Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия русского зарубежья.




è

Учение о «Новом средневековье» Н.А. Бердяева.

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем) — русский религиозный философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции.

 

 Бердяев - крупнейший профессиональный отечественный философ серебряного века. Он исследует проблему человека на переломе эпох, в период вхождения совершенной культуры в некое новое качественное состояние.

Этот период Бердяев называет четвертым этапом истории, который наступает вслед за Античностью, христианским средневековьем, европейским гуманизмом ренесанского типа, так называемым новым средневековьем.

Уязвимость современного человека в том, что он замкнулся в своем индивидуализме, считая свою личность и окружающий его мирок главной ценностью. Чтобы тешить свой индивидуализм, люди создают мифы о своем государстве, нации, классе и так далее. В результате становятся близорукими и такими людьми легко управлять посредством идеологического воздействия, а когда не удается, то и путем кровавого насилия.

Однако такой вариант не является единственно возможным для человека. Человек существо свободное и уникальное в том смысле, что человек способен быть не довольным собой, перерастать себя, преодолевать свою ограниченность в стремлении к лучшему будущему.

Это будущее несомненно дает вывести человека за рамки индивидуализма, к новой культуре, к новой общности, но беда людей в том, что они не знают конкретных путей к этой цели. Одни из них стремятся достичь будущего через отказ от земных ценностей, и полное обращение к богу к религии. Это путь духовной вертикали. Другие выбирают путь к земной горизонтали, то есть объективацию – переделку социальной действительности, либо во имя коллектива (следуя учению Маркса), либо во имя индивидуализма (следуя учению Ницше).

Продуктивный вариант – это сопряжение духовного и земного, объединение вертикали с горизонталью. Но конкретных путей для реализации такого синтеза Бердяев указать не может. И поэтому утверждает, что в ближайшем будущем человечество ждут страшнейшие катастрофы.

Однако после преобразования в этих катастрофах через трансформацию в условиях нового средневековья должен сформироваться новый человеческий тип. Это будут не многие, но лучшие люди. Образец такого социального устройства Бердяев усматривает в советском государстве диктатуры пролетариата. Поэтому, несмотря на то, что Бердяев покинул советскую Россию и в эмиграции выступал против советской власти в поздний период творчества, он приходит к союзу с нею. О чем говорится в его главном труде «Истоки и смысл русского коммунизма».

Бердяев Н.А. Начинал как материалист и революционер. Исследовал причины успеха марксизма в России. Исследовал особенности мировоззрения русской нации, что было использовано для его подрыва в ходе холодной войны.

 

Экзистенциализм Льва Шестова.

Лев Исаа́кович Шесто́в (при рождении Иегуда Лейб Шварцман; 31 января (13 февраля) 1866, Киев — 19 ноября 1938, Париж) — философ-экзистенциалист.

В 1898 г. в свет вышла первая книга Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой уже были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.

Лев Шестов. Рисунок Л. О. Пастернака

 

Вслед за этой работой появилась серия книг и статей, посвященных анализу философского содержания творчества русских писателей — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба. Шестов развивал и углублял темы, намеченные в первом исследовании. В это же время Шестов познакомился с известным русским меценатом Дягилевым, сотрудничал с его журналом «Мир искусства».

 

В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки (от восторга до категорического неприятия), ставшая философским манифестом Шестова — «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)».

Февральская революция особенного восторга у Шестова не вызвала, хотя философ всегда был противником самодержавия. В 1920 г. Лев Шестов с семьёй покинул Россию и обосновался во Франции, где и жил до своей смерти. Теперь предметом его философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Мартина Лютера и средневековых немецких мистиков, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также своего современника Эдмунда Гуссерля. Шестов входит в элиту западной мысли того времени: он общается с самим Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, читает в Сорбонне лекции…

 

 

Сорокин П.А.

 

Философы послевоенной волны эмиграции. «Мы целились в коммунизм, а попали в Россию».

è

После развала СССР в 1991 году произошло изъятие основных прогрессивных философских идей из обращения в нашей стране. Прежде всего, не устраивает учение о развитии мира, диалектика, созданная Ф.Гегелем и поставленная на материалистическую основу К. Марксом, из которой следует вывод о невечности капитализма и господства США на планете. Второе, гонению подвергается материализм, научная философия, а на её место всячески внедряется религиозная философия или мистицизм на основе субъективного идеализма.

 

Вывод по лекции: è

Философия в России возникает с образованием первого централизованного государства Киевская Русь, принятием христианства и приходом в Восточную Европу христианских сочинений с Запада. В то же время, основываясь на опыте своего языческого развития, отечественная традиция на протяжении всей своей истории несёт важнейшие особенности: интерес к роли человека в истории, стремление осмыслить судьбу России в своей истории и в сопоставлении с мировым опытом, осветить ей её будущее. Отечественная философия не стояла в стороне от мирового философского процесса, а нередко находилась непосредственно в его бурном центре, как это было в ХХ веке.

 

è

 

 

Вывод по разделу истории философской мысли в целом:

Таким образом, история развития философской мысли — закономерный исторический процесс смены различных фило­софских систем и школ, тесно связанных между собой, слож­ный и противоречивый процесс отражения природного и об­щественного бытия в сознании представителей разных клас­сов и социальных групп.



Раздел III.

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

 

 

Тема 10. Философская онтология.

Бытие как реальность и понятие.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...