Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Масонство и его роль в развитии философии в России.




В "Советском энциклопедическом словаре" (1990) дана такая справ­ка: Масонство (от франц. franc macon - вольный каменщик) - религиоз­но-этическое движение. Возникло в нач. 18 в. в Великобритании, расп­ространилось (в буржуазных и дворянских кругах) во многих странах, в том числе России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строите­лей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орде­нов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопи­ческой целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Наибольшую роль играло в 18 - начале 19 вв. С масонством связа­ны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения.

Более подробно в литературе рассказывается следующее.

Масонство (орден свободных каменщиков) есть всемирное тайное об­щество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земно­го Эдема (рая), златого века, царства любви и истины.

На пути к утверждению масонского эдема на земле стоят религия, нация и монархический способ управления государством. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбеж­ность борьбы с ними. Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими на­циями. Масонство может примириться, притом временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений - демократическая республика.

Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и тор­жество идеалов свободы, равенства и братства между народами, населяю­щими Вселенную. Путь к достижению этой цели - перевоспитание челове­ческих обществ на атеизме и материализме, активная борьба с религией и национальным сознанием, революция.

Орден вольных каменщиков - организация сугубо конспиративная. В "старых" законах под страхом смертного наказания воспрещалось преда­вать масонские тайны перу, допускалась одна только устная передача тайн после предварительной клятвы в хранении молчания. Современное ма­сонство считает себя настолько сильным, что не скрывает своей работы и выступает совершенно открыто. Но эта общая осведомленность может прос­тираться лишь на внешнее, видимое масонство, но не на скрытое, тайное масонство, проникнуть в недра которого довольно трудно.

Масоны имеют несколько степеней посвящения, но все степени тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти повелевающей. Стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, товарищ не знает о целях и работе мастера.

Почти все без исключения философы трех последних столетий, вышед­шие из масонства, с большим ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Это Локк, Вольтер, Дидро и другие. С масонством связана материалистическая традиция европейской философии.

В Россию масонство пришло в эпоху Петра I, который активно его поддерживал. При нем русскую интеллигенцию охватило увлечение французс­ким материализмом, который в России стал называться вольтерьянством, что было синонимом революционности. Большую роль в пропаганде этих идей сыграли Н.И.Новиков и И.Е.Шварц. Первый был публицистом, перевод­чиком французских книг. Второй, переселенец из Германии, стал препода­вателем Московского университета. С их помощью в России появилась са­мостоятельная материалистическая мысль.

 

èПродолжателем дела "ученой дружины" Петра I был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он был первым русским материалистом, хотя и не отрицал бога, но рассматривал его как "главного строителя", "всемогу­щего двигателя" мира (такое мировоззрение называют деизмом).

- Он разработал материалистическую атомно-молекулярную теорию - "корпускулярную философию".

- Открыл закон сохранения вещества и движения.

- Считал необходимым искать причины явлений в действительности, а не твердить, что "все от бога".

- Во взглядах на государство был сторонником великорусской идеи, поддерживал абсолютизм, был националистом.

М.В.Ломоносов положил основу естественнонаучному материализму И.П.Павлова, Сеченова, Тимирязева.

 

Сковорода Г. С. (1722—1794 гг.) — украинский философ, стоял на позициях объективного идеализма, близкого к пан­теизму: бог существует как «внутреннее начало» вещей, «са­модвижущаяся причина» всего сущего

— создал концепцию 3-х миров:

1. Макрокосмос (бесконечный мир, состоящий из множе­ства малых миров).

2. Микрокосмос (человек).

3. Символический мир (мир библии).

Все три мира состоят из двух натур — видимой и невиди­мой.

Видимая натура — тленная оболочка, тень вечного древа жизни, невидимой натуры.

Невидимая натура — дух, животворная основа матери­альной природы.

Символический мир (Библия) выступает как связь меж­ду натурой видимой и невидимой.

Обе натуры соединены в человеческом микрокосмосе.

Признавал возможность познания мира, но большее зна­чение придавал познанию мира символов как средству поз­нания мира невидимого и самопознанию как пути к позна­нию обеих натур.

 

Продолжил материали­стические традиции в русской философии Радищев А. Н. (1749—1802 гг.).

Большое внимание уделял вопросам природы человека и его сознания.

Человек — «совершеннейшее из тварей», продукт разви­тия природы. Мыслящее существо невозможно вне общест­венных связей. Сознание — свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга.

 

Специфика русской философии. Русская философия обладает следующими специфическими особенностями:

1.    относительно позднее историческое формирование – начиная с послепетровской эпохи. Русская философия вошла в интенсивное взаимодействие с культурой запада, заимствовав у нее основные проблемы.

2.    русская философия не создавала столь крупных, как на западе, фигур профессиональных философов подобных Гегелю, Платону, Спинозе. Но при этом значимость русской философии была не меньшей. Так как ведущими русскими философами стали крупнейшие отечественные писатели и поэты: Пушкин, Тютчев, Гоголь, Толстой и другие. Эта специфика позволяла воплотить философские идеи в образной, синтетической форме, включая те проблемы, которые будут не доступны рационалистическому мышлению западных философов.

3.    практическая направленность русской философии, которая вырабатывала реальные споры достижения свободы человека. Поэтому главными вопросами для русской философии были «Кто виноват?» и «Что делать?». Эти вопросы стали парадигмами и для нашей современности.

