Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Появление термина, предтечи постмодернизма и его основные приемы.Стр 1 из 5Следующая ⇒
ПЛАН Постмодернизм в русской литературе. 1.1 Появление термина, предтечи постмодернизма и его основные приемы. 1.2 Фазы русского постмодернизма. 1.3 Понятие интертекстуальности 1.3.1Введение категории. 1.3.2Приемы выражения в тексте и функционал. Игровая литература и ее место в современном литературном процессе. 2.1 Определение понятия «игровая литература». 2.2 Типологические свойства игровой литературы как категории постмодернизма. Елизаров М.Ю. и его роман «Библиотекарь». 3.1 Фигура писателя в ключе биографии и обзора творчества. 3.2 Писательская традиция. 3.3 Тематика и проблематика произведений. 3.4 Композиционная структура. 3.5 О выборе героя. 3.6 «Библиотекарь» от замысла до финала.
Список литературы. 1. Барт, Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М:Прогресс, 1989. 2. Безруков А.Н. Поэтика интертекстуальности: Учебное пособие. – Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. академия, 2005. 3. Бобылев Д.В. Лекция по теме «Интертекстуальность». [Библиотека материалов ИНФОУРОК: https://infourok.ru/material.html?mid=87516]. 4. Варламов А.Н. Андрей Платонов. – М.: Молодая гвардия, 2011. 5. Вопросы студентов 2014. Постмодернизм. Белорусский государственный университет культуры и искусств. [Файловый архив студентов: https://studfiles.net/preview/5438903/]. 6. Журнал о людях в Петербурге «СОБАКА». Интервью с Михаилом Елизаровым. Февраль, 2009. [http://admarginem.ru/etc/272/]. 7. Захаров А. Реферат «Игра и культура» - М., 2011. [Файловый архив студентов: https://studfiles.net/preview/1506828/]. 8. Колмакова О. А. Игровая поэтика русской прозы рубежа XX-XXI веков. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 10 (3). – С. 122-129. 9. Кучменко М.А. Научная статья на тему «Интертекстуальность как воплощение идеи «смерти автора» в литературе постмодернизма». [Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnost-kak-voploschenie-idei-smerti-avtora-v-literature-postmodernizma]. 10. Липовецкий М. Что такое постмодернизм: ликбез [Электронный ресурс]. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/36830/?print=yes. 11. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. 12. Сырцова Е.А. Интертекстуальность литературы постмодернизма на примере цитат Б. Гребенщикова в тексте В. Пелевина. Курсовая работа – Пензенский государственный университет: Пенза, 2007. [http://mirznanii.com/a/356659/intertekstualnost-literatury-postmodernizma-na-primere-tsitat-b-grebenshchikova-v-tekste-v-pelevina]. 13. Юрьев Д.Ю. Проза Михаила Елизарова (поэтика и нравственная проблематика): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Краснодар, 2016. [Библиотека диссертаций: http://www.dslib.net/istorio-grafia/proza-mihaila-elizarova.html]. Постмодернизм в русской литературе Появление термина, предтечи постмодернизма и его основные приемы. Понятие «постмодернизм» можно трактовать в широком и узком значениях. В широком значении, постмодернизм – это состояние культуры в целом, совокупность идей, концепций, особый взгляд на мир. В узком значении, постмодернизм – это явление эстетики, литературное направление, в котором находят воплощение идеи постмодернизма в широком значении. Течение, получившее название постмодернизм, возникло в конце XX века и объединило в себе философские, мировоззренческие и культурные настроения своего времени. Произошла интеграция науки и искусства, религии, философии. Постмодернизм, не стремясь к изучению глубинных проблем бытия, тяготеет к простоте, поверхностному отражению мира (имитация смысла – симулякр, упрощение структуры смысла). Поэтому литература постмодернизма нацелена не на понимание мира, а принятию его таким, каков он есть. Предтечами постмодернизма были модернизм и авангардизм, которые стремились возродить традиции Серебряного века. Русский постмодернизм в литературе отказался от мифологизации реальности, к которой тяготели предыдущие литературные направления. Но в то же время, он создает собственную мифологию, прибегая к ней как к наиболее понятному культурному языку. Писатели-постмодернисты вели в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни. При этом между космосом и хаосом шли поиски компромисса. Идеи, рассмотренные различными авторами в своих произведениях, порою представляют собой странные неустойчивые гибриды, призванные вечно конфликтовать, являясь абсолютно несовместимыми понятиями. Так, в книгах В. Ерофеева, А. Битова и С. Соколова представлены компромиссы между жизнью и смертью. У Т. Толстой и В. Пелевина – между фантазией и реальностью, у Виктора Ерофеева – между законом и абсурдом. Поиск компромисса является одной из отличительных черт русского постмодернизма от западного. От того, что постмодернизм в русской литературе опирается на сочетаниях противоположных понятий: возвышенного и низменного, фрагментарность и целостность, оксюморон становится его основным принципом. К писателям-постмодернистам, кроме уже перечисленных, относят С. Довлатова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Аксёнова и др. В их произведениях наблюдаются основные характерные черты постмодернизма, такие как: 1) понимание искусства как способа организации текста по особым правилам; 2) попытка передать видение мира через организованный хаос на страницах литературного произведения (Хаос одна из категорий постмодернизма. Входит в оппозицию Хаос – Космос. «Хаос – система, активность которой противоположна безразличному беспорядку, царящему в состоянии равновесия; никакая стабильность более не обеспечивает правильности макроскопического описания, все возможности актуализируются, сосуществует и взаимодействуют друг с другом, а система оказывается в одно и то же время всем, чем она может быть». Для обозначения этого состояния Липовецкий вводит понятие «Хаосмос», который занимает место гармонии); КАТЕГОРИЯ ТОЛЬКО РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА 3) подчеркивание условности используемых в произведениях художественно-изобразительных приемов; 4) соединение в пределах одного текста разных литературных эпох и жанров (ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ, о которой подробнее чуть позже).
Помимо этого к общим приемам постмодернизма можно отнести:
- иронию, черный юмор (Канадский литературовед Линда Хатчеон называет постмодернистскую прозу «ироническими кавычками»); - пастиш (комбинирование, склеивание элементов разных произведений); - синкретизм жанровый и стилевой (соединение различных видов творчества); - двойное кодирование (принцип организации текста, согласно которому произведение адресуется одновременно различно подготовленным читателям, которые могут прочесть разные пласты произведения. В одном тексте могут сосуществовать авантюрная фабула и глубокая философская проблематика); - многоуровневая организация текста; - игра как особая категория (игра с сюжетом, нелинейное повествование, многослойность, многовариантность), игра ради игры (до того была ради смысла). - «смерть субъекта» (М. Фуко) и «смерть автора» (Р. Барт) По Фуко, цель автора — его отсутствие, стирание знаков своей неповторимости, уникальности. Все дискурсы должны развиться в «анонимное бормотание». По Р. Барту: «смерть автора» — устранение автора письмом, что означает восстановление читателя в его правах. На смену автору приходит «скриптор» (сценарист). Любой текст рождается «здесь и сейчас». Иными словами, автору только кажется, что творит он сам, на самом же деле это сама культура творит посредством него, используя как своё орудие. «...механизм действия всех интертекстуальных элементов одинаков: эксплицитный фрагмент в тексте и имплицитно связанные с ним ассоциации. Будучи автономными смысловыми блоками, они актуализируют значимую для читателя информацию, апеллируя к его памяти, интеллекту, культуре, жизненному опыту». «Смерть автора» подразумевает «обезличивание» текста, максимальное отстранение писателя от написанного. И в то же время это означает полное его единение с текстом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |