Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Языческий период (X в. до н.э. - X в. н.э.).
èВосточные славяне относятся к индоевропейским народам, родственным грекам, германцам, индийцам и иранцам. Все эти народы говорят на близкородственных языках и в прошлом, до появления мировых религий имели одинаковое мировоззрение, сейчас называемое язычеством. èВ наиболее полной форме оно дожило до наших дней в современной Индии. è Самыми близкими родственниками славян являются германцы (современные немцы и англичане) и балты (литовцы). От общего германо-балто-славянского единства сначала отошли германцы, потом разделились славяне и балты. èВремя появления славян как самостоятельного народа точно не выяснено, но вслед за историками Б.А. Рыбаковым, Мунчаевым, В.А. Седовым назовём дату – середина 2-го тысячелетия до н.э. Их прародина – земли между рекой Одером в современной Германии, побережьем Балтийского моря в Польше, Волгой, Днепром и Карпатами. Мы будем вести речь о восточных славянах, тех, кто расселился по Восточно-Европейской равнине. è
Предфилософией Руси было языческое мировоззрение. Оно подготовило появление философии и её своеобразие. Киевская Русь в дохристианский период достигла высокого уровня развития экономики и культуры: - «Гардарика» - страна ста городов, è - создание письменности и сплошная грамотность населения. è Почти каждый знает такие праздники, как масленица, купала, святки. èНо не каждый знает, что праздники эти - языческие. Удивительно, но факт, что язычество очень крепко живет в нас и не только в форме праздников, но и во многих глубоких принципах отношения к природе, людям и самому себе. Попытаемся кратко восстановить мировоззренческие взгляды язычества. В древности священный текст целыми "книгами" заучивался наизусть, и в каждом селении несколько человек его знало полностью, а остальные жители - частично (как в настоящее время в Индии огромное число людей знает наизусть многотомную "Махабхарату" и "Рамаяну"). Источники. - В конце XIX века С.Веркович издал записанные у живших изолированно и сохранивших древнюю языческую веру македонских и фракийских болгар-помаков эти обрядовые песни ведического времени. При сопоставлении с ними индийские Веды оказываются лишь не очень полным пересказом в воспоминаниях переселившихся в Индию ариев общего мифологического достояния индоевропейцев. - Представления древних славян восстанавливаются по былинам и сказкам, в которых, как известно, в период христианизации первоначальные имена ведических божеств, являвшихся олицетворением сил природы, были заменены на имена христианских персонажей и эпических героев. è Взгляды древних славян. Космология (структура и взаимосвязи существующего мира). Основополагающие категории (наиболее общие понятия) - Явь, Навь и Правь. ЯВЬ - светлая сила, управляющая миром, одновременно - сам этот светлый мир, "белый свет". Это - философское понятие, подобное понятию "ян" в китайской философии, "раджасу" в индийской философии (активные силы, пытающиеся изменить мир). Она противостоит Нави. НАВЬ - темная сила, управляющая миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Это - философское понятие, аналогичное понятию "инь" в китайской философии, "тамас" в индийской философии (пассивные силы, пытающиеся сохранить мир неизменным). ПРАВЬ - понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому справедливому закону существует мир. Это понятие подобно "саттве" индийской философии (ясность, абсолютная реальность, гармония) и "дао" (пути, всеобщему закону мироздания) китайской философии. Правь - это гармония прежде всего между Явью и Навью. Связь Яви, Нави и Прави находит выражение в законе триединства (Триглава), показанное во взаимосвязи богов Сварога, Перуна и Свентовита как отца, сына и духа. Но не следует думать, что таким образом утверждалось многобожие. Славянские жрецы всегда понимали, что Перун - это ипостась, проявление Единого Бога, славянская вера в глубокой древности пришла к монотеизму (единобожию), к вере в ведическую Троицу-Тримурти-Триглав. Бог Род-Сварог стал осознаваться как глава "божьего рода". Роду поклонялись во все времена, но ранее его культ в народном сознании оттеснялся культами его ипостасей: Перуна, Дажьбога, Велеса и других богов. Здесь очевидна аналогия с христианской Троицей; менее известна, но тоже очевидна аналогия с индийской троицей (Тримурти), в которую древние арии включали Варуну - небесного бога (у славян: Сварога), Индру - Громовержца (у славян: Перуна), Шиву - бога Разрушителя Вселенной (у славян - Велеса). Различные жреческие школы неодинаковыми путями пришли к пониманию тайны Троицы. В Киеве в дохристианскую Троицу входили: Род-Сварог-Перун - небесный Отец, Дажьбог - Сын, Стрибог - Святой Дух. Культ этой "троицы" не мешал почитанию иных богов - богоматери-Лады, бога огня - Семаргла, проводника в мир иной, царя подземного мира, бога богатства и скота - Велеса, богини судьбы и водной стихии - Макоши, богинь жизни и смерти - Живы и Марены. В Новгороде Троицу-Триглав понимали несколько иначе. Новгородцы небесным Отцом считали только Сварога, а Рода они понимали не как божественную личность, а скорее как имя Вселенной. Сыном Сварога считали Перуна, подобием же Святого Духа считали западнославянского бога неба и света Свентовита, который вытеснил из новгородского Триглава более древнего бога - Велеса. Первоначально в новгородский Триглав входили Сварог, Перун и Велес. Следы почитания этого Триглава под именем Дид-Дуб-Сноп (под коими понимались Сварог-Перун-Велес) сохранились в Велесовой книге. Существует много толкований духа - Свентовита. В древнейшем варианте его место занимала матерь Сва (София, Лада), аналог индийской Шакти - женской божественной силы, энергии, с помощью которой творится мир. В упомянутом западно-славянском Триглаве это Сноп, который тоже является выражением энергии. Это граница Яви и Нави, этот бог стоит у границы рая - Ирия - и является проводником (каким является святой Петр в христианстве). Таким образом, Свентовит (или Сва) выступает как Шакти (дух, жена) Сварога. А ведь Лада и значит по-славянски "жена". Отец рождает сына - это временная координата, точка отсчета развития вселенной, закон изменения. Дальнейшее изменение вселенной идет во взаимодействии ("коловращении") Яви и Нави. "Кол" - это ось мира, вокруг которой происходит вращение звездного неба (имя Коляды происходит от этого же корня). Другие виды симметрии во Вселенной. Двоичная симметрия - взаимное порождение Яви и Нави, "коловращение", т.е. вращение звездного неба вокруг мировой оси. Четверичная симметрия. Она имеет и географический, и астрологический смысл. Географический смысл выражает закон Сварога - четырехглавие: Сварог имеет четыре гловы, которые смотрят на четыре стороны света и управляют всем происходящим там. Это выражает представление о структуре пространства в плоскости, осмысление устройства земного мира, где существует единство и противопоставление Север-Юг, Запад-Восток. За каждой стороной стоит свой дух (Белобог-Чернобог). Астрологический смысл раскрывается в удвоенной четверичной системе. Восьмеричная симметрия. Она осмысливалась как закон Сварога, завязанный на солнечный кол ("ось"). Это восьмичастный Зодиак: два солнцестояния (зимнее и летнее), два равноденствия (весеннее и осеннее) и еще четыре промежуточных положения Солнца, важных для сельскохозяйственного календаря, отмечаемые как важные праздники. Двенадцатеричная симметрия - это лунный календарь (12 основных лунных месяцев плюс один дополнительный). Ее отражение есть в "Велесовой книге". В упомянутой "Звездной книге Коляды" имелось двенадцать зодиакальных глав-эпох. Эпоха включала в себя несколько песен, в которых в образах богов и их взаимодействия описывались события на звездном небе. Сложная симметрия. Сфера ее проявления - астрология. В ней отражаются закономерности, связанные с прецессией земной оси, полный цикл которой длится около 26 тысяч лет. Счет эпох ведется по направлению прецессии, против зодиакального направления. Этим описывается история человечества и ее связь с природными процессами (прежде всего, наступлением и отступлением ледника, т.е. циклическими изменениями климата). Космическое содержание этого процесса заключается в изменении положения земной оси в пространстве, а значит, и изменение положения Земли относительно Солнца. Космогония (происхождение мира). Наиболее глубокий закон - информационный - дан для Вселенной в виде расположения звезд на небе. Представления древних славян о происхождении мира хорошо соотносятся с современной гипотезой "большого взрыва" как точки отсчета пространства и времени нашей Вселенной: "До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник вселенной, Отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был Он семенем непророщенным, был Он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился." Если бы во Вселенной все направления были равнозначны, то распределение звезд было бы равномерным. Но этого нет. Когда мир родился из яйца, Бог придал ему данное расположение, а не иное. Этим определяется течение природных и духовных процессов. Точка отсчета для Земли была найдена эмпирически, и период существования Вселенной назван Днем Сварога. После того, как Русь приняла христианство, эти представления не умерли - боги лишь сменили имена. Частично они остались жить в народной культуре, превратились в былинных персонажей, в героев легенд, сказок, песен, а частично, одевшись в новые одежды, обернулись христианскими святыми.
2. Период Киевской (домонгольской) Руси (XI-XIII вв.). è 988 год стал переломным для общественной мысли древней Руси. è Главные причины принятия христианства (988 г.) - политические: ● первая, необходимость в союзнике для борьбы с ненавистной Хазарией (под ее игом Русь находилась двести лет), который бы, с одной стороны, помог в становлении независимого славянского государства, а с другой стороны, находился бы достаточно далеко, чтобы не связывать инициативу киевского князя; для этого лучше всего подходила Византия. è ● Вторая, потребность быть признанными в Европе, которая к тому времени была уже полностью христианской.
К моменту крещения Киевская Русь была развитым государством: - в Европе её называли «Гардарикой» – страной городов, è насчитывавшей не менее 24 крупных городов, èтогда как в Норвегии тогда был лишь один город, мелкий на их фонеè; - в стране существовала письменность и население обладало почти сплошной грамотностью (по свидетельствам новгородских «берестяных грамот»); è - письменность была создана до Кирилла, а им лишь усовершенствована. В дальнейшем главную роль в распространении просвещения и грамотности на Руси перехватили монастыри, а монашество на протяжении нескольких столетий выступало ведущей идеологической силой. Под влиянием Византии духовная власть взяла курс на поддержку удельной системы (раздробленности страны). Поэтому на Руси, как и на Западе, борьба светской и духовной власти послужила "первым сильным толчком к развитию общественной мысли..." (Плеханов Г.В. История русской общественной мысли.- Т.1.- М., 1918.- С.133). Эта борьба привела к глубокой поляризации интеллектуальных исканий древнерусского общества. "Церковное" направление, окрашенное аскетизмом и мистикой, возглавило монашество Киево-Печерского монастыря (Феодосий Печерский, Нестор и др.). Феодосий Печерский (ум.1074): - проводит мистико-аскетическую традицию греческого богословия; - сурово критикует любые неправославные вероучения (латинство, иудаизм, ислам); - одним из первых в русской религиозной мысли формулирует концепцию "богоугодного властелина": основной долг княжеской власти состоит в защите православия и исполнении его заветов. Нестор Летописец - на историческом материале (в его редакции "Повести временных лет") обосновывает концепцию "богоугодного властелина"; - показывает противоборство добра и зла в исторической жизни; - отстаивает идею единства Руси на основе религиозной правды. "Светски направленное" течение общественной мысли восходит к деятельности "софийских" (Ярославовых) книжников, и прежде всего к первому митрополиту-славянину Илариону, возведенному на киевскую святительскую кафедру Ярославом Мудрым без санкции византийского патриарха. В русле этого направления и развивается древнерусская философская мысль, опираясь на первых порах на идейно-мировоззренческие структуры восточнославянского язычества, а с середины XII в. - на античное наследие Платона и Аристотеля. По Илариону ("Слово о законе и благодати"),è - история Руси начинается не с принятия христианства, как утверждали церковные книжники, а с деятельности ее великих князей Олега, Игоря, Святослава, их славных сподвижников и воинов. Для него они не язычники - "невегласы", а славные государи, подвигами коих Русь стала "ведома и слышима всеми четырьмя концами земли" (530). Возвеличивая в "Слове о законе и благодати" Владимира Святославича, отвратившего свою землю от "заблуждения идольской лести" (725), он вместе с тем не осуждает язычество, признает его даже близким христианству, более открытым ему, чем иудаизм. Оттого, заявляет он, сына божьего, глашатая истины "свои...не приняли. Народами же принят был" (330). Так Ярославов книжник сознательно реабилитирует язычество, объявляя языческие народы истинными восприемниками учения Христа. "Лепо Благодати и истине на новых людей воссиять! Не вливают ведь, по слову господню, вина нового учения благодетельного в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе. (350)...Но новое учение - новые мехи, новые языки, и соблюдены будут - оно и они" (360); - сохранение "чистоты" христианства не мыслимо без упрочения единодержавства великокняжеской власти. Именно в единодержавстве он усматривает залог единства и силы государства, его территориальной целостности. В служении ему, содействии его замыслам и состоит, на его взгляд, назначение церкви. Он категорически отвергает сепаратистские тенденции в церковной жизни, восстает против мистико-аскетических устремлений монашества; - осуждение Иларионом "византиизации" древнерусской церкви носило принципиальный характер. При этом он исходил из того, что евангельская "благодать", отвергая ветхозаветный "закон", провозглашает свободу. В контексте сложных и острых взаимоотношений Руси с Константинополем такое осмысление христианской доктрины приобретало конкретное политическое значение, выдвигало на первый план независимость и самобытность Киевской державы, всех стран и народов. Отныне нет избранных, а есть равные, есть те, которые познали "истину", стали "новыми людьми", обрели новые идеи о назначении и ценности человека; - Иларион протестует против низведения "благодати" до уровня иудейского "закона", превращения христианства в средство порабощения народов. Евангельское учение, на его взгляд, освобождает от всякого гнета, в том числе религиозного. "Закон" сменяется "благодатью", рабство - свободой. Обращаясь от имени русских людей к богу, Иларион восклицает: "Пастырь добрый...не оставь нас, ведь мы еще блуждаем, не отвергни нас! Хоть еще и грешим мы пред тобою... Не возгнушайся, хоть и мало стадо, но скажи нам: "Не бойся меня, малое стадо, ведь благоизволил отец ваш небесный дать вам царствие" (Молитва, 13-20). Таким образом, за богословской фразеологией ясно проступает оптимизм древнерусского книжника, его глубокая вера в великое будущее своего народа. Философско-социологическая мысль Киевской Руси обязана Илариону той мировоззренческой ориентацией, на базе которой было осуществлено восстановление политических структур дохристианской языческой эпохи и которая легла в основание последующего развития духовной традиции отечественного средневековья.
