Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о бытии – фундамент философской картины мира.




Бытие – это первый и главный вопрос философии, почему есть что-то бытие, а не ничто. Этот вопрос связан с философской картиной мира.

Во-первых, бытие можно понимать как всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях - действительно всё, в других - всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: "Всё, что существует - это бытие", "Всё, что подлинно существует - это бытие". В материализме подлинно существуют эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу.

Во-вторых, под бытием можно понимать не само то, что существует, а просто указание на его (этого "самого того") существование. В этом случае, правильно говорить: "Всё, что существует, имеет бытие" (что равнозначно "Всё, что существует - существует"). Эту позицию в чистом виде выражал, и об этом будет сказано далее, Владимир Соловьёв.

Одни философы, начиная с древности, считали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Они делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей (огонь, земля, вода, атомы и т.д.) и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Другие считали, что бытие - пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, позволяющее в лучшем случае увидеть отраженные структуры разума. Они делились на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести понятие бытия на язык этики или теории познания.

По определению философского энциклопедического словаря «Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека». Далее сказано, что диалектический материализм не сводит бытие к предметно-вещественному бытию, а выделяет ещё и общественное бытие, и бытие личности. Но, так или иначе, все эти формы бытия характеризуются главным признаком - независимостью от сознания. В этом подходе предлагается первый вариант интерпретации: всё существующее, независимое от сознания. В рамках диалектического материализма всё существующее, независимое от сознания, является материей или сводится к материи, материальным отношениям. (Да и само сознание, если серьёзно, без уловок, принять тезис его вторичности, тоже сводится к материи, материальным отношениям.) О совпадении категорий бытия и материи в диалектическом материализме более определённо говорится в другом философском словаре. В нем выделено два варианта подходов к этой сложной категории. Первая: "Бытие - это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Диалектический материализм рассматривает материальность мира и его бытие как понятия тождественные..." Основную системообразующую функцию несёт в диалектическом материализме категория материи, а отнюдь не бытия.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира. «Вселенная» — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или Мироздание. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое, а значит и самое абстрактное понятие.

 

Аспекты проблемы Бытия.

Прежде всего, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства Мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Основа мироздания.

 Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка)— это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. sub-stantia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. СУБСТАНЦИЯ обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые оно существует, ПЕРВОНАЧАЛО.

Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.).

МОНИЗМ (греч. - один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало, исходит из одной субстанции.

-материалистический монизм – в качестве субстанции считает материю;

-идеалистический монизм – за основу берет дух.

ДУАЛИЗМ (от лат. - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. – множественный) – философская позиция, исходящая из существования нескольких, несводимых друг к другу начал.

Таким образом, онтология есть философское учение о бытии, базирующееся на представлениях о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм). Онтологические представления всегда связаны с картиной мира.

 

Понятие картины мира, типы картин мира в истории культуры.

 

Понятие картины мира.

 Картина мира – это совокупность теоретических моделей и принципов выражения истории, конкретное понимание и видение мира, а также соответствующий этому пониманию смысл человеческой деятельности.

Актуальность вопроса о бытии связана с тем, что человечество в своем развитии уже перешло в принципиально новую качественную стадию, возникло глобальное человечество, человеческий род начинает впервые существовать как единое целое и это требует рассмотрения предшествующих историй, типов картин мира, среди которых философская занимает свое место.

 

Типы картин мира.

Выделяют картины мира в качестве основных, а также ряд частных: физическую, географическую, экономическую и т.д. картины мира. Картина мира возникает как форма рефлексии, т.е. взгляд со стороны на природу, общество и человека. Эта рефлексия выражается в каком-то одном принципе, который обеспечивает целостность и уникальность исторической конкретной картины мира.

Мифологическая картина мира. Возникает в условиях первобытной культуры, как проекция органических племенных представлений на мир в целом. Главный принцип мифологической картины мира это антропоморфизм.

