Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозный раскол XVII века (Никон и Аввакум).
В царствование Алексея Михайловича в Московской Руси происходит борьба трех направлений: защитников развития на основе национальной традиции, сторонников греческой формы православия и западников. Кроме того, в пятидесятых годах в Москве образуется ученое братство из прибывших с Украины монахов. Группа духовных деятелей вырабатывает план широкой церковной реформы, заключающийся в исправлении многочисленных ошибок, накопившихся в церковных книгах, переводах Священного писания, и в исправлении обряда (наиболее известное - крещение двумя и тремя перстами). Но проходит некоторое время, и инициаторы реформы резко восстают против нее. Дело в том, что усилиями патриарха Никона реформа превращается не в исправление ошибок, а в замену русской формы православия на украинскую и греческую. Противниками Никона оказались самые даровитые и умные люди эпохи: протопоп Аввакум, Спиридон Потемкин, знаток "лютерской ереси", знавший греческий, латинский, еврейский, польский и немецкий языки, Федор Дьякон, Неронов, Лазарь Вонифатьев. Они пошли в раскол не по скудости ума, а потому что были убежденными последователями православия, готовыми отдать жизнь за веру предков. Никон после отстранения старых справщиков призвал "искусных мужей" из иностранцев. Главную роль среди них играли грек Паисий Лигарид и Арсений Грек. Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он даже был мусульманином. К удивлению и ужасу всех социальных слоев Московской Руси, греческие духовные лица, зараженные латинством, становятся руководителями в исправлении древних богослужебных обрядов и древних богослужебных книг. Сторонники Вонифатьева и Неронова воспротивились введению троеперстия и были Никоном сосланы. Никон считал, что духовная власть равна светской, и стремился сделать церковь самостоятельным государством в государстве. Осенью 1659 г. по повелению царя был созван Духовный собор и Никон был лишен патриаршества. Но реформа отменена не была, так как в этом была сделана уступка присоединившейся Украине, которая крестилась тремя перстами. До Никона жизнь русской православной церкви шла в духе соборности, решением спорных вопросов по общему согласию на церковных Соборах. Теперь этот принцип был нарушен. Россия вступала в период империи. è II. Развитие философии в России в XVIII – начале XX веков.
По-другому, можно сказать:Русская философия в период империи. èИдеологически обеспечивали петровские преобразования представители так называемой "ученой дружины" Петра I. Идеал православной "святой Руси" заменяется идеалом сильного светского государства. Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Кантемир были сторонниками просвещенного абсолютизма, представление о котором пришло в Россию из Европы на смену традиционно существовавшей мысли о необходимости гармонии между светской и духовной властями. Главная идея, которой придерживался Феофан Прокопович (1681-1736), была идея общего блага. Понимал он ее как подчинение предустановленному богом: крестьянам быть в подчинении у дворян, а дворянам подчиняться власти монарха,- это приведет к расцвету государства. Он был религиозным деятелем и сделал все для того, чтобы поставить государство над церковью. Велик его вклад в отмену в 1721 году патриаршества и превращение церкви в государственный департамент, что стало причиной потери церковью влияния в народе. Феофан Прокопович с 1721 г. до конца жизни находился во главе Синода - "министерства по делам церкви". Происходит отказ от традиции философских курсов на латыни и переход к философии на «российском» языке.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |