Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Истоки и специфика ренессансного мировоззрения.




 

Между средневековьем (классическая традиционная культура) и новым временем (становление буржуазно-рыночных отношений) лежит уникальный период мировой истории – эпоха Возрождения (Ренессанс), которое осознавалось ее теоретиками как возрождение античной культуры с ее идеальным, универсальным, гармонично развивающимся человеком.

Ренессанс (от франц. - возрождение) - исторический процесс идей­ного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций, восстановление в правах античной культуры, науки и философии.

Основные этапы философии эпохи Возрождения:

1) 14-15 вв. - ранний этап, возрождение новой культуры в Италии, носит "гуманитарный" характер.

2) 16- нач. 17 в. - поздний этап, выход за пределы Италии, типич­но преобладание естественнонаучных интересов.

 

В теории культуры прослеживаются аналогии между античностью и Ренессансом, поскольку культура итальянских городов-республик как центров возрождения носила полисный характер.

Возрождение имеет общеевропейское, даже мировое значение, но зарождалось оно в итальянских городах-республиках (Флоренция, Венеция и др.), в которых интенсивно развивается промышленность, концентрируются торговые связи.

В результате политической борьбы складывается городская демократия, напоминавшая изономические порядки античного полиса. Как следствие, началось разложение прежней средневековой традиционно-сословной культуры. На смену статичному, малоподвижному, социальному порядку средневековья приходил социальный механизм городов-республик и городов-коммун, а на смену сословному индивиду, жестко закрепленному в своей общине, приходит активная, предприимчивая, стихийно утверждающаяся человеческая индивидуальность. То есть, начинается процесс автономизации личности, когда отдельный индивид выделяется из сословных структур.

Не случайно в это время в теории возникает понятие фортуны, которая приходит на смену средневековому понятию судьбы или предопределения. Понятие «фортуна» выражает такую социальную необходимость, которая складывается в результате деятельности людей, а не против их воли. Если судьба абсолютно не зависима от людей, то согласно новым представлениям, люди могут выстроить жизнь по своей воле, если овладеют фортуной.

Появляются новые формы взаимодействия между людьми, большая свобода отдельного человека. Впервые формулируется понятие человека вообще - человека, принадлежащего не только племени, роду, сословию, нации или государству, но и человечеству в целом. Это понятие – гуманизма, который рассматривает человеческую личность как высшую ценность и обосновывает право человека на личную свободу, равенство с другими людьми и счастье.

 

Гуманизм(от лат. - человеческий) - в общем смысле означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.

Человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Гор­дость, самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

èХарактерные черты философии гуманизма:

- стремление к познанию и овладению природой, ненасытная жажда знаний;

- отказ от готовых и неизменных истин, отвержение культа автори­тетов;

- самоутверждение человеческой личности;

- активная реализация человеком своих возможностей и способнос­тей, человек - кузнец своего счастья.

Представители итальянского гуманизма:

Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375), Лоренцо Валла (1407-1457), Пико делла Мирандола (1463-1494).

 

Спецификой эпохи Возрождения является то, что ее наиболее выдающиеся представители – это люди – универсалы (Леонардо да Винчи, Мартин Лютер, Николо Макиавелли). Они были специалистами не в одной узкой сфере, но в различных, даже противоположных областях человеческой деятельности. Этот факт наглядно показывает, что при благоприятных условиях при соответствующем образовании и воспитании возможности человека являются безграничными. Человеческая сущность универсальна.

 

Наиболее подходящей теоретической основой для духа индивидуализма, который образуется в результате автономизации, снова становится неоплатонизм, воплощенный, однако, в новой форме. Суть всякого неоплатонизма – это приоритет духа, то есть принципа Единого над материей. Однако, если в античности это единое воплощается в виде Космоса и мира идей, в Средние века – через личность Бога, то в эпоху Возрождения Единое выражается через самого человека – через его автономную личность, которая мыслится материально, природно и телесно. Поэтому философия эпохи Возрождения не космоцентрична. Из этого принципа вытекают все основные направления философии Возрождения.

Отличительные черты мировоззрения эпох:

Античное                 Средневековое           Мировоззрение

мировоззрение       мировоззрение          эпохи Возрождения

В центре внима-          В центре внимания бог   В центре внимания

ния природно-косми- и связанная с ним             человек, идея гу-

ческая жизнь               идея спасения                   манизма

(космоцентризм)         (теоцентризм)                   (антропоцентризм)

 

 

II. Пантеизм. Учение Николая Кузанского (1401 – 1453).

 

Николай Кузанский развивает идеи неоплатонизма с учетом влияния христианства. Любой платонизм содержит в себе идею приоритета духа над материей.

Однако, Кузанский преодолевает противоречие идей и материи, соединяя их общим принципом - « Единое ». Кузанский вводит формулу пантеизма: «Единое есть все». В то же время личностный принцип Бога, свойственный христианству, включается в то же единое. Отсюда Кузанский выводит формулу совпадения противоположностей, согласно которой абсолютный минимум есть абсолютный максимум.

Это принципиально новая формула в философии мировоззрения. Кузанский рассуждал следующим образом: «Единое включает в себя весь мир, все его предметы и явления, то есть это абсолютный максимум. В то же время, Единое единственно, то есть более скудно, чем все другие предметы. Это абсолютный минимум». Минимум и максимум совпадают в Едином, это одно и тоже.

Поскольку Единое - это весь мир, и в тоже время Бог (пантеизм), то Кузанский выводит геометрическую формулу Единого, Мира и Бога: описывается радиусом, исходящем из точки пребывающей повсюду. Таким образом, у мира нет стабильного центра, и вся Вселенная бесконечна.

Отсюда следуют важные для науки выводы. Так как конечное и бесконечное совпадают, то в каждом отдельном фрагменте мира, в каждом предмете заключено все его многообразие. Человек, наделенный разумом способен постичь это многообразие. Поэтому человек – это микрокосмос, который воплощает в себе всю полноту вселенной, то есть макрокосмос. Таким образом, учение Николая Кузанского создает теоретические предпосылки научного мировоззрения Нового времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...