Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Языческий период (X в. до н.э. - X в. н.э.).




èВосточные славяне относятся к индоевропейским народам, родственным грекам, германцам, индийцам и иранцам. Все эти народы говорят на близкородственных языках и в прошлом, до появления мировых религий имели одинаковое мировоззрение, сейчас называемое язычеством. èВ наиболее полной форме оно дожило до наших дней в современной Индии.

è Самыми близкими родственниками славян являются германцы (современные немцы и англичане) и балты (литовцы). От общего германо-балто-славянского единства сначала отошли германцы, потом разделились славяне и балты. èВремя появления славян как самостоятельного народа точно не выяснено, но вслед за историками Б.А. Рыбаковым, Мунчаевым, В.А. Седовым назовём дату – середина 2-го тысячелетия до н.э. Их прародина – земли между рекой Одером в современной Германии, побережьем Балтийского моря в Польше, Волгой, Днепром и Карпатами. Мы будем вести речь о восточных славянах, тех, кто расселился по Восточно-Европейской равнине. è

 

Предфилософией Руси было языческое мировоззрение. Оно подготовило появление философии и её своеобразие. Киевская Русь в дохристианский период достигла высокого уровня развития экономики и культуры:

- «Гардарика» - страна ста городов, è

- создание письменности и сплошная грамотность населения. è

Почти каждый знает такие праздники, как масленица, купала, свят­ки. èНо не каждый знает, что праздники эти - языческие. Удивительно, но факт, что язычество очень крепко живет в нас и не только в форме праздников, но и во многих глубоких принципах отношения к природе, людям и самому себе. Попытаемся кратко восстановить мировоззренческие взгляды язы­чества.

В древности священный текст целыми "книгами" заучивался наизусть, и в каждом селении несколько человек его знало полностью, а остальные жители - частично (как в настоящее время в Индии огромное число людей знает наизусть многотомную "Махабхарату" и "Рамаяну").

Источники.

- В конце XIX века С.Веркович издал записанные у живших изолиро­ванно и сохранивших древнюю языческую веру македонских и фракийских болгар-помаков эти обрядовые песни ведического времени. При сопостав­лении с ними индийские Веды оказываются лишь не очень полным переска­зом в воспоминаниях переселившихся в Индию ариев общего мифологическо­го достояния индоевропейцев.

- Представления древних славян восстанавливаются по былинам и сказкам, в которых, как известно, в период христианизации первоначаль­ные имена ведических божеств, являвшихся олицетворением сил природы, были заменены на имена христианских персонажей и эпических героев. è

Взгляды древних славян.

Космология (структура и взаимосвязи существующего мира).

Основополагающие категории (наиболее общие понятия) - Явь, Навь и Правь.

ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно - сам этот светлый мир, "белый свет". Это - философское понятие, подобное понятию "ян" в китайской философии, "раджасу" в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Она противостоит Нави.

НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Это - философское понятие, аналогичное понятию "инь" в китайской философии, "тамас" в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизменным).

ПРАВЬ - понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир. Это понятие подоб­но "саттве" индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гар­мония) и "дао" (пути, всеобщему закону мироздания) китайской филосо­фии. Правь - это гармония прежде всего между Явью и Навью.

Связь Яви, Нави и Прави находит выражение в законе триединства (Триглава), показанное во взаимосвязи богов Сварога, Перуна и Свенто­вита как отца, сына и духа. Но не следует думать, что таким образом утверждалось многобожие. Славянские жрецы всегда понимали, что Перун - это ипостась, проявление Единого Бога, славянская вера в глубокой древности пришла к монотеизму (единобожию), к вере в ведическую Трои­цу-Тримурти-Триглав. Бог Род-Сварог стал осознаваться как глава "божь­его рода". Роду поклонялись во все времена, но ранее его культ в на­родном сознании оттеснялся культами его ипостасей: Перуна, Дажьбога, Велеса и других богов.

Здесь очевидна аналогия с христианской Троицей; менее известна, но тоже очевидна аналогия с индийской троицей (Тримурти), в которую древние арии включали Варуну - небесного бога (у славян: Сварога), Индру - Громовержца (у славян: Перуна), Шиву - бога Разрушителя Все­ленной (у славян - Велеса).

Различные жреческие школы неодинаковыми путями пришли к пониманию тайны Троицы. В Киеве в дохристианскую Троицу входили: Род-Сварог-Пе­рун - небесный Отец, Дажьбог - Сын, Стрибог - Святой Дух. Культ этой "троицы" не мешал почитанию иных богов - богоматери-Лады, бога огня - Семаргла, проводника в мир иной, царя подземного мира, бога богатства и скота - Велеса, богини судьбы и водной стихии - Макоши, богинь жизни и смерти - Живы и Марены.

