Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Категории как ступени познания мира.
Категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные и закономерные свойства, стороны, отношения явлений объективного мира.
Категории материалистической диалектики делят на следующие группы:
1. Категории, выявляющие наиболее общие характеристики материи и сознания. К ним можно отнести: материя, сознание, движение, связь, развитие, отражение и др. 2. Категории, характеризующие процесс познания – познание, объект, субъект, истина, мышление и т.д. 3. Категории основных законов диалектики – количество, качество, мера, противоположность, отрицание и т.д. 4. Парные категории диалектики, которые позволяют сформулировать и выразить неосновные законы диалектики. К ним относятся – сущность и явление, единичное, особенное и общее, необходимость и случайность, свобода и необходимость, возможность и действительность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие.
Категории диалектики обладают следующими чертами: - они имеют объективное содержание; - они изменчивы, подвижны, гибки; - в процессе развития они наполняются новым содержанием; - это ступеньки в процессе познания; - они тесно взаимосвязаны между собой; - носят субъективную форму, выступая в виде всеобщих и необходимых форм человеческого мышления.
Далее рассмотрим парные категории диалектики.
Законы диалектики, выраженные парными категориями.
Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности. Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции (направления) развития материальной системы. Сущность всегда скрыта за поверхностью явления и чем она глубже лежит, тем более трудным и длинным оказывается ее познание в теории. Что значит постигнуть сущность? - это значит понять причину возникновения объекта или явления, законы его жизни, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства. Сущность того или иного процесса раскрывается с различной степенью полноты. Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т.д.без конца.
Диалектика сущности и явления. ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь и далее под диалектикой парных категорий понимается: как эти парные категории соотносятся; что чему предшествует; характер связи между ними; гносеологическая значимость этих категорий; Существенное - это значит важное, определяющее (необходимое в объекте). Когда мы говорим сущность, то имеем в виду именно закономерное. Однако сущность и закон не тождественны. Сущность - шире и богаче. Сущность заключается в целом комплексе законов. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще. Видимость (кажимость) - это субъективно искаженный образ явления, хотя за ним скрывается объективная реальность. Необходимо отличать объективно существующие явления от видимости.
Единичное, особенное и общее.Окружающий нас мир един, но он существует в совокупности различных вещей, явлений, событий, обладающих своими индивидуальными, неповторимыми признаками. Единичное - категория, характеризующая существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью. Общее - категория, выражающая общность свойств и отношений вещей. Она отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами. Особенное - связующее звено между единичным и общим. Общее не существует до и вне единичного, точно также единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного. Общность и развитие - это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, отношений и тенденций развития.
Диалектика единичного, особенного и общего Общее выражается в единичном, но нельзя сказать, что общее возникает из единичного и наоборот. И то, и другое существует только в единстве, в постоянном изменении и развитии. Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно схватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д., и т.д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т.д. Каждое единичное богаче общего, т.к. оно помимо общих черт и признаков имеет и специфические. Зато общее глубже отдельного, т.к.является главной стороной, сущностью предмета. Единичное и общее находятся в диалектической противоположности. Если общее указывает на связь данного предмета с другими, то единичное, наоборот, на его отличие от других.
Необходимость и случайность Философские категории, выражающие отношение к сущности процесса, его отдельных проявлений. Необходимость - устойчивая связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Случайность - это то, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может произойти так, может совершиться иначе. Необходимое вытекает из сущности вещей и при определенных условиях должно обязательно произойти. Следует различать необходимость и неизбежность. Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все возможности и остается лишь одна из них. (Фатализм - вера в судьбу, в определенное. В мире, в жизни общества и определенного человека все заранее предопределено богом или судьбой, или мировым духом, слепая сила которых неотвратима. "Чему быть, того не миновать").
Диалектика необходимости и случайности: - необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное; - случайность ускоряет или замедляет ход необходимого процесса; - случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость; - главное направление развития определяет необходимость; Учет диалектики Н. и С.- важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить закономерное, необходимое. Однако важен и анализ различных случайных, единичных факторов. Наука движется к вскрытию того, что лежит в их основе,- к определению необходимости.
Свобода и необходимость Философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода воли - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий, основанная на познании закономерных связей, явлений и событий объективного мира. Необходимость – устойчивая связь явлений, процессов социальной действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Идеалисты рассматривают Н. и С., как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не диктуется внешними условиями. Диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной Н., как первичного, а воли и сознания человека, как вторичного, производного. Чем глубже человек постигает объективные законы природы и господствующих над людьми в определенных исторических условиях общественных сил, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Диалектика свободы и необходимости в истории Свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи свободы выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, в прошлом привела к данному общественному состоянию. Сама Н. содержится в свободе данных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В этом смысле свобода и есть сознательная необходимость. Это осознание означает умение применять познанное на практике. С. и Н. проявляются в своей неразличимости. Современное общество призвано обеспечить объективные условия достижения реальной свободы: свобода является основой гуманного общества, она есть сокровенный смысл общества. Необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 748. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |