3. Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Политический контекст развития науки, наука и идеология. 4. Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. 5. Наука и образование. Современные стратегии развития образовательных технологий. Темы индивидуальных выступлений: ü Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции. ü Проблема социального статуса ученого. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. ü Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке. ü Формы научной коммуникации. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии». ü Проблема диалога в научном сообществе. Культура научной дискуссии. ü Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Занятие 8 (2 часа). Наука в системе современного общества. Перспективы развития и |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |