Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы исторической динамики науки.




Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Становление опытных наук в культуре западного типа.

2. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

3. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблема преемственности в развитии науки. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер).

4. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Понятие научной рациональности. Эволюция форм научной рациональности в истории познания.

ü Специфика научной рациональности в современной культуре.

ü Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.

ü Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

ü Наука — технология — техника: механизмы и закономерности взаимодействия.

Занятие 2 (2 часа).

Современные модели структуры

Научно-познавательной деятельности

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Структура научно-познавательной деятельности.

2. Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании.

3. Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования.

4. Современные концепции структуры и развития научного познания П.К.Фейерабенд, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Дж.О’Нийл и др.).

Темы индивидуальных выступлений:

ü Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания.

ü Теоретические модели в структуре научного познания. Теоретическое моделирование в гуманитарном исследовании.

Занятие 3 (2 часа).

Метатеоретические основания науки.

Культура и стиль научного мышления

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Феномен предпосылочности научного знания и понятие метатеоретических оснований науки.

2. Научная картина мира и ее историческая динамика. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании.

3. Проблема описания и объяснения в научном познании. Понятие идеалов и норм научного исследования.

4. Стиль научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Современный стиль научного мышления.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Научная картина реальности в культурологических дисциплинах.

ü Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины; феномен научной революции.

ü Историческая эволюция идеалов и норм науки.

ü Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке.

Занятие 4 (2 часа).

Научное познание и ценности современной культуры

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Наука в системе социальных ценностей. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки.

2. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой.

3. Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентизм и гуманитарное познание.

4. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.

5. Понятие девиантной науки. Феномен паранауки в современной культуре.

 

Темы индивидуальных выступлений:

ü Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

ü Современная этика науки и гуманизация научного познания.

Занятие 5 (2 часа).

Проблемы современной философской методологии: 

Методология и методика научного исследования

(занятие проводится в форме конференции-презентации)

Объекты презентации:

1. Специфика философско-методологического анализа науки. Современная многоуровневая концепция методологического знания.

2. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования.

3. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.).

4. Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.).

5. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Определения и их роль в формировании научной терминологии

 

Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Занятие 6 (2 часа).

Проблемы современной философской методологии:

Методы эмпирического и теоретического познания

В структуре гуманитарного научного исследования

(занятие проводится в форме конференции-презентации)

Объекты презентации:

ü Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике.

ü Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании.

ü Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования.

ü Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования.

ü Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования.

ü Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования.

Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию общей методологии и конкретных методов, которые буду4т использованы в диссертационном исследовании.

Занятие 7 (2 часа).

Наука и образование. Статус ученого в современном мире и

гуманизация научного познания.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Наука как социальный институт: социально-философские аспекты исследования науки.

2. Организационные формы развития науки. Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.

3. Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Политический контекст развития науки, наука и идеология.

4. Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры.

5. Наука и образование. Современные стратегии развития образовательных технологий.

Темы индивидуальных выступлений:

ü Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции.

ü Проблема социального статуса ученого. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии.

ü Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке.

ü Формы научной коммуникации. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии».

ü Проблема диалога в научном сообществе. Культура научной дискуссии.

ü Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии.

Занятие 8 (2 часа).

Наука в системе современного общества. Перспективы развития и










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...