Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Героический энтузиазм Джордано Бруно (1548 – 1600).




 

Джордано Бруно (1548-1600) - крупнейший представитель натурфило­софии, борец за свободу мысли, за новое прогрессивное мировоззрение. Ненавидел схоластов за то, что они преподносили "скорлупу слов вместо зерна вещей".

Сущность взглядов:

- мир един, бесконечен, несотворим и неуничтожим, но признает на­личие мировой души и всеобщей одушевленности природы (пантеизм); изме­нения единой материи порождают все многообразие действительности;

- развивает учение о единстве и борьбе противоположностей, прин­цип единства и всеобщей связи природы, динамизма и самодвижения, "...одна противоположность является началом другой... уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть... уничтожение. Любовь есть ненависть, ненависть есть любовь... Шарообразное имеет предел в ровном, вогнутое... пребывает в выпуклом...";

- земля - ничтожная пылинка в беспредельном мироздании; в мире нет ни центра ни границы; понятия "центр", "верх", "низ" и подобные применимы лишь к отдельным, ограниченным и временным системам;

- цель философии - познать природу, познание истины - дело науки, а не религии, предпосылка познания есть сомнение, нельзя слепо пола­гаться ни на мнение большинства, ни на авторитеты, ни на догматы веры.

 

Бруно развивает идеи Кузанского в естественно-научном отношении. Для этого он философски осмысливает гелиоцентрическую идею Николая Коперника, согласно которой центром космической системы, в которой живут люди, является не Земля, а Солнце.

Отсюда Бруно отводит главную роль человеческому мышлению, которое способно проникнуть в суть вещей и выявить истину, противоречащую повседневным впечатлениям. Обыденные чувства утверждают, что Солнце движется вокруг Земли. В то же время человеческий разум, опираясь на достижения науки, утверждает прямо противоположное.

Сила разума в том, что он опирается на законы, единые для природы и космоса в целом. Главное из этих законов – это движение. Движение является всеобщим принципом, который в наиболее концентрированном виде в крайней степени ускорения выражается в человеческом разуме.

Движение пронизывает всю вселенную, то есть пространство и время однородны. Солнце – такая же звезда, как и все другие. Все звезды имеют планеты. Все планеты населены. Разум имеет всеобщий характер и, таким образом, замещает собой Бога.

Бруно фактически исключает Бога из картины мира. Данная точка зрения является абсолютно не совместимой с религиозной. Поэтому не удивительно, что именно Бруно, а не Галилея сожгла католическая церковь.

 

IV. «Северный гуманизм» и Реформация.

 

Ломка феодальных порядков и формирование буржуазных отношений привели к появлению новых социальных теорий. Центральной проблемой была проблема государства, его взаимоотношений с церковью.

С конца 15 в. гуманизм получает все большее распространение во многих странах 3ападной Европы. Это так называемый "северный гума­низм". Особенность его развития: он тесно переплетается с реформацион­ным движением.

Реформация - широкое движение народных масс, атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения.

Был нанесен жестокий удар католической церкви. Если в начале 16 в. вся Западная Европа была католической, то к концу века оформляются лютеранство, англиканская церковь, многие страны и земли принимают уче­ние Мартина Лютера, Кальвина и Цвингли.

Виднейшие представители "северного гуманизма": Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель де Монтень (1533-1592).

Основные идеи в философии Монтеня:

Нет ничего достоверного для слабого и беспомощного человеческого познания. Чувства - обманчивы, человеческий разум - слаб и слеп, все истины, стремления и вкусы - относительны. Поэтому философствовать - значит во всем сомневаться. Только сомнение спасет нас от предрассуд­ков (его скепсис направлен против мертвого догматизма, ложных автори­тетов).

 Теология - наука, пытающаяся обосновать разумом то, что ему недоступно - бытие бога, бесс­мертие души и тд.

 

Во 2-й половине 16 и нач. 17 в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы (натурфилософия).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...