Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Закон отрицания отрицания о направленности развития




Закон отрицания отрицания занимает особое место в материалистической диалектике, поскольку тесно связан с рассмотренными законами, но выявляет такие особенности развития, которые не отражены в них. Если закон эдинства и борьбы противоположностей указывает на источник развития, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует механизм перехода от одной стадии к другой , то закон отрицания отрицания показывает общую картину развития, его направленность.

Закон отрицания отрицания выражается следующими категориями:

Отрицание - необходимый момент развития, условие качественного развития вещей, превращение одного предмета в другой. В ходе развития борьба противоположностей приводит к отрицанию одной из противоположных сторон и возникновению нового качества. Это такое отношение между двумя ступенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее старого и возникновению нового качественного состояния. Бывает механическим (уничтожение старого без сохранения момента развития и диалектическим (самоотрицание, каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внутреннего противоречия).

Диалектическое отрицание (снятие) - означает одновременное унич­тожение и сохранение чего-либо. Это объективный процесс "самоотри­цания", обеспечивающий движение вперед. Предшествующее одновременно и отрицается, и сохраняется.

 

Сохраняется в двояком смысле:

1. Без предшествующего развития не было бы основы для новых форм;

2. Все, что сохраняется от предшествующей ступени развития, перехо­дит на следующую ступень в существенно преобразованном виде.

Отрицание отрицания - из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием отрицания.

Исходным для понимания является положение о том, что всякое развитие складывается из последовательности циклов. Цикличность – основа всякого развития. Цикл состоит из нескольких стадий: превращение предметов в противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). То есть закон показывает особенности циклического развития. Каждая более высокая ступень отрицает предыдущую и вместе с тем подымает ее на новую ступень, сохраняя положительное в содержании.

Особенность диалектического отрицания в том, что оно само рано или поздно подвергается отрицанию, поэтому развитие никогда не заверша­ется, а продолжается без конца. Идет накопление положительных харак­теристик для восходящего развития. Приводится явление в противопо­ложность этой противоположности, обусловливая как бы возврат к ста­рому, а в целом спиралевидную форму развития.

Таким образом, закон отрицания отрицания показывает, что развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обусловливают связь, преемственность между старым и новым, удержание (снятие) положительного в старом и тенденцию поступательного в целом, восходящего, спиралевидного развития с повторением отдельных черт прошлого на новой качественной основе. Важнейшая форма развития при этом не круговые движения, а поступательность.

Диалектическое отрицание есть "разрешение противоречия" между новым и старым, есть "скачок" от старого качества к новому. Этим под­черкивается глубокое единство всех основных законов диалектики.

 

Итак, закон отрицания отрицания показывает нам циклический, необратимый характер процесса развития, его основные этапы, взаимосвязь старого и нового согласно этому закону развитие идет через цепь диалектических отрицаний, обусловливающих преемственность между старым и новым, удержание (снятие) положительного в старом, повторение отдельных черт прошлого на новой качественной основе.

 

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление превращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко "вытягивается" в стебель), затем происходит возврат к исходному явлению, но на более высоком уровне (на стебле появляется не одно, а несколько зерен). Рассматриваемый закон, видимо, характерен для процессов с циклическим характером развития. Однако развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современное общество вернется, в том числе и на так называемой более высокой основе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствующих наук, которые прекрасно обходятся без таких довольно непроясненных понятий, как "превращение в свою противоположность" и "отрицание отрицания".

 

Наш анализ трех законов объективной диалектики показывает, что тому, кто выступает от имени философии, следует быть очень осторожным в обобщении научных данных. Всякое их игнорирование, сколько бы их автор не восхвалял философию, вредит последней. В союзе философии с другими науками нет первичного и вторичного, здесь торжествует сотрудничество, разумеется, высокоинтеллектуальное.

 

 

Выводы по разделу в целом

 

1. Диалектическое понимание действительности, теорети­ческое и практическое овладение ею требует знания принципов за­конов и категорий диалектики.

2. В категориях диалектики отражены всеобщие характеристики, стороны, свойства окружающего мира.

3. С помощью основных парных категорий диалектики идет углубление в сущность изучаемых явлений, вскрываются наиболее глубокие свойства и отношения действительности, познаются ее объективные законы.

4. Основные законы материалистической диалектики (имеют всеобщий характер?), проявляются в неживой, живой природе, в человеческом обществе и в самих процессах мышления.

5. Эти законы дают целостную, обобщенную характеристику развития, (где бы оно не происходило).

6. Выявление и методологически правильное использование их сово­купного действия позволяют успешно решать задачи военного строи­тельства, повышения боевой готовности и безопасности.

è

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

· Мир не единообразен, а многообразен. Каждая наука имеет дело с определенным видом бытия. Следовательно, число видов бытия в точности равно числу наук.

· Виды бытия образуют сложную иерархию.

· Интерпретируемые на основе теории единичные явления изменчивы, но также и тождественны друг другу, что находит свое выражение в концептах понятий (в естествознании) и ценностей (в гуманитаристике).

· Связь понятий или ценностей образует закон.

· Развитие — это преобразование качества.

· Современная философия и науки свидетельствуют в пользу не индетерминизма, а детерминизма, согласно которому любое явление причинно обусловлено.

· Согласно современным воззрениям, все закономерности имеют статистический, многозначный характер. Динамические (однозначные) закономерности являются предельным случаем статистических закономерностей.

· После общей характеристики бытия разумно приступить к конкретному анализу тех проблем, которые возникают в связи с обсуждением специфики видов бытия. Дальнейшее изложение начинаем с того, что интересует нас более всего,- с проблемы человека.

 


 

ТЕМА 12 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ

 

Проблема природы, сущности человека. Природа человека: действительность или потенция? Природа человека и проблема пластичности человека. Природа человека и уникальность человеческого существа. Человек как микрокосм. Духовное и материальное, социальное и природное в человеке. Разум и воля как измерения человека. Взаимодействие разума, воли, инстинкта. Вера как измерение человека. Язык как характеристика человека. Человек как чувственно-телесное существо. Эмоции, любовь как измерения человека. Природа человека и нравственность. Добро и зло, долг и совесть как измерения человека. Человек как личность.

Человек как творец самого себя. Свобода, ценности, творчество как компоненты человеческого существования. Человек как загадка, тайна.

Человеческое “мужество быть” и смысл человеческой жизни.

 

 

Тема 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ.

 

Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению, который разрабатывается различными областями знания: социологии, психологии, физиологии, педа­гогики, медицины и других. А философия, перерабатывая данные этих наук, по особенному осмысливает их.

Что такое человек? Каково его предназначение? Эти и многие другие вопросы волнуют мыслителей, очевидно, с тех пор, как возникло общество. Но до настоящего времени на эти вопросы не предложено однозначного от­вета. Ответы на них в разное время пытались найти Аристотель, Н.Кузанский, Дж.Бруно, Эразм Роттердамский, Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Б.Спиноза, Вольтер, Гельвеций, Кант, Гегель, Фейер­бах, Оуэн, Соловьев, Бердяев, Фромм, Хайдеггер и многие другие. Их утверждения по данному вопросу можно найти в книге "Мир филосо­фии", раздел 5, часть II, с 8-86.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...