Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовые ресурсы в обеспечении экологической безопасности




В большинстве развитых странах с эффективно действующим механизмом обеспечения экологической безопасности государства основным источником финансирования данной отрасли являются экологические налоги и платежи. Усиление значения этих налогов и платежей в ряде развитых государств оценивается как важнейшее направление кардинального реформирования налоговой системы в целом.

В современной России экологические налоги и платежи по правовой природе являются как налоговыми, так и неналоговыми. Налоговые платежи устанавливаются Налоговым кодексом РФ, неналоговые действуют в соответствии с ресурсным законодательством РФ. Так, статьями 13 - 15 Налогового кодекса РФ установлены налоги и сборы, которые могут быть отнесены к платежам за пользование природными ресурсами: федеральные налоги и сборы - налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, а также местный земельный налог. Кроме того, для целей привлечения иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых законодательно предусмотрен специальный налоговый режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов. Неналоговый характер имеют плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование недрами, арендная плата за землю, платежи за пользование водными объектами, платежи за пользование лесным фондом. Таким образом, в Российской Федерации обязательные платежи экологической направленности, связанные с природопользованием, законодательно в отдельную систему не выделены.

Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и применения налоговых санкций. На наш взгляд, улучшение процедур администрирования сферы природных ресурсов заключается в том, что все экологические налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны иметь налоговый характер, систематизироваться и регулироваться единым Налоговым кодексом РФ, поскольку платежи налогового характера более жестко регламентированы, эффективнее контроль за их взиманием по сравнению с платежами неналогового характера. Это позволит наиболее эффективно контролировать процесс собираемости указанных платежей.

Существующая в России система экологических налогов и платежей может быть схематично представлена в следующем виде (Рис.1).

 

Рис.1. Экологические налоги и обязательные платежи, действующие в Российской Федерации в 2011 году.


 


Развитие экологического страхования в России

Как известно, окружающую среду необходимо беречь. И немалую роль в этом играет экологическое страхование. Под защиту его попадают риски в случае причинения ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения. При этом выделяется следующие виды - добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также страхование граждан, их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия.

Плюсы и минусы добровольного и обязательного видов в России

Добровольное страхование отражает естественное развитие страхового рынка.

когда потерпевшие отказываются защищать свои права в судебном порядке по тем или иным причинам или не могут определить виновное лицо, позволяют причинителям вреда избежать ответственности, и в этом случае, введение обязательного страхования ответственности является целесообразным.

Эксперты выделяют следующие плюсы обязательного страхования:

1. Регулирование антиселекции рисков. приобретать страхование будут не только компании, осуществляющие явно опасные для окружающей природной среды виды работ, но все компании, чья деятельность в той или иной степени представляет риск для экологии.

2. Правильная оценка экологических рисков

3. Должное внимание к технике безопасности.

4. Создание эффективного механизма реализации интересов и прав потерпевших.

С другой стороны, введение обязательного страхования имеет и определенные проблемы, как для страховщика, так и для страхователя.

1. Невозможность страховщика отказать в страховании, а страхователя отказаться от страхования.

2. Необходимость в установлении баланса между размером обязательных тарифов и издержками страховщиков.

3. Законодательное регулирование объема страхового покрытия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 593.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...