Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Социальная мысль эпохи Возрождения.




 

Эпоха возрождения наполнена резкими социальными противоречиями. В ней много примеров жестокости, коварства, авантюризма, всякого разгула страстей. В этом складывается стихийный индивидуализм новой автономной личности, которая выделялась из традиционной структуры и при этом сознательно противопоставляла себя обществу, другим людям. Это явление именуется не иначе, как «обратная сторона Возрождения», столь же закономерное как и его гуманизм.

В русле этих идей развивались следующие учения.

 

1. Николо Макиавелли (1469 – 1527).

Николо Макиавелли (1469-1527) - историк, поэт, государственный деятель, первый, достойный упоминания военный писатель, главный труд - «Государь» .

- Считал интерес - движущей силой истории, приобретение или охра­ну частной собственности - могущественнейшим из интересов человека: "... люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества";

- апологет мощного централизованного национального государства; основой государства считал силу; сила не связана ни традициями, ни за­конами, ни моральными нормами, идеал государственного устройства - мо­нархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры;

- политика - автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли, политика определяет­ся не моралью, а самой практикой, естественными законами жизни и чело­веческой психологией.

- правитель должен быть абсолютным властелином, деспотом, он не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом; он должен руководствоваться только реальными фак­тами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.

Учение Макиавелли является принципиально новым во всей общественной мысли. Макиавелли не просто развинчивает религиозные авторитеты, не просто ставит отдельного человека в центр мировоззрения, но идет дольше: исследует структуру общества, типы власти, строение государства. Во всей системе социальных отношений он выделяет особую сферу – политику, специфика которой заключается в том, что деятельность людей в этой сфере определяется не религиозными принципами, но творческой активностью, то есть самими людьми.

Политическая деятельность отличается и от принципов морали, и от религиозных догматов.

Чтобы наглядно выразить эти новые принципы, Макиавелли рисует образ идеального правителя – государя. Такой правитель должен сочетать в себе как жестокость и мужество льва, так и гибкость и коварство лисицы, руководствуясь принципами только политической пользы. Это значит, что оправданным является любое действие, которое ведет к поставленной цели: «Великая цель оправдывает любые средства».

Это значит, что человек не должен мириться с обстоятельствами, уступать им, а должен в меру сил определять, выстраивать эти обстоятельства. Несмотря на парадоксальность выражения, учение Макиавелли есть форма выражения гуманизма.

 

2. Утопические учения Ренессанса.

 

Эпоха Возрождения есть эпоха расцвета социальных утопий, то есть таких социальных проектов, которые не могут воплотиться в жизнь.

Дело в том, что эпоха возрождения поставила задачу практически реализовать идею прекрасного, универсального человека. Однако на практике вслед за этой эпохой феодализма наступила эпоха рыночных, буржуазных отношений с их индивидуализмом, распадом социальных связей и взаимной конкуренцией между людьми.

Отсюда идея гармоничного человека оказалась утопичной, по крайней мере, в ближайшие пятьсот лет. В то же время, недостижимость идеала порождает стремление реализовать эту идею любыми способами вплоть до насильственных. Это и привело к возникновению утопии.

Мы рассмотрим учения следующих утопистов:

 

Томмазо Кампанелла (1568 – 1629).

Томмазо Кампанелла (1568 – 1629). Главный труд «Город Солнца» был написан в тюремном заключении, куда он был брошен за попытку поднять народное восстание.

Кампанелла убеждается в том, что возможно создать Царство Божие на земле и рисует идеальное общественное устройство, в котором отсутствует частная собственность. Все люди трудятся, всеобщий труд создает изобилие общественных продуктов, процветают науки.

Однако Кампанелла не может указать конкретных путей и способов реализации этого идеала, и поэтому в его концепции способы регулирования социальных отношений приобретают жестокий, принудительный характер. Вся жизнь обитателей города Солнца строго регламентирована (браки заключаются по распоряжению правителей, дети воспитываются не в семье, а всем обществом, существует разделение между простыми людьми и группой привилегированных лиц, трудную физическую работу выполняют преступники из числа тех обитателей, которые нарушили установления).

 

Томас Мор (1479 – 1555).

Томас Мор (1479 – 1555). Главный труд «Утопия» («место, которого нет»). Мор - второй человек в английском королевстве, государственный канцлер, вступил в конфликт с королем и был казнен.

Свой труд он начинает с критики складывающихся буржуазных отношений, то есть, первоначальное накопление капитала, которое привело к изгнанию английских крестьян для того, чтобы на их угодьях развивать овцеводство для текстильной промышленности, Мор выдвигает формулу «Овцы съели людей» и в противоположность этому рисует образ острова Утопия, где царит идеальное общественное устройство.

В отличие от утопии Компанеллы здесь действует демократическое управление, сохраняется семья, у людей развиваются разносторонние отношения навыки и интересы.

Причина в том, что развитие науки и техники в то время еще было в зачаточном состоянии.

 

Вывод :

 

Философия Ренессанса была необходимым и закономерным переходом от средневековых философских традиций к философии Нового Времени.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...