В Новгороде Троицу-Триглав понимали несколько иначе. Новгородцы небесным Отцом считали только Сварога, а Рода они понимали не как бо­жественную личность, а скорее как имя Вселенной. Сыном Сварога считали Перуна, подобием же Святого Духа считали западнославянского бога неба и света Свентовита, который вытеснил из новгородского Триглава более древнего бога - Велеса. Первоначально в новгородский Триглав входили Сварог, Перун и Велес. Следы почитания этого Триглава под именем Дид-Дуб-Сноп (под коими понимались Сварог-Перун-Велес) сохранились в Велесовой книге.

Существует много толкований духа - Свентовита. В древнейшем вари­анте его место занимала матерь Сва (София, Лада), аналог индийской Шакти - женской божественной силы, энергии, с помощью которой творится мир. В упомянутом западно-славянском Триглаве это Сноп, который тоже является выражением энергии. Это граница Яви и Нави, этот бог стоит у границы рая - Ирия - и является проводником (каким является святой Петр в христианстве). Таким образом, Свентовит (или Сва) выступает как Шакти (дух, жена) Сварога. А ведь Лада и значит по-славянски "жена".

Отец рождает сына - это временная координата, точка отсчета раз­вития вселенной, закон изменения. Дальнейшее изменение вселенной идет во взаимодействии ("коловращении") Яви и Нави. "Кол" - это ось мира, вокруг которой происходит вращение звездного неба (имя Коляды происхо­дит от этого же корня).

Другие виды симметрии во Вселенной.

Двоичная симметрия - взаимное порождение Яви и Нави, "коловраще­ние", т.е. вращение звездного неба вокруг мировой оси.

Четверичная симметрия. Она имеет и географический, и астрологи­ческий смысл. Географический смысл выражает закон Сварога - четырехг­лавие: Сварог имеет четыре гловы, которые смотрят на четыре стороны света и управляют всем происходящим там. Это выражает представление о структуре пространства в плоскости, осмысление устройства земного ми­ра, где существует единство и противопоставление Север-Юг, Запад-Вос­ток. За каждой стороной стоит свой дух (Белобог-Чернобог). Астрологи­ческий смысл раскрывается в удвоенной четверичной системе.

Восьмеричная симметрия. Она осмысливалась как закон Сварога, за­вязанный на солнечный кол ("ось"). Это восьмичастный Зодиак: два солн­цестояния (зимнее и летнее), два равноденствия (весеннее и осеннее) и еще четыре промежуточных положения Солнца, важных для сельскохозяйс­твенного календаря, отмечаемые как важные праздники.

Двенадцатеричная симметрия - это лунный календарь (12 основных лунных месяцев плюс один дополнительный). Ее отражение есть в "Велесо­вой книге". В упомянутой "Звездной книге Коляды" имелось двенадцать зодиакальных глав-эпох. Эпоха включала в себя несколько песен, в кото­рых в образах богов и их взаимодействия описывались события на звезд­ном небе.

Сложная симметрия. Сфера ее проявления - астрология. В ней отра­жаются закономерности, связанные с прецессией земной оси, полный цикл которой длится около 26 тысяч лет. Счет эпох ведется по направлению прецессии, против зодиакального направления. Этим описывается история человечества и ее связь с природными процессами (прежде всего, наступ­лением и отступлением ледника, т.е. циклическими изменениями климата). Космическое содержание этого процесса заключается в изменении положе­ния земной оси в пространстве, а значит, и изменение положения Земли относительно Солнца.

Космогония (происхождение мира).

Наиболее глубокий закон - информационный - дан для Вселенной в виде расположения звезд на небе. Представления древних славян о проис­хождении мира хорошо соотносятся с современной гипотезой "большого взрыва" как точки отсчета пространства и времени нашей Вселенной: "До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник вселенной, Отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был Он семенем непророщенным, был Он почкою не­раскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-ма­тушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнил­ся." Если бы во Вселенной все направления были равнозначны, то распре­деление звезд было бы равномерным. Но этого нет. Когда мир родился из яйца, Бог придал ему данное расположение, а не иное. Этим определяется течение природных и духовных процессов. Точка отсчета для Земли была найдена эмпирически, и период существования Вселенной назван Днем Сва­рога.

После того, как Русь приняла христианство, эти представления не умерли - боги лишь сменили имена. Частично они остались жить в народ­ной культуре, превратились в былинных персонажей, в героев легенд, сказок, песен, а частично, одевшись в новые одежды, обернулись христи­анскими святыми.

 

2. Период Киевской (домонгольской) Руси (XI-XIII вв.). è

988 год стал переломным для общественной мысли древней Руси. è

Главные причины принятия христианства (988 г.) - политические:

● первая, необходимость в союзнике для борьбы с ненавистной Хазарией (под ее игом Русь находилась двести лет), который бы, с одной стороны, помог в становлении независимого славянского государства, а с другой стороны, находился бы достаточно далеко, чтобы не связывать инициативу киевского князя; для этого лучше всего подходила Византия. è

● Вторая, потребность быть признанными в Европе, которая к тому времени была уже полностью христианской.

 

К моменту крещения Киевская Русь была развитым государством:

- в Европе её называли «Гардарикой» – страной городов, è насчитывавшей не менее 24 крупных городов, èтогда как в Норвегии тогда был лишь один город, мелкий на их фонеè;

- в стране существовала письменность и население обладало почти сплошной грамотностью (по свидетельствам новгородских «берестяных грамот»); è

- письменность была создана до Кирилла, а им лишь усовершенствована.

В дальнейшем главную роль в распространении просвещения и грамотности на Руси перехватили монастыри, а монашество на протяжении нескольких столетий выс­тупало ведущей идеологической силой.

Под влиянием Византии духовная власть взяла курс на поддержку удельной системы (раздробленности страны). Поэтому на Руси, как и на Западе, борьба светской и духовной власти послужила "первым сильным толчком к развитию общественной мысли..." (Плеханов Г.В. История русс­кой общественной мысли.- Т.1.- М., 1918.- С.133). Эта борьба привела к глубокой поляризации интеллектуальных исканий древнерусского общества.

"Церковное" направление, окрашенное аскетизмом и мистикой, возг­лавило монашество Киево-Печерского монастыря (Феодосий Печерский, Нес­тор и др.).

Феодосий Печерский (ум.1074):

- проводит мистико-аскетическую традицию греческого богословия;

- сурово критикует любые неправославные вероучения (латинство, иудаизм, ислам);

- одним из первых в русской религиозной мысли формулирует концеп­цию "богоугодного властелина": основной долг княжеской власти состоит в защите православия и исполнении его заветов.

Нестор Летописец

- на историческом материале (в его редакции "Повести временных лет") обосновывает концепцию "богоугодного властелина";

- показывает противоборство добра и зла в исторической жизни;

- отстаивает идею единства Руси на основе религиозной правды.

"Светски направленное" течение общественной мысли восходит к дея­тельности "софийских" (Ярославовых) книжников, и прежде всего к перво­му митрополиту-славянину Илариону, возведенному на киевскую святитель­скую кафедру Ярославом Мудрым без санкции византийского патриарха. В русле этого направления и развивается древнерусская философская мысль, опираясь на первых порах на идейно-мировоззренческие структуры восточ­нославянского язычества, а с середины XII в. - на античное наследие Платона и Аристотеля.

По Илариону ("Слово о законе и благодати"),è

- история Руси начинается не с принятия христианства, как утверж­дали церковные книжники, а с деятельности ее великих князей Олега, Игоря, Святослава, их славных сподвижников и воинов. Для него они не язычники - "невегласы", а славные государи, подвигами коих Русь стала "ведома и слышима всеми четырьмя концами земли" (530). Возвеличивая в "Слове о законе и благодати" Владимира Святославича, отвратившего свою землю от "заблуждения идольской лести" (725), он вместе с тем не осуж­дает язычество, признает его даже близким христианству, более открытым ему, чем иудаизм. Оттого, заявляет он, сына божьего, глашатая истины "свои...не приняли. Народами же принят был" (330). Так Ярославов книж­ник сознательно реабилитирует язычество, объявляя языческие народы ис­тинными восприемниками учения Христа. "Лепо Благодати и истине на но­вых людей воссиять! Не вливают ведь, по слову господню, вина нового учения благодетельного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе. (350)...Но новое учение - новые мехи, новые языки, и соблюдены будут - оно и они" (360);

- сохранение "чистоты" христианства не мыслимо без упрочения еди­нодержавства великокняжеской власти. Именно в единодержавстве он ус­матривает залог единства и силы государства, его территориальной це­лостности. В служении ему, содействии его замыслам и состоит, на его взгляд, назначение церкви. Он категорически отвергает сепаратистские тенденции в церковной жизни, восстает против мистико-аскетических уст­ремлений монашества;

- осуждение Иларионом "византиизации" древнерусской церкви носило принципиальный характер. При этом он исходил из того, что евангельская "благодать", отвергая ветхозаветный "закон", провозглашает свободу. В контексте сложных и острых взаимоотношений Руси с Константинополем та­кое осмысление христианской доктрины приобретало конкретное политичес­кое значение, выдвигало на первый план независимость и самобытность Киевской державы, всех стран и народов. Отныне нет избранных, а есть равные, есть те, которые познали "истину", стали "новыми людьми", об­рели новые идеи о назначении и ценности человека;

- Иларион протестует против низведения "благодати" до уровня иу­дейского "закона", превращения христианства в средство порабощения на­родов. Евангельское учение, на его взгляд, освобождает от всякого гне­та, в том числе религиозного. "Закон" сменяется "благодатью", рабство - свободой. Обращаясь от имени русских людей к богу, Иларион восклица­ет: "Пастырь добрый...не оставь нас, ведь мы еще блуждаем, не отвергни нас! Хоть еще и грешим мы пред тобою... Не возгнушайся, хоть и мало стадо, но скажи нам: "Не бойся меня, малое стадо, ведь благоизволил отец ваш небесный дать вам царствие" (Молитва, 13-20). Таким образом, за богословской фразеологией ясно проступает оптимизм древнерусского книжника, его глубокая вера в великое будущее своего народа.

Философско-социологическая мысль Киевской Руси обязана Илариону той мировоззренческой ориентацией, на базе которой было осуществлено восстановление политических структур дохристианской языческой эпохи и которая легла в основание последующего развития духовной традиции оте­чественного средневековья.

 

Уже во взглядах Илариона проявились те черты, которые впоследс­твии стали отличительными особенностями русской философии: è

- органическая связь философско-исторических построений русских философов с их исследованиями и оценками исторической судьбы России (так называемая "русская идея");

- неприятие отвлеченности от жизни, от ее острых общественных проблем;

- изучение человека, гуманистический, этический характер;

- органический синтез философской и художественной культуры;

- религиозный характер;

- футурологический характер (направленность на созидание будущего);

- акцент на интуитивизм в отличие от логизма и рационализма за­падной философии.

 

èВ XII веке к теме власти, ее религиозного смысла обращается один из крупнейших русских политических деятелей - князь Владимир Мономах. ("Поучение" Владимира Мономаха). Центральную роль в рассуждениях князя играет понятие "правды". Правда - это то, что составляет основу закон­ности власти и в этом смысле и есть закон, правосудие. Но правда имеет и нравственный смысл: правда требует от властителя стать на защиту слабых ("не вдавайте сильным погубити человека") и даже не допускать сметрной казни. Он напоминает о необходимости каждодневного следования нравственным заветам христианства, чтобы незаметно не утратить челове­ческий облик. Русский князь высоко оценивает знания, умственный труд: "Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран". Мономах относился к человеку как к неповтори­мой, уникальной личности ("если весь мир собрать вместе, никто не ока­жется в один образ, но каждый со своим образом, по мудрости божьей"). Здесь мы встречаемся с вполне последовательным неприятием идеологии, утверждающей высшее право одних манипулировать судьбами других, то есть тоталитаризма.

èВыдающимся памятником древнерусской культуры и древнерусской мыс­ли является «Моление»Даниила Заточника. Кем был автор этого замеча­тельного сочинения XII-XIII веков, не известно. Он был книжником, но вряд ли принадлежал к духовному сословию. Основные проблемы:

- В "Молении" очень высоко оценивается человеческий ум, ведущий человека к мудрости, которая для автора не отделима от нравственного начала: "Вострубим убо, братие, акы в златокованную трубу, в разум ума своего и начнем бити в сребренныя арганы во известие мудрости, и уда­рим в бубны ума своего, поющие в боговдохновенныя свирели, да воспла­чются в нас душеполезныя помыслы".

- В русской мысли очень рано осознается и достаточно определенно формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты.

- Автор сторонник "умного", просвещенного единовластия. Причем мудрость - одновременно и условие осуществления власти, и способ эти­ческого ограничения самовластия: только действительно мудрый власти­тель способен понять необходимость сдержанности и умеренности в поли­тике. Идеал "богоугодного властелина", игравший столь существенную роль в древнерусской мысли, присутствует и в "Молении", но уже в го­раздо более светском варианте.

- Мудрость предполагает религиозно-нравственное основание, и все же это именно человеческая мудрость: мудрость мыслителя, мудрость обычного человека, мудрость властителя. Христианский идеал смиренно­мудрия не ставится под сомнение, но словно отступает на задний план.

- В "Молении Даниила Заточника" русская мысль едва ли не впервые оказывается захваченной чувством величия человеческого разума, безгра­ничностью его возможностей. Человек "вдруг" предстает как центральная фигура мироздания и не только в своем отношении к Богу ("венец творе­ния", сотворенный по образу Божию), но и сам по себе, как субъект поз­нающий и творческий.

è

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 584.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...