Согласно способам, которые рекомендовались для достижения свободы человека, вся Русская философия разделилась на два основных направления:

1.    Революционно–практическая, когда свободы стремились добиться по средством практического революционного ниспровержения существующих порядков. Это направление начинают декабристы и их современники, продолжают революционные демократы. (Белинский, Чернышевский, далее Плеханов (ученик Ф. Энгельса) и завершает В.И. Ленин, который привил марксизм на русскую почву в виде теории и практики большевизма, реализовав советский проект). К настоящему времени это направление исчерпано.

2.    Идеально–духовное направление, когда свободы человека пытались добиться посредством просвещения, через воздействие на внутренний мир людей. Включаются философы религиозного оттенка, прежде всего, периода серебряного века: Бердяев, Франк, Шестов. Последний представитель этого направления – Лосев, который умер в 1988 году, что ознаменовало завершение данной линии.

Сегодня в Российской Федерации возникает запрос на новые идеи, необходим творческий импульс, который позволил бы России узнать свое уникальное положение в мире и осуществить движение в будущее.

 

2-я четверть XIX века.

Русская культура обретает свой национальный язык (Ка­рамзин, Пушкин). Рождается русская классическая литера­тура, а с ней и национальное русское самосознание.

Основная тема — специфичности, особой миссии и судь­бы русского начала в мировой истории.

Славянофилы – западники. Этот период был в 30-40 годах XIX века, когда после поражения декабристов русская культура оказалась в кризисе. Славянофилы предложили свой способ его преодоления (выход). Они развивали свою философию через критику учения своих противников – западников, которые усматривали путь России в заимствовании культуры запада. При этом западники разделялись на два лагеря:

1.    Революционных демократов, которые предлагали взять идею революционных преобразований (Белинский, Чернышевский)

2.    Представители официального западничества. Предлагали заимствовать на западе чисто промышленные, технические достижения, при сохранении монархического проявления (Кавелин, Погодин).

Славянофилы критиковали и тех и других: Киреевский Иван, С. Аксаков и др. утверждали, что на западе происходит вырождение культуры связанное, прежде всего, с рыночным капитализмом, с превращением человека в рыночную единицу без бога в душе, с усилением мещанских, обывательских настроений. Этому выражению славянофилы противопоставляют идею единства славянского мира, который, по их мнению, содержал в себе высокие духовные начала выраженные, прежде всего, в православии.

Главная идея их философии – это «соборность» то есть духовное единство людей, создающее из них подобие огромной общины. Реальную, крестьянскую, земледельческую общину славянофилы взяли в качестве образца для своего общественного идеала: «славянский мир или задруга», в которой выражались общие хозяйственные, религиозные, идейные ценности.

Однако такая установка ориентировала культуру на прошлое, на традиции. Она не имела перспектив развития и поэтому философия славянофилов не получила поддержки.

èСлавянофилы (Киреевский И. В., Хомяков А С, Аксаков К. С., Самарин Ю. Ф.).

Обосновали необходимость развития России по особому пути.

Проповедовали концепцию исключительности русской ис­тории, определяемой чертами:

1) общинным бытом;

2) отсутствием завоеваний, социальной борьбы в начале русской истории, покорностью народа к власти;

3) православием.

Это идиллическое состояние Древней Руси было наруше­но внедрением чуждых начал, извративших, но не уничто­живших исконные принципы русской жизни.

— Критически оценивали подражание западно-европейс­ким государственным порядкам. Ответственность за духов­ное неблагополучие там возлагали на католичество, подав­ляющее человека формально-организационным началом и протестантизм с его индивидуализмом, ведущим к опусто­шающему самозамыканию личности.

è«Западники» — направление русской общественной мыс­ли 40-х гг. XIX в., выступавшее за развитие страны по пути западно-европейских государств.

Представители: Герцен А. И., Белинский В. Г., (Чаадаев П. Я.,) Грановский Т. Н., Боткин В. П., и др.

Пути преобразования России видели разные-

— социализм;

— буржуазная демократия.

Русские материалисты 60-х гг. XIX века. è

Бакунин М. А. (1814—1876 гг.).

История по Бакунину — эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы».

Атрибутами низшей ступени являются религия и государ­ство.

Человек отличается от животного только мышлением, ко­торое вызывает к жизни религию. Государство олицетворяет тиранию, эксплуатацию. Будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей.

Чернышевский Н. Г. (1828—1889 гг.)

— в теории познания критикует агностицизм, понимает практику как критерий истинного знания;

— обосновал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов;

— объяснил идеальное как порождение материального, видел материальные основы сознания;

— в социологии самым радикальным путем решения со­циальных проблем считал социальную революцию!

Писарев Д. И. (1840—1868 гг.)

— резко выступал против религии, мистицизма, отвле­кающих человечество с пути разумного прогресса и отрицаю­щих «элементарные свидетельства опыта»;

— склонялся к сенсуализму, полагая чувства критерием бытия или небытия предмета; «Теория хороша до тех пор по­ка она вполне согласна с фактами»;

— всячески подчеркивал значение  естественно-научных знаний;

— не смог оценить то рациональное, что содержалось в идеалистических теориях, в частности, в диалектике.

Русская религиозная философия 2-й половины XIX века. è










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...