Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Напомним основные этапы антропосоциогенеза.
¶ Факторы, влияющие на процесс становления человека и общества:
1. Труд- это целесообразная общественно-полезная деятельность, которая совершается в системе "человек- природа- общество" и направлена на создание социальных, материальных и духовных ценностей; 2. Язык- система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. 3. Регулируемое воспроизводство потомства - это продолжение рода и воспитания детей; 4. Нравственно-социальные запреты и требования (предписания): а) запрет на кровосмесительство; б) запрет на убийство ближнего; в) поддержание жизни соплеменника, независимо от его физической приспособленности к жизни.
Таковы факторы антропосоциогенеза. Вне зависимости от района земного шара мы видим присутствие человеческих существ, о которых правомерно утверждать, что : а) они умеют изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ; б) они знают простейшие нравственные запреты; в) они не могут существовать вне общества; г) их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно волевой характер; д) они производят себе подобных.
Это повсеместный, общепланетарный фундамент человечности, заложенный еще в доклассовом обществе. Он древнее и основательнее всех социокультурных различий.
¶ Природа и сущность человека.Человек – субъект исторически-социально-культурной деятельности, представляющий собой единство социальной и биологической природы. Итак, человек существо природное и социальное. Его включенность в два мира порождает некоторые проблемы актуального существования людей, проблемы объяснениия природы человека. Рассмотрим две из них: - какое из начал является доминирующим в формировании способностей, чувств и поведения человека? - признавая, что каждый человек уникален в практической жизни мы, однако, группируем людей по различным признакам, из которых одни (пол, возраст) определяются биологически, другие (положения в обществе, образование) - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального. Исходя из этих проблем, выделим несколько подходов в рассмотрении вопроса о сущности человека. ¶ Концепции сущности человека: 1)Биологизаторский подход - Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, бихевиоризм и др.). «Философия жизни» - описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология); 2)Экзистенциальный подход-Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм). 3) Социологизаторский подход - человек рассматривается как результат социальных отношенийМарксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого. Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.); 4) Био-социологизаторский подход в данном случае человек рассматривается как единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненного приобретённого.
¶ Если рассматривать человека как систему, то в ней можно выделить несколько подсистем: биологическую, социальную и психологическую. Два неразрывных начала - биологическое и социальное определяют в конечном счёте черты, качества и поведение человека. Биосоциальная природа человека ставит его в условия, когда он в одинаковой мере подвластен и силовым полям социально-политической сферы, и законам природы, и дыханию Земли, и ритмам холодного Космоса. Человек - это существо, живущее полнокровной жизнью, мыслящее и чувствующее, переживающее порой мучительные противоречия: а) между велением разума и влечением его природы; б) между борьбой за жизнь и смертельной тоской; в) между личными переживаниями и велением долга. Направления философской антропологии: Биологическое (человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения). Социальное (отличие человека от животного — это его деятельный труд. В своей деятельности человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п). И здесь проявляются Принципиальные отличия человека от животных. разум, воля к самосовершенствованию, духовность, высокий уровень абстракции, совесть, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум). А основными факторамисоциальной эволюции человека являются: мораль,религия,наука,язык,творчество. ¶ Человек как проект, обращенный в будущее: • Образ совершенного человека, который постепенно должен лишиться таких черт, как эмоции, старение и неведение; • Современный человек – это не вершина развития живых существ, а промежуточное звено; • Человек приспосабливается к окружающей или изменившейся среде с помощью техники, отсюда образ киборга, измеряемый не только и не столько протезами, искусственной кожей и металлическим каркасом, сколько программируемостью и заменяемостью; • На смену человеческой индивидуальности приходит клон (двойник, копия) и мутант (гибрид); • Приход постчеловека окончательно подорвет семейные отношения, половую дифференциацию, приведет к установлению конфликтного и жестко иерархичного общества. Таким образом, человек есть существо биосоциальное, выступающее субъектом и объектом общественно - исторического процесса, социальных отношений и труда, обладающее мышлением и членораздельной речью. Но он многолик, как многолика его природа, и может развиваться во всех направлениях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 468. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |