Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Категория бытия в истории философии.
Бытие – это мир в целом, который складывался из трех групп явлений: природа, общество и человек. В процессе исторического развития бытие познается человеком, т.е. конкретизируется, открываясь в виде уровней, сфер, областей со своими специализированными законами и принципами. Эти сферы описываются своими категориями. Первая исходящая категория – это собственно бытие. Далее возникает вопрос, что именно содержится в этом бытии. Этот вопрос впервые стал противопоставлять человека природе, наблюдать человека со стороны, т.е. рефлексировать, мыслить. Вспомним из пройденного материала, что ввёл понятие «бытие» др.-гр. философ КСЕНОФАН, он выделил единство мира как философскую идею и считал, что мир един, потому что мир есть бог. ПАРМЕНИД развил понятие единого миробога Ксенофона в понятие единого бытия и поставил вопрос о соотношении бытия и мышления. Парменид, который утвердил, что бытие есть, небытия нет. Бытие – это то, что скрывается за внешними явлениями, связывая их воедино. Бытие вечно, устойчиво, неподвижно и не от чего не зависит. Человеческое мышление и бытие - не одно и то же. Вместе с тем Парменид был метафизиком: он учил о неизменности, неподвижности бытия. Другие мыслители, такие как ГЕРАКЛИТ, открывают в бытии принцип развития, как результат борьбы бытия с небытием. Кризис полиса стимулировал философское мышление, позволило открыть в бытии новые свойства. ПЛАТОН впервые стал утверждать о неоднородности бытия, разделив его на мир идей и вещей. АРИСТОТЕЛЬ утвердил, что совокупность вещей может быть представлена в виде неоднородных уровней материи, в результате весь мир разделяется у Аристотеля на 4 царства: не живая материя, растения и грибы, животные и мир людей. Кроме того, Аристотель выделяет в перводвигатель в виде мирового ума фактически Бога, который объединяет уровни в единое целое. Концепция Аристотеля – предел античных представлений о бытии, христианское средневековье наследовало идею Аристотеля о неоднородности устройства мира, но если Аристотель структурирует мир снизу – вверх (от материи к перводвигателю), то христианство сверху – вниз (от Бога к материи). СРЕДНЕВЕКОВАЯ религиозная философия противопоставляла божественное бытие и сотворённое бытие, действительное бытие и возможное бытие. Целостность бытия воплощает в себе Бог, который создает каждый предмет и предписывает ему свое место в структуре мира. Поэтому предметы в средневековых представлениях связаны не друг с другом, а предчастны к Богу. В таком мировоззрении не могло возникнуть понятие научного мировоззрения, ибо на то воля Божья. Коренное изменение происходит в эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ, когда начинает господствовать представление о материальности бытия, культ природы. В НОВОЕ ВРЕМЯ с началом процесса автономизации отдельные личности из традиционных структур изменяли представления о бытии. Человек это мыслящий разум cogito, который наблюдает и преобразовывает природу. В результате все бытие разделяется на природное и социальное. Французские просветители наряду с природой и человеком впервые начинают выделять 3-ю группу явлений – общество, открывая его законы в виде понятий «философия истории» (Вольтер), «прогресс» (Руссо). Гегель впервые начинает анализировать бытие не с точки зрения разума отдельного индивида, а с точки зрения разума общечеловеческого всей мировой культуры, которая выступает у него в перевернутом виде. В учении МАРКСИЗМА идеалистическая концепция Гегеля была, наконец поставлена с головы на ноги, вследствие чего общечеловеческая культура стала выражаться, не видя абсолютной идеи, а в виде общечеловеческой орудийной практики. Фактически концепция марксизма завершает представление о мире в целом. Все последующие теоретики лишь вносят новые оттенки в эту картину. Сейчас философы видят несколько уровней бытия и несводимость их друг к другу, а во взаимосвязи общественного бытия и природного исходят из первичности природы. Завершенность, целостность и «всеобъемлемость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс выделившие из системы Гегеля законы развития и приземлившие это на социально-экономическую реальность совершили материалистический прорыв, но собственно категорий от этого не прибавилось. Рассмотрим категориальные системы, изложенные в работах наших современников.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |