Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Г) Арабская философия средневековья.




Наиважнейшим духовным источником была для арабов греческая наука и философия.

Первой формой арабской философской мысли был "калам," - сло­весное обсуждение и логическое подкрепление религиозных положений Корана.

У истоков арабской философии стоят два великих мыслителя: Аль-Кинди (800 - ок 870), Аль-Фараби (870-95О).

Крунейшими представителями арабской Философии были на Восто­ке - Авиценна, на Западе - Аверроэс.

Абу-Али Ибн-Сина (980-1037), в европейской транскрипции Ави­ценна. Его называют в арабском мире "князем философов" и "князем врачей".

Учение о бытии:

- материальный мир вечен и несотворён,

- миру как вечной длительности во времени соответствует веч­ный бог, существующий вне времени; бог безличен и безволен;

- единственным продуктом божества является перворазум, про­видение бога не распространяется на изменяющийся и множественный мир вещей;

- вещи в пределах одного рода различаются друг от друга сво­ими материальными признаками, общее же в вещах является реальным для разума.

Теория познания:

- познание невозможно без космического деятельного разума, деятельный разум входит в потенциальный и этим обусловливает поз­нание;

- в познании принимает участие м предварительный чувственный опыт, подготавливающий потенциальный разум к воспроизведению умо­постигаемого образа;

- редким, но высшим путем познания является божественное озарение.

Ибн-Рушд (1126-1198), в европейской транскрипции Аверроэс.

Учение о бытии:

- материальный мир безначален и бесконечен во времени (но ограничен в пространстве);

- движение вечно и непрерывно, ибо каждое движение вызывает­ся предшествующим, универсальным и вечным субстратом движения яв­ляется материя;

- первоматерия не возникла и не уничтожается, переход из аб­солютного небытия в бытие и обратно невозможен;

- движение, изменение, возникновение и разрушение находятся в материи "в возможности"; формы заключены потенциально в самой материи;

- время существует только благодаря движению, мы измеряем время лишь при помощи перемен;

- божество есть "мыслящая самое себя мысль", это - идеальная, "конечная причина"; божественная мысль простирается лишь на общий

ход мирового процесса, но не на частности.

Теория познания:

- религия основывается на авторитете откровения и облекает истины в образную, аллегорическую форму; философия же постигает истину путем чистого умозрения (учение о "двойственной истине");

- существует объективный всеобщий человеческий разум как вы­ражение непрерывной и преемственной духовной жизни человечества; он вечен и бессмертен; индивидуальный же человеческий разум пре­ходящ и гибнет вместе с индивидом.

 

 

Вывод: Таким образом, в средние века в 3ападной Европе и на Востоке продолжалось развитие философской мысли, но шло оно в специфи­ческой форме, в форме теологии и схоластики.n


 


ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Отношение философии эпохи Возрождения к античной и средневековой философии.

 Основные темы философии эпохи Возрождения: происхождение и строение мира, законы природы, научная картина мира; человек и природа; измерения человека и человеческой личности, человеческая индивидуальность, побудительные мотивы человеческой деятельности; философия истории, идеалы общественной и государственной жизни; познание мира и его формы; вера и наука.

Разработка философской проблематики эпохи Возрождения в философии гуманистического возвышения человека (Ф. Петрарка, Л. Валла, Н. Кузанский и др.), философии “ничтожности” человека (Л.Б. Альберти), философии зарождающегося естествознания (Л. да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон), натурфилософии (Дж. Бруно и др.), политической философии (Макиавелли), философии мыслителей-утопистов (Т. Кампанелла, Т. Мор, Т. Мюнцер), реформаторской философии религии (М.Лютер, Ж.Кальвин).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...