Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 8 ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Общая характеристика. Основные темы философии ХХ века: бытие и сущее; соотношение онтологии, метафизики и науки; модели времени; эволюция и развитие, творческая эволюция; природа человека, тело и сознание, сознание и бессознательное, инстинкт и дух; бытие человека, жизнь и время, человек и мир, природа и функции нравственности; природа общества, формационные и цивилизационные модели общества, эрос и цивилизация, роль любви и симпатии в жизни человека и общества, коммуникация и ее роль в жизни общества; культура как символическая система, назначение культуры, взаимодействие локальных культур; природа и иерархия ценностей, ценности и смыслы, ценности и нормы; ценности, политика и мораль, природа и функции государства, демократия и тоталитаризм, государство и революция; природа и история, смысл истории; природа и общество; будущее человеческого общества; сущность и формы познания, знание и вера, вера и научный дискурс, типы дискурса, инстинкт, разум и интуиция, знание и понимание; понимание как измерение человеческого бытия, истина и опыт, истина и верования, верование и действие, истина и полезность; виды знания; природа знака, языка и их роль в познании, философия как анализ языка; сущность и функция науки, “жизненный мир” и наука, наука и очевидность, эмпирическое и теоретическое познание в науке, различие между историческими и естественными науками, модели развития науки, роль науки и техники в жизни общества, наука и философия, наука и религия. Разработка философской тематики ХХ века в феноменологии, философии жизни, экзистенциализме, герменевтике, прагматизме, неопозитивизме, структурализме, психоанализе, философии языка, философии науки, философии марксизма и неомарксизма.
(«песня о соколе» и т.д.). Философия ХХ века является закономерным этапом развития философской мысли: в ней находят продолжение традиции классической философии, а с другой стороны, откликаясь на требования жизни, возникают новые идеи и течения. Развитие мировой философской мысли этого периода происходило на фоне научно-технической и социальной революций, мировых и локальных войн, идейного разобщения цивилизации и идеологического противоборства. И сама философия этого периода, кроме ее философского деления на материализм и идеализм, оказалась разделенной еще и по идеологическому признаку - на марксистскую и немарксистскую. В развитии современной зарубежной философии условно выделяют следующие временные этапы: - до 1917 г., связанный в основном с зарождением новых школ немарксистского толка (позитивизм, неокантианство, философия жизни и др.); - довоенный, характеризующийся упрочением возникших школ и появлением их модификаций, особенно в социологии и психологии (фрейдизм, бихевиоризм, космизм и др.); - послевоенный (примерно до 80-х годов) - период острой философской борьбы социализма и капитализма, истерического антикоммунизма и не менее истерического антиимпериализма, период не только психологической, но и философской войны; - с 80-х годов до настоящего времени - новейший период современной зарубежной философии. Черты зарубежной философии конца XIX - начала ХХ века:
- Она стала неклассической, отказывается от многих ценностей буржуазной философии: веры в могущество разума, веры в прогресс. - Она начинает занимать критическую позицию не только к марксизму, но и к системе Гегеля за ее необоснованные претензии на достижение вершины в философской мысли. - Она стремится использовать достижения естествознания (и его трудности) для подкрепления своих положений. - Понятие прогресса уступает место понятию "эволюция". - Диалектический метод признается всеми (кроме вульгарных материалистов и позитивистов), но диалектика толкуется субъективно-идеалистически. - Меняется отношение к науке: внешне сохраняется ее авторитет, но отрицается ее мировоззренческое значение. Философия ХХ века включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Противоборство и взаимодействие многообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли нашего века. Среди них невозможно выделить одно главное, поэтому возможны разные варианты классификации. Одна из СТЕРЖНЕВЫХ ПРОБЛЕМ, вокруг которой происходит развитие философской мысли в ХХ веке, является ОТНОШЕНИЕ К РАЦИОНАЛЬНОМУ ЗНАНИЮ.
Социокультурные предпосылки философии XX века.
Философия – это рефлексия на культуру, то есть теория культуры. Культура в наиболее общем варианте складывается из двух частей: 1. орудийная или материальная культура (орудия труда или техника); 2. общенческая культура (духовная культура, связанная с формированием личности человека). В традиционной культуре обе эти части слиты воедино – в составе узко коллективной общинной непосредственности. В современной или индустриальной культуре, которая возникает в Европе в новое время, обе части эти разделяются, прежде всего, в силу того, что в рыночных условиях возникает общечеловеческое взаимодействие, коллективный опыт, а на этой основе формируется наука и техника. Однако в целом вплоть до начала XX века в Европе доминировало земледельческое производство, на основе которого действовала традиционная культура. И только в начале XX века в индустриальное производство начинает полностью подчинять себе земледельческое. Орудийные и общенческие компоненты культуры полностью разделяются. Соответственно этому разделению и философская рефлексия разделяется на два основных направления: рефлексия на орудийную культуру и рефлексия на общенческую культуру. Первая форма рефлексии называется позитивизмом, вторая – философская антропология. В содержательном плане позитивизм более скудное направление, так как в качестве главного предмета здесь является наука и техника. Философская антропология более многогранна и содержательнее направлением, так как главный предмет исследования – человек – существо универсальное.
Позитивизм.
Несмотря на содержательную ограниченность, философия позитивизма в современной культуре наиболее влиятельна так как в современных условиях доминирует техника и материальное производство. В наибольшей степени позитивизм развит и влияет в англоязычных странах, поскольку со времен промышленной революции Англия и США доминируют в технических отношениях. В своем развитии позитивизм проходит четыре стадии: 1. Ранний или первый позитивизм.
Основатель Огюст Конт
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 19 января, 1798 — 5 сентября, 1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Позитивизм как философия науки. Основоположником позитивизма является Огюст Конт, который считал, что источником подлинного (позитивного) знания является совокупный результат специальных наук, которые связаны с опытом и с экспериментом. Только опытное, экспериментальное знание способно дать новое приращение в науке. Отсюда для Конта философия наукой не является, поскольку основными критериями по Конту должны быть: наука связана с практикой, научное знание имеет свой понятийный аппарат, наука должна отвечать на вопрос «как», а не «почему». В своем труде «Общий обзор позитивизма» О.Конт построил новую классификацию наук, куда включил математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социальную физику (социологию).
Первый период (1819—1828, почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных сочинений — «опускулов»:
Конт развивает последние идеи Сен-Симона, обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий».
Второй период (1830—1842):
Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.
Третий период (1845—1857):
Издаются «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |