Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозный раскол XVII века (Никон и Аввакум).




В царствование Алексея Михайловича в Московской Руси происходит борьба трех направлений: защитников развития на основе национальной традиции, сторонников греческой формы православия и западников. Кроме того, в пятидесятых годах в Москве образуется ученое братство из при­бывших с Украины монахов.

Группа духовных деятелей вырабатывает план широкой церковной ре­формы, заключающийся в исправлении многочисленных ошибок, накопившихся в церковных книгах, переводах Священного писания, и в исправлении об­ряда (наиболее известное - крещение двумя и тремя перстами). Но прохо­дит некоторое время, и инициаторы реформы резко восстают против нее. Дело в том, что усилиями патриарха Никона реформа превращается не в исправление ошибок, а в замену русской формы православия на украинскую и греческую.

Противниками Никона оказались самые даровитые и умные люди эпохи: протопоп Аввакум, Спиридон Потемкин, знаток "лютерской ереси", знавший греческий, латинский, еврейский, польский и немецкий языки, Федор Дья­кон, Неронов, Лазарь Вонифатьев. Они пошли в раскол не по скудости ума, а потому что были убежденными последователями православия, гото­выми отдать жизнь за веру предков.

Никон после отстранения старых справщиков призвал "искусных му­жей" из иностранцев. Главную роль среди них играли грек Паисий Лигарид и Арсений Грек. Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он даже был мусульманином.

К удивлению и ужасу всех социальных слоев Московской Руси, гре­ческие духовные лица, зараженные латинством, становятся руководителями в исправлении древних богослужебных обрядов и древних богослужебных книг. Сторонники Вонифатьева и Неронова воспротивились введению трое­перстия и были Никоном сосланы.

Никон считал, что духовная власть равна светской, и стремился сделать церковь самостоятельным государством в государстве.

Осенью 1659 г. по повелению царя был созван Духовный собор и Ни­кон был лишен патриаршества. Но реформа отменена не была, так как в этом была сделана уступка присоединившейся Украине, которая крестилась тремя перстами. До Никона жизнь русской православной церкви шла в духе соборности, решением спорных вопросов по общему согласию на церковных Соборах. Теперь этот принцип был нарушен. Россия вступала в период им­перии.


è


II. Развитие философии в России в XVIII – начале XX веков.

 

По-другому, можно сказать:Русская философия в период империи.

èИдеологически обеспечивали петровские преобразования представите­ли так называемой "ученой дружины" Петра I. Идеал православной "святой Руси" заменяется идеалом сильного светского государства.

Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Кантемир были сторонниками просвещенного абсолютизма, представление о котором пришло в Россию из Европы на смену традиционно существовавшей мысли о необхо­димости гармонии между светской и духовной властями.

Главная идея, которой придерживался Феофан Прокопович (1681-1736), была идея общего блага. Понимал он ее как подчинение пре­дустановленному богом: крестьянам быть в подчинении у дворян, а дворя­нам подчиняться власти монарха,- это приведет к расцвету государства. Он был религиозным деятелем и сделал все для того, чтобы поставить государство над церковью. Велик его вклад в отмену в 1721 году патри­аршества и превращение церкви в государственный департамент, что стало причиной потери церковью влияния в народе. Феофан Прокопович с 1721 г. до конца жизни находился во главе Синода - "министерства по делам церкви".

Происходит отказ от традиции философских курсов на латыни и переход к философии на «российском» языке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...