Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков. Философия Иммануила Канта.   Философия Иммануила Канта (1724-1804).




 

èРодоначальником немецкой классической философии был Иммануил КАНТ (1724-1804).

 Главный тезис его философии гласит: «Две вещи наполняют мою душу трепетом – звездное небо надо мной, и нравственный закон во мне». Тем самым, Кант утверждает, что мышление человека, его душа, столь же неисчерпаемы как и Вселенная.

Философия Канта строится на следующих предпосылках:

а) Весь мир рассматривается с точки зрения человеческого мышления.

б) Это мышление носит не общественный, а индивидуальный характер.

в) Человек рассматривается как мышление и только как мышление.

 

"Звездное небо надо мной и моральный закон во мне" - этими словами Иммануил Кант выразил два основных направления и два основных источника своей философии.

"Звездное небо надо мной" - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой теоретической философии; "моральный закон во мне" - стимул разработки моральной философии, которую он называет "практической" (от "праксис" - поведение, действие).

 

Эти два направления - главные в решении Кантом ЗАДАЧ ФИЛОСОФИИ своего времени:

- защита и философское обоснование законов естественного процесса, с одной стороны,

- и обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства - с другой.

В решении этих вопросов Кант вел бескомпромиссную критику старой метафизической философии, которая существовала в Германии. Благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения Кант стал основателем немецкой классической философии.

 

èОтсюда вытекают главные структурные компоненты учения Э.Канта:

 

Поскольку человек существует только в мире других людей, то его индивидуальное мышление подразделяется на две части: обращенную к самому себе и к другим людям, и обращенную во внешний мир – природу.

è1. первая часть мышления именуется практический разум, отвечающий за общение, за взаимодействие с другими людьми, за нравственность. Эта часть мышления изучается в том разделе философии Канта, которая носит название этика, то есть теория нравственности.

 

è2. та часть мышления, которая обращена к природе и отвечает за аналитическую исследовательскую деятельность, создавая науку и теорию в целом, носит название теоретический разум. Эта часть учения канта называется теория познания.

По Канту предметом изучения теоретической философии должно быть:

-исследование познавательной деятельности человека;

-установление законов человеческого мышления;

-установление границ человеческого разума.

В этом смысле он назвал свою философию трансцендентальной, а свой метод - критическим.

А вообще в философском развитии Канта различают два периода: "докритический" (до 1770 г.) и "критический" (после 1770 г.).

èВ "докритический" период Кант:

-признавал возможность познания вещей, как они существуют сами по себе;

-разработал космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначального облака. Согласно оценке Ф.Энгельса эта теория "...была величайшим завоеванием астрономии со времен Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т. 20, c. 56).

В этот период вышло основное его сочинение "Всеобщая естественная история и теория неба".

èВ "критический" период

èосновными произведениями Канта являются: "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения".

èВ этот период Кант отрицает возможность умозрительного познания вещей. Он считал, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то "вещь в себе". Познание начинается с того, что вещи воздействуют на органы чувств человека и вызывают ощущения. Здесь он материалист. Но в учении о формах и границах познания - Кант идеалист и агностик. è Он считал, что ни ощущения, ни понятия не могут дать достоверных знаний. Правда, знания могут углубляться и расширяться, но это не приближает нас к познанию вещей. Этим он ограничивал компетенцию разума, но полагал, что если при этом что-то потеряет познание, то выигрывает вера. Он считал, что вера в бога необходима, поскольку без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с фактами зла, царящего в человеческой жизни. Этим Кант хотел примирить идеализм и материализм.

èБольшую роль в развитии философии после Канта сыграла его критика рациональной космологии.

По Канту в разуме человека возникают антиномии, они противоречат друг другу и в то же время одинаково дают доказательства исследуемых вопросов:

-мир и конечен, и не имеет пределов;

-есть неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет;

-все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы, поступки осуществляющиеся свободно.