Уже во взглядах Илариона проявились те черты, которые впоследствии стали отличительными особенностями русской философии: è - органическая связь философско-исторических построений русских философов с их исследованиями и оценками исторической судьбы России (так называемая "русская идея"); - неприятие отвлеченности от жизни, от ее острых общественных проблем; - изучение человека, гуманистический, этический характер; - органический синтез философской и художественной культуры; - религиозный характер; - футурологический характер (направленность на созидание будущего); - акцент на интуитивизм в отличие от логизма и рационализма западной философии.
èВ XII веке к теме власти, ее религиозного смысла обращается один из крупнейших русских политических деятелей - князь Владимир Мономах. ("Поучение" Владимира Мономаха). Центральную роль в рассуждениях князя играет понятие "правды". Правда - это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле и есть закон, правосудие. Но правда имеет и нравственный смысл: правда требует от властителя стать на защиту слабых ("не вдавайте сильным погубити человека") и даже не допускать сметрной казни. Он напоминает о необходимости каждодневного следования нравственным заветам христианства, чтобы незаметно не утратить человеческий облик. Русский князь высоко оценивает знания, умственный труд: "Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран". Мономах относился к человеку как к неповторимой, уникальной личности ("если весь мир собрать вместе, никто не окажется в один образ, но каждый со своим образом, по мудрости божьей"). Здесь мы встречаемся с вполне последовательным неприятием идеологии, утверждающей высшее право одних манипулировать судьбами других, то есть тоталитаризма. èВыдающимся памятником древнерусской культуры и древнерусской мысли является «Моление»Даниила Заточника. Кем был автор этого замечательного сочинения XII-XIII веков, не известно. Он был книжником, но вряд ли принадлежал к духовному сословию. Основные проблемы: - В "Молении" очень высоко оценивается человеческий ум, ведущий человека к мудрости, которая для автора не отделима от нравственного начала: "Вострубим убо, братие, акы в златокованную трубу, в разум ума своего и начнем бити в сребренныя арганы во известие мудрости, и ударим в бубны ума своего, поющие в боговдохновенныя свирели, да восплачются в нас душеполезныя помыслы". - В русской мысли очень рано осознается и достаточно определенно формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты. - Автор сторонник "умного", просвещенного единовластия. Причем мудрость - одновременно и условие осуществления власти, и способ этического ограничения самовластия: только действительно мудрый властитель способен понять необходимость сдержанности и умеренности в политике. Идеал "богоугодного властелина", игравший столь существенную роль в древнерусской мысли, присутствует и в "Молении", но уже в гораздо более светском варианте. - Мудрость предполагает религиозно-нравственное основание, и все же это именно человеческая мудрость: мудрость мыслителя, мудрость обычного человека, мудрость властителя. Христианский идеал смиренномудрия не ставится под сомнение, но словно отступает на задний план. - В "Молении Даниила Заточника" русская мысль едва ли не впервые оказывается захваченной чувством величия человеческого разума, безграничностью его возможностей. Человек "вдруг" предстает как центральная фигура мироздания и не только в своем отношении к Богу ("венец творения", сотворенный по образу Божию), но и сам по себе, как субъект познающий и творческий. è
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 584. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |