Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философская антропология в узком смысле.




 

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии. Это философское пытается определить специфику человека через уникальность того положения, какое он занимает в космосе.

Специфика человека в том, что он способен отстранятся от непосредственности, занимать дистанцию по отношению к ситуации, моделируя ее в виде мышления.

М.Шелер Макс Ше́лер (1874 — 1928) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии. Утверждает, что человек еще не обладает истинными условиями современного существования и должен их выстроить через созидание культуры. Согласно Шелеру в человеке действует два начала:

 «Порыв» то есть энергетический импульс, творческая активность, которая может принимать неупорядоченные и в силу этого разрушительные формы.

 «Дух» - регулирующие обуздывающие начала в виде культуры, которая придает порыву продуктивные формы.

Г.Плеснер Хе́льмут Пле́снер (1892—1985) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии. Учился у Виндельбанда, Эмиля Ласка, Ханса Дриша, Гуссерля. С 1926 года — профессор Кёльнского университета. Во время правления нацистов был в эмиграции в Голландии. С 1951 года — профессор Гёттингенского университета. Плеснер отрицает специфику человека через природу его биологической ориентации, которая состоит в том, что человек способен очерчивать свои границы. Это свойство Плеснер называет позициональность. Она присуща только живым системам, поскольку неживые, неорганические очерчиваются извне. Граница живого определяется им самим.

Позициональность у растений открытая, так как они пассивны, не способны передвигаться, у животных она закрытая, то есть животные передвигают границу вместе с собой. У человека она эксцентрическая, то есть постоянно передвигаемая в виде новых целей.

Отсюда Плеснер определяет три антропологических закона:

 Закон творчества, человек должен сам создать свою жизнь, как в общекультурном, так и в индивидуальном смысле.

 Закон эмоционального восприятия. «Человек – это плачущееся и смеющееся существо», то есть человеческие эмоции это способ отстранения от действительности и ее переживания в моделях.

 Закон утопического места, то есть человек никогда не удовлетворяется достигнутым, и все время стремится к лучшему.

Положение немецких философов антропологии правильные, но абстрактные, их трудно наполнить конкретным научным содержанием.

 

Экзистенциализм.

 

Экзистенциализм – это философия человеческого существования.

Данное направление восходит с учением европейского иррационализма XIX века. И, прежде всего Кьеркегор, который первым зафиксировал трагичность автономного индивида в условиях распада традиционной культуры.

Во второй половине XIX века экзистенциализм стал наиболее популярен. Одиночество индивида стало массовым. При этом теоретики данного направления все-таки пытались сделать оптимистические выводы по поводу человека.

Экзистенциализм принято разделять на французский и немецкий.

1. Французский экзистенциализм:

 

Жан-Поль Сартр(1905 – 1980). Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (1905 —1980) — французский атеистический философ-экзистенциалист марксистской направленности (в 1952—1954 годах Сартр занимал наиболее близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист. Главный тезис Сартра – «существование человека предшествует сущности», - это значит, что человек еще должен обрести свою сущность, встретить свою судьбу посредством индивидуальных усилий. В человеке ничего не создано, и все определяется им самим.

Первый и главный шаг на этом пути – ВЫБОР, выбирает только человек, животное не способно к выбору, ибо оно живет и действует на уровне собственной биологической ниши, согласно генетической программе.  

При этом человек всегда несет ответственность за результаты и последствия своего выбора, прежде всего перед самим собой: лжец отвечает за ложь, трус за трусость и т.д.

Однако Сартр не может указать конкретных социокультурных критериев для этого выбора. Единственным ориентиром является произвольность и спонтанность решения, которое делает человек. И в силу этой спонтанности всякий выбор оправдан. «Притча о матери и сыне». Поэтому теория Сартра остается абстрактной.

А.Камю. (1913 – 1960) Альбе́р Камю́ — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Исследует жизнь и жизнеощущение современного индивида, включенного в ритмы современного производства и приходит к выводу, что любая общественная социальная деятельность для этого индивида оказывается чуждой, подавляющей его личностную уникальность. Как следствие у индивида развивается агрессия против других и самого себя. Выражением, в которой в мышлении становится депрессия, то есть ощущение бессмысленности своего существования.

Поскольку современный человек не может выйти за пределы потребления и производства, то его существование обращено на бессмысленность, и самым логичным выводом из этого должно стать самоубийство, поэтому Камю утверждает, что «главный вопрос нашего времени – это вопрос о самоубийстве». 

Он приходит к выводу, что не смотря ни на что, человек должен противодействовать бессмысленности жизни, продолжать бороться, даже зная, что успех проблематичен. Современный же индивид не понимает древнего героя Сизифа, вкатывающего на гору камень, заведомо зная, что он скатится.

2. Немецкий экзистенциализм.

Мартин Хайдеггер (1889 – 1976).

 

Ма́ртин Ха́йдеггер (1889 —1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. Спорным является вопрос о отношении Хайдеггера к нацистской власти, заявлениях философа в поддержку Адольфа Гитлера. Философ Ханна Арендт, бывшая студентка Хайдеггера, сделала много для очищения его имени от подозрений в симпатиях к нацистам, заявив что его понимание их политики было «неразумным».

 

Главный вопрос философии согласно Хайдеггеру – вопрос о сущности бытия. При этом Хайдеггер впервые в истории совершает онтоантропологический поворот, то есть соединяет вопросы о бытии (антропология – учение о бытии) с учением о человеке. Это значит, что в общественной культуре все бытие мира в целом становится зависимым от человека. Бытие, как бы, втягивается в индивида.

Однако, современный индивид не имеет не каких точек опоры, то есть смыслов в своем сознании. Он не может определить тенденции дальнейшего развития и поэтому все бытие рассматривается им с ограниченной точки зрения – бытие редуцируется к существованию. Из этого следует, что мир в целом начинает распадаться (признакам чего является угроза экологической катастрофы), а жизнь индивида сводится к переживанию текущего момента, то есть к жизненной суете, то есть к жизни в «здесь и сейчас».

Осознание смысла своей жизни приобретает для человека негативный характер, он осознает его только в свете своего исчезновения, то есть перед смертью, поэтому жизнь современного человека становится бытием к смерти. Тогда как мир в целом, включая других людей превращается исключительно в предмет потребления. После того как будет потреблена и внешняя среда, сам человек тоже превратиться в человеческий материал для потребления. Таким образом Хайдеггер указывает те тенденции, которые были заложены в европейскую культуру при становлении науки, но не может указать путей выхода из этой ситуации. К настоящему моменту философия Хайдеггера представляет собой высшее достижение теории культуры.

 

Постмодернизм.

 

Понятие «постмодернизм» описывает общекультурную и философскую ситуацию конца XX начала XXI века. Приставка «пост-» указывает на то, что эта ситуация наступает вслед за эпохой «модерна».

Модерн – это культура европейского типа, которая развивается в культуре реализации проекта просвещения, в процессе трансформации традиционной культуры в современную, то есть модернизации всех сторон жизни, от технической до духовной сферы.

Таким образом, модерн коррелирует с понятием «прогресс».

Постмодернизм указывает на то, что последние десятилетия XX века проект модерна зашел в тупик. Породив самые разные кризисы в современной культуре философский постмодернизм выражает эти тенденции наиболее наглядно. В современной культуре исчезают общие ценности и критерии, возникает равноправие (плюрализм) самых разных точек зрения.

Как следствие исчезает общая и целостная картина мира, восприятие действительности распадается на множество разных компонентов, направлений и частей.Жак Деррида утверждает, что главное понятие философии это «реконструкция». То есть сознательное разложение культуры на составные фрагменты и компоновка из них новых явлений. Примером такой тенденции является стилевое многообразие в современном искусстве.

Жак Деррида́ (1930 —2004) — французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма. Родился в Алжире, в богатой еврейской семье. Перебравшись в Париж, он поменял свое имя на более привычное французам «Жак».

 Другой французский философ Жан Бодрийя́р (1929 —2007) — французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф. Жан Бодрийяр утверждает, что в современной культуре возникает преобладание знаков, то есть все духовые и предметные явления носят для современного человека не столько практическую значимость, сколько обладают символической ценностью. Современный человек не знает своей сущности и в качестве ее заменителей использует знаки. Поскольку современный индивид не способен отличать важное от второстепенного, хорошее от плохого и т.д. то все эти знаки уравниваются в одной личности и в результате становятся равнозначными, поэтому вся современная культура заполняется «симулякрами», превращаясь в сплошную симуляцию, в призрак. Призрак может овладеть сознанием человека, транслируется через СМИ разрушая его психику и тело.

В целом постмодернизм обрисовывает ситуацию неопределенности, которая создалась в современной культуре в начале XXI века. Это принципиально новый этап в истории человечества.

Вывод по лекции:

В истории развития философской мысли ХХ века прослеживается тенденция, характерная и для предыдущих исторических этапов - борьба материализма и идеализма. Новым является повсеместное утверждение диалектики как философского метода и перенесение в центр дискуссии проблемы человека и возможностей человеческого разума. Новейшие тенденции в развитии современной зарубежной философии:

§ Взаимовлияние и переплетение философских школ. Сейчас уже нет чистого экзистенциализма, прагматизма и т.д., а есть фрейдомарксизм, религиозный персонализм и т.п.;

§ Расцвет культурологии.

§ Консервативная ориентация.

§ Эволюция философии религии.

§ Формирование метафилософии (занимается самой философией, ее предметом, методом).

 На протяжении трёх последних веков философия развивается быстро. Она следует за бурными процессами развития общества, стремясь осмыслить их, разобраться в сложных проблемах современности и показать перспективы дальнейшего движения человечества. n


ТЕМА 9 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Общая характеристика. Основные темы: соотношение науки, философии и религии, философия как метафизика, содержание христианского сознания и христианской православной философии, происхождение и эволюция мира, абсолютное бытие, начала мироздания, деятельное начало бытия, бытие и творчество, абстракция и реальность, тождество и различие в мире сущего непостижимое в бытии, механизмы возникновения сущего, причины сущего, единство и множественность сущего, субстанция и процесс, личное и сверхличное сознание, природа и функции души, положение человека между абсолютным и относительным бытием, человек и Бог, материя и дух, душа и тело, человек и природа, свобода человека, религия и нравственность, природа человеческого страдания, смысл человеческой жизни, бессмертие человека, очевидность в познании, истина, внутреннее познание, внешнее познание, вера, разум и опыт, интуиция и ее виды, любовь как космическое начало, любовь и эгоизм, природа и история, человек и общество, становление и разрушение личности, жизнь и смерть, сущность языка, добро и зло, телесность и греховность человека, природа общества, природа ценностей, становление общечеловеческой цивилизации и цельной культуры, культура и цивилизация, критика социализма, субъект истории, борьба за существование и насилие.

Разработка философской проблематики в философии “общего дела” Н.Ф. Федорова, философии “всеединства” В.С. Соловьева, экзистенциалистской философии Л. Шестова и Н.А. Бердяева, интуиционизме Н.О. Лосского, философии “софийности” П.А. Флоренского, философии “боговоплощения” С.Н. Булгакова

 

I. Возникновение и основные черты философии России. Философия в древней и средневековой Руси










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...