Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Английская философия 17 в.




Т.Гоббс (1588-1679)

Т. Гоббс (1588-1679). è Отличительная черта его философии - ее социальная направленность.

Учение о государстве. Государству предшествовало "естественное состояние людей " - от­сутствие собственности, точного разграничения между твоим и моим. Стремление осуществить равное право на все порождает борьбу, "войну всех против всех". Таким образом, всеобщее равенство приводит к посто­янной войне.

Выход - в образовании государства, которому люди отдают принадле­жащие им права. А так как права человека в естественном состоянии не­ ограничены, то не ограничены и права государства.

Государственная власть есть абсолютная власть, подчинение ей должно быть безусловным. Толька такая сильная, безраздельная власть может устранить состояние всеобщей войны и водворить порядок. Лучшей формой государства считал абсолютную монархию.

Требование сильной государственной власти объективно соответство­вало интересам формирующейся буржуазии.

 

Джон Локк (1632-1704)

Джон Локк (1632-1704) - представитель эмпиризма в английской фи­лософии.

Развил и разработал сенсуалистическую теорию познания. Выступил с критикой учения Декарта о "врожденных идеях", считал их приобретенны­ми, возникающими в результате действия существующих вне нас вещей на наши органы чувств.

Считал душу человека чистым листом бумаги. Лишь опыт посредством чувственного познания заполняет письменами этот чистый лист.

Выступил против учения Гоббса об абсолютном, неограниченном харак­тере государственной власти. Договор, лежащий в основе государственной власти, заключен для того, чтобы государь гарантировал соблюдение и защиту изначального "естественного права". Если государь нарушает до­говорную обязанность, подданные вправе расторгнуть договор. К неотчуждаемым правам человека относил права:

- на жизнь            -на свободу      - на собственность

V. Рационализм европейской философии 17 в.

 Бенедикт Спиноза (1632 – 1677).

 

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - голландский философ. è

Философия Нового времени, сформулировав принцип дуализма, создала противоречия в мышлении, которое заключалось, прежде всего, в том, что естественные и гуманитарные науки выстраивались на разных принципах.

В тоже время духовную субстанцию, то есть человеческое мышление можно было истолковывать чисто религиозно, что ослабляло позиции науки перед лицом церкви.

Способ преодоления этих противоречий, актуальный для наших дней, был сформулирован философией голландского философа – Спинозы. В основу своей философской системы положил учение о единой субс­танции. С субстанцией отождествляет бога. Бог не является творцом при­роды, он находится прямо в ней как внутренняя причина (пантеизм). Субс­танция как "природа творящая" порождает единичные вещи - модусы, т.е. природу сотворенную. Субстанция бесконечна, неизменна, модусы - конечны, изменчивы.

Согласно учению Спинозы, существует не две, а одна субстанция – природа. Природа - это реальный мир, который никем не сотворен, но в процессе своего развития создает все множество наполняющих его вещей, то есть атрибутов.

Необходимыми свойствами этих атрибутов, но в разной степени являются как вещественность, так и мышление. В наивысшей степени этими свойствами наделен человек, то есть разумное тело или «мыслящая субстанция». Таким образом, все отличие человека от других предметов и животных заключается в степени развития мыслительной способности.

Тем самым, Спиноза утверждает, что никакого оторванного от тела духовного начала у человека нет: активность движения и мышления – это одно и доже. Мышление – это способность двигаться по контуру объективных закономерностей. Все другие тела, кроме человека, продвигаются слепо, грубо, наталкиваясь друг на друга. А человек способен строить траекторию своего движения гибко, ловко, не наталкиваясь на другие тела, но согласуя с ними свое движение. Чем с большим количеством тел человек согласует свои движения, тем в большей степени он разумен и свободен, то есть способен ориентироваться на самого себя. Отсюда, свобода – это действие согласно осознанной необходимости.

Таким образом, Спиноза впервые формулирует не дуалистический, но монистический принцип мировоззрения.

 

Признает 3 ступени познания:

1-я ступень - высшая 2-я ступень        3-я ступень - низшая

истина постигается      Рассуждения разу-    Знание основывается

непосредственно ра-    ма, истина требу-      на чувственном вос-

зумом, не зависит от    ет доказательства.     приятии мира, неполное,

опыта.'                                поверхностное.

Г.В.Лейбниц (1646-1716)

Г.В.Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ, создал систему объек­тивного идеализма - монадологию. Монада - простая неделимая субстанция. Монады нематериальны, ак­тивны, деятельны.

Различает по степени развития;

1. Простые монады 2.Монады-души   3. Монады-духи

обладают пассивной обладают ощущения- наделены сознанием

способностью восприя-   ми и представления­ми

тиями

Это физические тела Биологические обьек- Человек ты

Чувственно воспринимаются не монады, а тела как соединения монад, Развитие - универсальное свойство монад - есть бесконечный процесс постепенных изменений. Качественные изменения в развитии объясняются различной степенью развития монад.

3аслуга Лейбница - в подготовке диалектики немецкой классической философии, в обозначенных догадках о диалектике природы.

 

VI. Субъективно-идеалистическая философия.

Джордж Беркли (1684-1753)

Джордж Беркли (1684-1753).Поставил задачей жизни опровержение материализма. Главная мишень - учение о материи. Нет абстрактной идеи треугольника, есть лишь представление о нем, связанное с его конкретными свойствами. Абстракт­ные общие понятия невозможны, значит невозможно и абстрактное понятие материи. (Подумайте, в чем противоречивость данного рассуждения?)

Вещи не что иное, как комбинации наших ощущений. Быть - значит быть воспринимаемым:

"Стол, на котором я пишу, существует, - это значит, что я вижу и

осязаю его; если бы я находился вне моего кабинета, то так же бы

сказал, что стол существует, разумея тем самым, что, находясь в

моем кабинете, я мог бы воспринимать его, или же что какой-либо

другой дух действительно воспринимает его".

Дэвид Юм (1711-1776)

Дэвид Юм (1711-1776 ).Не признает внешнего материального мира, независимого от созна­ния. Знание есть результат чувственных впечатлений. На основе ярких впечатлений возникают "идеи" - оттиснутые в памяти копии.

Кем даны эти впечатления? Откуда берутся?

Этот вопрос неразрешим. Человек знает только свои психические пе­реживания, а что за ними, не знает.

Кроме основной линии английской философии - субъективного идеа­лизма, в Англии на рубеже 17 и 18 вв. появляются и философы противопо­ложного направления, это уже были представители английского Просвеще­ния.

Общие выводы:

èТаким образом, философия Нового Времени ориентируется, главным образом, на нау­ку. В центр философских исканий выдвигаются вопросы познания, разработки методологии познавательного процесса. è


Тема 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Французское Просвещение.

 

èПлан лекции:

 

I. Идеи, идеалы эпохи просвещения.

§ Вольтер

§ Ж.Ж.Руссо

II. Французский материализм XVIII века.

§ Д. Дидро.

§ О. Ламетри.

§ К. А. Гельвеций

§ П.А. Гольбах

è XVIII век в истории мысли получил название эпохи Просвещения. В этот период научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, стало распространятся вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, становясь предметом обсуждения среди литераторов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...