èВ этике Кант утверждал, что человек должен быть подчинен нравственному долгу. Этика Канта – теория нравственности. Кант относится к числу философов эпохи просвещения. Как и другие просветители он рассуждает о свободе человека. Однако не соглашается с французами в том, что свобода человека заключается в беспрепятственном развертывании естественных способностей. Если бы это было так, то, во-первых, люди ни чем не отличались бы от животных, а, во-вторых, стали бы рабами тех властителей и церковников, которые бы дергали за ниточки этих потребностей.

Люди радикально отличаются от животных не тем, что они могут заботиться о ближних, (животные тоже заботятся о своих детенышах, собратьях), но тем, что могут проявлять заботу о дальних. Например, в виде гуманизма и сострадания.

Таким образом, человек становится человеком разумным не тогда, когда он беспрепятственно проявляет свои склонности, а тогда, когда он согласует свое поведение с интересами других людей, то есть делает общечеловеческие интересы регуляторами своего поведения. Тот принцип, согласно которому выстраивается такое поведение, Кант называет категорический императив: «Поступай всегда так, чтоб твое поведение стало правилом для всех других людей, то есть общечеловеческим законом».

Согласно этому императиву все люди равны, ибо подчиняются одному и тому же общечеловеческому правилу. Другой человек такой же как и ты, а так как каждый человек является целью самого себя, то и другой никогда не может быть средством общения, а только целью. Человек – цель, а не средство.

Когда люди узнают о категорическом императиве, то в мире восторжествует общественный идеал (всеобщее равенство), без войн и революций, а только по средствам просвещения.

Однако в своей этике Кант впадает в противоречие, поскольку он еще не знает понятия культура, то выводит категорический императив из не проясненного начала, что является ступенькой к религии. Кроме того, по Канту выходит, что человек в большей степени становится человеком, когда принуждает себя к принуждению человеческого императива. Кант требует, чтоб человек всегда вел себя согласно высшим правилам, не взирая на условия.

В эстетике считал, что высшим видом искусства должно быть совершенно бесцельное искусство, ибо прекрасное субъективно и его оценка не может быть доказана.

Большую роль в учении Канта играло учение об антагонизмах в историческом процессе жизни общества.

Кант считал, что только через действие сил, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению мира Кант считал развитие международной торговли и общения на взаимовыгодных условиях.

èТеория познания Канта. Здесь Кант исследует, каким образом и при помощи каких мыслительных средств человек познает природу. При этом он выводит процесс познания из индивидуального мышления, то есть мышление отдельного изолированного индивида.

èСогласно Канту в мире не существует никаких определенных закономерностей, в природе нет ни причин, ни следствий, и только человеческое мышление упорядочивает этот хаос. Все многообразие внешних впечатлений, то есть совокупность явлений природы попадает под обработку категорий рассудка.

èКатегории рассудка – это врожденные, доопытные или априорные способности человеческого мышления, в которые люди вписывают наблюдаемые и исследуемые факты, доводя их до образов конкретных предметов. То есть рассудок формирует в человеческом мышлении образы.

èОднако Кант сталкивается с тем парадоксом, что люди способны делать суждение не только на основании индивидуального опыта, но и каким-то иным образом. Например: когда англичане в Австралии увидели черных лебедей, то сразу же сделали вывод – это птицы данного вида. Следовательно, в человеческом мышлении есть другая, более высокая инстанция. Поскольку Кант рассуждает индивидуалистично, то он ведет эту инстанцию на границу практического и теоретического разума.

Это разум или мышление – высшая синтетическая способность синтетического ума. В практической сфере разум проявляет себя в виде категорического императива, в теоретической – в виде рассудка.

èИтак, согласно Канту, человеческое мышление как бы набрасывает систему координат на внешнюю природу. Человеческое мышление в этом смысле обладает активностью. Однако, объект (природа) в своих глубинных закономерностях скрыт от человека, он остается «вещью в себе». è

èТаким образом, И.Кант был субъективным идеалистом и диалектиком. Его идеи сыграли огромную роль в дальнейшем развитии классической немецкой философии. Они оказали влияние на взгляды Геор­га Вильгельма Фридриха ГЕГЕЛЯ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...