Религиозная картина мира- продукт более обширного коллективного опыта, главный принцип – религиозный Абсолют в лице Бога.

Философская картина мира возникает 2,5 тысяч лет назад. Главный принцип – взгляд на мир с точки зрения человека облегчающего мышление посредством включенности в культуру. Это взгляд на мир с точки зрения человечества – субъекта.

Научная картина миравозникает в процессе становления конкретных наук (500 лет назад). Научная картина мира – это процесс постепенной конкретизации, т.е. выявление специальной физической, химической, биологической и социокультурной картин мира.

Философская картина мира – это восприятие мира в целом, куда в качестве необходимого элемента включен человек: природа, общество и человек. Человек включен в общество, т.е. в коллективного субъекта. Однако человек обладает мышлением, главным свойством которого является рефлексия – это взгляд со стороны на общество с точки зрения культуры.

Когда рефлексия становится осознанной и систематической, возникает философия. Каждый человек, поскольку он включен в культуру и обладает мышлением, обладает и рефлексией, поэтому каждый человек является философом, но потенциальным. Актуально человек философствует тогда, когда он рассуждает с точки зрения теории, предполагающей знание философии.

Поскольку же наука развивается, и это развитие теоретически выражается в смене теоретических образов философии, полноценное рассуждение о мире и человеке может начинаться только тогда, когда завершено освоение истории философии.

Философия и наука.

Философия не наука, хотя она включена в научное мировоззрение. Ибо если науки конкретны, т.е. изучают тот или иной аспект субъекта или объекта, то философия обращена одновременно на объект и на субъект с точки зрения культуры. А философия и конкретные науки изучают мир и его аспекты. Мир пребывает в развитии, развитие – главное его свойство – все течет, все изменяется. Развитие – это нарастание сложнейших, не только количественных, но и качественных характеристик.

Качественное развитие предполагает становление неоднородного мира, т.е. органических в нем уровней, определенных сфер или слоев, которые надстраиваются друг на друга по степени сложности и каждому из них соответствуют свои законы и принципы.

Наука раскрывает специфику и законы каждого из этих уровней, т.е. она конкретизирует знание о мире. В этом стремлении наука совпадает с философией, которая в отличие от религии воспринимает мир в целом, но при этом выявляет его внутреннюю структуру, но способы конкретизации у науки и философии различны. Наука по своей специфике должна не только познавать законы, но и уметь по этим законам воспроизводить исключительные аналоги природных явлений. Наука – это теория, направленная на практику. Философия тоже направлена на практику, но в качестве более отдаленных эффектов: она удерживает образ человека в научной картине мира и не позволяет ей распределяться на отдаленные изолированные фрагменты.

Научная картина мира еще не завершена, поскольку в научном мировоззрении преимущественное развитие получили естественные науки и построенная на их основе техника. Техника орудийная начинает двигаться по линии частного развития. Это ведет к распаду и научного мировоззрения и всей современной культуры. Начиная с конца прошлого века в мировой научной традиции присутствует концепция конца науки (Дж. Хорган), которая предстает как одна из общих тенденций мировой цивилизации, описываемых как конец истории, пост-истории (Ф. Фукуяма, Ж. Бодрийяр). Этот глубокий и разрушительный процесс А.Г. Дугин обозначает как парадигмальный кризис. По его мнению, эта «постмодернистская мутация», разворачивается стремительно, опережая осмысление, и ставит саму науку, научность и, тем более - образование под вопрос. Логика парадигмального кризиса предполагает с одной стороны, замену фундаментальной науки технологией, постепенное изменение качественного, социологического, гносеологического, парадигматического значения науки. С другой – глобализацию мира как его вестернизацию. Этот же объективный процесс предполагает одновременное и независимое сосуществование и влияние на общественное сознание совершенно различных мировоззренческих форм (миф, религия, наука).

Только конкретные науки в союзе с философией могут вернуть целостность культуре.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...