Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категории как ступени познания мира.




 

Категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные и закономерные свойства, стороны, отношения явлений объективного мира.

 

Категории материалистической диалектики делят на следующие группы:

 

1. Категории, выявляющие наиболее общие характеристики материи и сознания. К ним можно отнести: материя, сознание, движение, связь, разви­тие, отражение и др.

2. Категории, характеризующие процесс познания – познание, объ­ект, субъект, истина, мышление и т.д.

3. Категории основных законов диалектики – количество, качест­во, мера, противоположность, отрицание и т.д.

4. Парные категории диалектики, которые позволяют сформулировать и выразить неосновные законы диалектики. К ним относятся – сущность и явление, единичное, особенное и об­щее, необходимость и случайность, свобода и необходимость, возможность и действительность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие.

 

Категории диалектики обладают следующими чертами:

- они имеют объективное содержание;

- они изменчивы, подвижны, гибки;

- в процессе развития они наполняются новым содержанием;

- это ступеньки в процессе познания;

- они тесно взаимосвязаны между собой;

- носят субъективную форму, выступая в виде всеобщих и необходимых форм человеческого мышления.

 

Далее рассмотрим парные категории диалектики.

 

Законы диалектики, выраженные парными категориями.

 

Сущность и явление - философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире.

Явление - конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Сущность – совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции (направления) развития материаль­ной системы.

Сущность всегда скрыта за поверхностью явления и чем она глубже лежит, тем более трудным и длинным оказывается ее познание в теории.

Что значит постигнуть сущность?

- это значит понять причину возникновения объекта или явления, законы его жизни, свойственные ему внутрен­ние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства.

Сущность того или иного процесса раскрывается с различной степенью полноты.

Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т.д.без конца.

 

Диалектика сущности и явления.

ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь и далее под диалектикой парных категорий пони­мается:

как эти парные категории соотносятся; что чему предшествует; характер связи между ними; гносеологическая значимость этих категорий;

Существенное - это значит важное, определяющее (необходимое в объ­екте). Когда мы говорим сущность, то имеем в виду именно закономерное.

Однако сущность и закон не тождественны. Сущность - шире и богаче. Сущность заключается в целом комплексе законов.

Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще.

Видимость (кажимость) - это субъективно искаженный образ явления, хотя за ним скрывается объективная реальность.

Необходимо отличать объективно существующие явления от видимости.

 

Единичное, особенное и общее.Окружающий нас мир един, но он существует в совокупности различных вещей, явлений, событий, обладающих своими индивидуальными, неповтори­мыми признаками.

Единичное - категория, характеризующая существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью.

Общее - категория, выражающая общность свойств и отношений вещей. Она отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элемента­ми, частями данной системы, а также между различными системами.

Особенное - связующее звено между единичным и общим. Общее не существует до и вне единичного, точно также единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного.

Общность и развитие - это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и не­равенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, пов­торяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, отношений и тенденций развития.

 

Диалектика единичного, особенного и общего

Общее выражается в единичном, но нельзя сказать, что общее возника­ет из единичного и наоборот. И то, и другое существует только в единстве, в постоянном изменении и развитии.

Отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое от­дельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона, или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно схватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т.д., и т.д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т.д.

Каждое единичное богаче общего, т.к. оно помимо общих черт и приз­наков имеет и специфические. Зато общее глубже отдельного, т.к.явля­ется главной стороной, сущностью предмета.

Единичное и общее находятся в диалектической противоположнос­ти. Если общее указывает на связь данного предмета с другими, то единичное, наоборот, на его отличие от других.

 

Необходимость и случайность

Философские категории, выражающие отношение к сущности процес­са, его отдельных проявлений.

Необходимость - устойчивая связь явлений, процессов, объектов дейс­твительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

Случайность - это то, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может произойти так, может совершиться иначе.

Необходимое вытекает из сущности вещей и при определенных услови­ях должно обязательно произойти. Следует различать необходимость и неизбежность.

Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все возможности и остается лишь одна из них.

(Фатализм - вера в судьбу, в определенное. В мире, в жизни общества и определенного человека все заранее предопределено богом или судь­бой, или мировым духом, слепая сила которых неотвратима. "Чему быть, того не миновать").

 

Диалектика необходимости и случайности:

- необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное;

- случайность ускоряет или замедляет ход необходимого процесса;

- случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость;

- главное направление развития определяет необходимость;

Учет диалектики Н. и С.- важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить законо­мерное, необходимое. Однако важен и анализ различных случайных, еди­ничных факторов. Наука движется к вскрытию того, что лежит в их осно­ве,- к определению необходимости.

 

Свобода и необходимость

Философские категории, выражающие взаимоотношения между деятель­ностью людей и объективными законами природы и общества.

Свобода воли - сознательная целеустремленность человека на выпол­нение тех или иных действий, основанная на познании закономерных связей, явлений и событий объективного мира.

Необходимость – устойчивая связь явлений, процессов социальной действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их разви­тия.

Идеалисты рассматривают Н. и С., как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не диктуется внешними условиями.

Диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной Н., как первичного, а воли и сознания челове­ка, как вторичного, производного. Чем глубже человек постигает объек­тивные законы природы и господствующих над людьми в определенных исторических условиях общественных сил, тем более осознанной и сво­бодной становится его деятельность.

Диалектика свободы и необходимости в истории

Свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализует­ся только через свободу, в виде бесконечной цепи свободы выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, в прошлом привела к данному общественному состоянию.

Сама Н. содержится в свободе данных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В этом смысле свобода и есть сознательная необходимость. Это осознание означает умение применять познанное на практике.

С. и Н. проявляются в своей неразличимости.

Современное общество призвано обеспечить объективные условия дос­тижения реальной свободы: свобода является основой гуманного общест­ва, она есть сокровенный смысл общества.

Необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 634.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...