Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика и проблематика произведений.




 

Тема больных подростков, тема сиротства (сборник рассказов «Ногти)

Тема православия, «замутненного» всемозможными примесями, тема мирового зла (роман «Pasternak»)

Тема мирового зла, заостренность на «телесности», большой акцент на неудаче, подростки в мире взрослых («Красная пленка»)

Тема манипуляции сознанием на бытовом, государственном, идеологическом уровнях и ее последствий («Кубики»)

Тема социально-агрессивной власти, проникновения советского сознания внутрь индивидуального разума («Мультики»)

Тема любви, измены, одиночества, путешествий, безнадежного опыта схватки с миром («Мы вышли покурить на 17 лет»)

Тема овеществления времени и самого себя таким, каким ты никогда не был, но мог стать («Госпиталь»)

 

+ к проблемам: жизнь и смерть, выбор, человек и власть, уход от реальности в особый мир, социокультурная проблематика.

 

Композиционная структура.

 

Лабиринт как любимый прием писателя.

Проза М. Елизарова несет на себе яркий отпечаток (псевдо-)автобиографизма, документальности, интертекстуальности, ставших одними из «родовых» стилевых черт прозы ХХ века. Однако в книгах писателя визуальная поэтика. Знание киноэстетики способствует специфике визуализации образного мира: кадровая «разбивка», монтаж, нелинейная структура, «расфокусировка» зрения, особый ракурс видения (изображения), схожий с движением камеры, – призваны усилить достоверность изображаемого, его «осязаемость». Выявление и номинация авторских приемов решена на уровне научной и окказиональной терминологии (симметрия, гротеск, самоповторение, фотографическая стилистика, палиндром).

 

О выборе героя.

Черты героя:

- свойственна жадная потребность жить и действовать вопреки рассудку;

- деятелен и свободен, готов к открытой форме конфликта;

- не имеет позиций (сама идея, как таковая есть и раскрывается стилем повествования, интуитивно, невысказанно)

 

Типы героя:

- подростки в мире взрослых («Ногти», «Красная пленка»)

- избранный герой («Библиотекарь»)

- Любченев (ребенок в «Красной пленке», взрослый в «Пастернаке»)

- образ «нелюди» («Красная пленка», «Pasternak»)

Библиотекарь» от замысла до финала.

Замысел

 

О возникновении замысла автор сказал так:

«Я жил в крошечной деревне, в 100 км от Мюнстера

. В деревне была бойня, где три раза в неделю забивали свиней. И три раза в неделю везде чудовищно пахло, можно было сойти с ума от запаха. Вечером, когда накатывал шквал этого запаха, я бросался запирать окна. И в один из этих вечеров возникла идея „Библиотекаря“, я сел и тут же написал первую главу. Стимулом стало мёртвое свиное мясо. Почему именно оно — не поддаётся логике».

«Я всегда с большим теплом вспоминал своё советское детство. Как бы мне ни пытались в течение многих лет доказать, что это всё неправда, что на самом деле я жил плохо, родители мои жили неправильно, вся моя страна жила неправильно, и победили мы Великой Отечественной войне не благодаря, а вопреки, — меня это страшно раздражало!… И мне захотелось поговорить о той стране, где существовали какие-то другие ценности. Где практиковалась почти платоновская метафизика: важна была идея, а не её материальное воплощение. Выбор был между хлебом белым и чёрным… Это на самом деле дико правильно, потому что выбор должен быть аналоговым: „да“ или „нет“… А главное — это „быть“ или „не быть“. Это основной экзистенциальный выбор, который ты делаешь каждый раз».

«Я ничего не романтизирую, не ностальгирую. Конкретно в тексте Советского Союза нет, там есть просто человеческие отношения, которые связаны с теми идеалами, которые продвигала советская культурная эстетика. Это та достойная форма поведения, которая при нынешнем капиталистическом строе совершенно утеряна. Сейчас же кризис не только финансовый, но и человеческий. А критики цепляются к деталям, пытаются запихнуть текст в жанр пародии — им так легче, с постмодернизмом-то».

Фантастические элементы в романе Михаил Елизаров объяснил следующим образом:

«Все эти элементы, мистические или сказочные, использую как некие ферменты, облегчающие пищеварение. У меня есть идея, которую я собираюсь сообщить, и, если её представить в чистом, голом виде, она может показаться неинтересной и быть отторгнутой».

Поэтика заглавия

«Библиотекарь» - как прямое значение слова, так и значение «вождь», «руководитель», «наставник», «избранный человек».

ДВА МИРА: реальность (Библиотекарь как профессия, тот, кто выдает книги на определенный срок, систематизатор, медиатор между мирами) и игра (Библиотекарь как служитель Книги, защитник, вождь)

На чьём имени можно также проследить игру смыслами? На имени главного героя Алексея Вязинцева. «Алексей» – «заступник», «хранитель», «Вязинцев» («вязь» – «переплетение», вяз – дерево, древесина которого хорошо сопротивляется гниению).

Борхес «Вавилонская библиотека».

 

Происходит ПОДМЕНА миров: первичным становится МИР ИГРЫ.

Эпиграф

Взят из Андрея Платонова, Бориса Пильняка «Че-Че-О» (Областные организационно-философские очерки). Перекличка с замыслом – важна не вещь, а сама идея.

Устами главного героя «Че-Че-О», мастерового Федора Федоровича, автор высказал несколько сокровенных идей — о необходимости скорейшей коллективизации, которая для страны даже важнее, чем Днепрогэс, о том, что есть для него коммунизм («Первостепенно надо: делать вещи, покорять природу и — самое главное — искать дороги друг к другу. Дружество и есть коммунизм»), и, наконец, о том, что всем этим бесконечно дорогим для него вещам угрожают люди, для которых труд есть временное бросовое ремесло, а главное для них — «теплота обеспеченной жизни, почетность положения и сладострастное занятие властью». И именно эти люди суть самые страшные враги революции.

 

Какой мир, помимо реального, вводится писателем в роман? Мир-игры. Разумеется, у нее есть свои особенности, и на тексте попробуем доказать, что она действительно есть. (Оформляем ТАБЛИЦУ с положениями игры в одной колонке, во второй отображаем соблюдение/несоблюдение условия)

 

Игра носит условный характер. Роли, которыми наделены герои, правила, которые действуют в игре, сохраняются только до тех пор, пока не закончилась игра.

Сохраняется ли это правило в романе?

Нет. Это происходит потому, что в романе происходит совмещение двух миров. Игровой пласт наслаивается на пласт реальности, это можно проследить, анализируя и другие принципы игры.

Игра ограничена во времени. Книга вводит в определенное состояние на определенное время, Однако игра в книге не имеет конца, находясь в реальном мире, герои продолжают следовать правилам: они убивают, преследуют, подделывают документы.

Игра предполагает результат, который не может быть отрицательным. Завершение игры - заточение героя в бункер. Такой финал сложно назвать счастливым. Да и можно ли считать игру законченной? Ведь и за пределами бункера остаются люди, продолжающие игру. Именно они кормят героя, поддерживают его жизнь.

Игра пространственно ограничена Действия происходят на обособленных площадках – зона, дом престарелых на окраине города, избушка в тайге, бой проводится в глухом месте. В то же время игра продолжается и за пределами особого пространства.

Игра ведется по жестким правилам (особые условия для чтения книги, особые условия ведения боя (особое оружие, экипировка, несли книги, закрепленные на шестах, как хоругви, победители имели право просить для погибших имитации любых видов бытовой смерти).

Жесткий отбор участников. Отказываясь от традиционного представления, Елизаров заменяет статус пожилого человека, наделяет его качествами, которые не присущи данной категории людей (так бывает только в игре).

7. По мнению Хейзинги игра «вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой» (объединение в читальни и библиотеки, совет библиотек, клан факельщиков). Эта тайна существует не только в игре, она врывается и в реальную жизнь. Герои строят всю свою жизнь вокруг этой тайны, они пытаются сохранить ее, постичь ее и т. д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...