Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типологические свойства игровой литературы как категории постмодернизма.




 

Свойства игровой литературы, характеризующие её как категорию постмодернизма:

 

1. Пародирование.Пародия, ирония, мимикрия, симуляция и подмена реальности; не высмеивание предшествующей литературы, а ее эстетическое переосмысление.

 

2. Плюрализм, диалогизм и открытость в отношениях с остальными литературными направлениями современности: автор – двойной агент, связывающий элитарное и массовое искусство, эстетическое и метафизическое, реальность и вымысел, серьезное и игровое, публику и художника. Художественные произведения также приобретают двойственный язык и многоуровневую структуру.

 

3. Представление мира как текста, как бесконечной интерпретации, условности и игры знаков (принцип деконструкции, демифологизации реалий. => Недостоверность повествования – сотворение новой реальности взамен отображения действительности (мы не здесь и не сейчас).

 

4. Персонажи особого типа – «агенты судьбы», оказывающие существенное, хотя и неявное для героев, влияние на ход событий.

 

5. Театрализация: действие уподобляется спектаклю, интерьер – декорациям, место действия – сцене, подмосткам, персонажи – актерам, исполнителям ролей с целью подчеркнуть искусственность текста, разрушение жизнеподобия, подрыв картины «реальности».

 

6. Нарушение связности повествования (антиструктурная направленность). Лабиринтизм либо калейдоскопичность: текст конструируется по принципу игрового лабиринта или игрового калейдоскопа, где происходит случайное чередование повторяющихся элементов.

 

Все эти характеристики находят свое отражение в литературной игре, а потому «Трудно найти теоретика, который не связывал бы с категорией игры наиболее существенные представления о постмодернистской поэтике» (Липовекий).

 

Так, очень показательно суждение Р. Барта: “Слово ¦игра¦ здесь следует понимать во всей его многозначности. Играет сам текст <...> и читатель тоже играет, причем двояко: он играет в текст (как в игру).

1) играет всеми отношениями и связями своих означающих сам текст;

2) играет в текст, как в игру (то есть без прагматической установки, бескорыстно, в свое удовольствие, лишь из эстетических соображений, но активно) читатель”.

 

Освоение текста читателем уподобляется продвижению по нему по принципу:

а) выбора читателя – Василий Шувалов «Кощеева цепь», «Стань стальной крысой» Гарри Гаррисона;

б) броска кубиков – «Верная шпага короля» Д. Ю. Браславского;

в) выбора картинки – Джанни Родари «Сказки, у которых три конца».

Ключевые типы игры:

1) Игра в текст(игра смыслами, «загадка-отгадка»);

2) Игра в «имитацию»(театрализация, нарушение последовательности, разрушение привычной структуры);

3) Книга-игра, игровая книга(читатель как творец, кубики, выбор и т.д.).

 

Елизаров М.Ю. и его роман «Библиотекарь»

Фигура писателя в ключе биографии и обзора творчества.

Михаил Юрьевич Елизаров - один из современных прозаиков. Михаил Елизаров (род. 28 января «1973 года в городе Ивано-Франковске, Украинская ССР). Отец его был врачом-психиатром (его знакомство с психиатрий, а также увлечение её в детстве повлияет на всё его творчество, но большее влияние это окажет на такие произведения, как «Ногти», «Pasternak», «Госпиталь»), мать - инженером.

Детство провел в Харькове. Михаил не любил читать. Его дважды отчисляли из школы. В 16 лет открыл для себя Д. Хармса (ОБЭРИУтов) и начал писать стихи.

 

Закончил филологический факультет Харьковского университета. Имеет музыкальное образование по классу оперного вокала (баритон).

 

Служил в армии. По состоянию здоровья попал в госпиталь и был демобилизован. С 2001го года по 2003й жил в Ганновере, где учился в киношколе на телережиссера. С 2003го по 2007й жил и работал в Берлине. Известность как писателя пришла изначально в Германии.

В конце 2007 года переехал жить в Москву. Печатается в издательстве «Ad Marginem», а также работает журналистом (в том числе в издании «Большой город»).

 

Занимается переводами на немецкий, французский, датский, итальянский, сербский.

Помимо этого автор и исполнитель собственных песен. На 2018 год дискография Елизарова состоит из девяти студийных и четырех концертных альбомов. Свое направление называет «бард-панк-шансоном». «Что это такое, я и сам толком не понимаю. Во главе — текст, и его сопровождает простой, легко запоминающийся мотив. И всем вместе должно быть весело. Тут речь ни в коем случае не идёт о юморе. Я пытаюсь вытащить потустороннюю изнанку веселья».

Также в круг его хобби входит коллекционирование холодного оружия.

 

В 2007 стал обладателем премии «Русский буккер» за роман «Библиотекарь».

 

В 2011 году роман «Мультики» стал финалистом премии «Национальный бестселлер».

 

В 2014 году Михаил Елизаров стал победителем премии НОС (Новая словесность) в номинации «Приз зрительских симпатий» с книгой «Мы вышли покурить на 17 лет». Это сборник рассказов и каждый рассказ по-своему хорош. Они про любовь, про измену, про одиночество, про путешествия и про безнадежный опыт схватки с миром, который все равно тебя победит. А название «Мы вышли покурить на 17» лет взято из одной песни писателя, написанной еще во время бурной студенческой юности.

 

Автор таких книг, как сборник рассказов «Ногти» (2001) *В 2001 году в издательстве Ad Marginem вышел сборник «Ногти». В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть, главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет. Повесть попала в шорт-лист литературной премии Андрея Белого., роман «Pasternak» (2003), сборник рассказов «Красная пленка» (2005), роман - фантасмагория «Библиотекарь» (2007), сборник рассказов «Кубики» (2008), повесть «Госпиталь» (2009) (включается писателем во многие сборники), роман «Мультики» 2010, эссе «Бураттини. Фашизм прошёл» (2011), сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет...» (2012).

 

Отсюда можно отметить жанры, в которых работает писатель: рассказы, повести, романы, эссе.

 

Что говорят о его личности и его творчестве, так это следующее:

 

· Его проза жесткая, радикальная, фасмогоричная.

· Она притягивает, будоражит, действует, не оставляя ни одного читателя равнодушным.

· Он подчеркнуто парадоксален и агрессивно провокативен.

· Он дразнит и обманывает читателя на каждом шагу.

· Он защищает советские ценности и одевается, так что во времена СССР его могли бы посадить за это.

· Он издевается над либеральными ценностями, но без них он не мог бы печататься.

· Он несколько лет прожил в Европе, но остался внутренним провинциалом.

 

Писательская традиция.

 

В детстве любил Астрид Лингрен, Туве Янсон даже Конан Дойля – очевидные всё вещи. Сейчас даже боится перечитывать, чтобы не разочароваться.

Из классиков предпочтение отдает Гоголю, Достоевскому, Толстому (связь на уровне оппозиций «истинное-ложное»), Олеше, Мариенгофу, Платонову, Гайдару, Булгакову, Шолохову, Набокову, Шукшину.

Из современных писателей выделяет Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, Алексея Иванова, Эдуарда Лимонова, Захара Прилепина, Андрея Аствацатурова, Валерия Айрапетяна, Германа Садулаева.

Творчество Елизарова, по мнению критиков, соприкасается с творчеством Андрея Платонова, Владимира Шарова, а из современных писателей – с творчеством раннего Владимира Сорокина (однако Елизаров, в отличие от Сорокина, не пародирует переосмысливаемый материал), Виктора Пелевина, Юрия Мамлеева, Николая Заболоцкого (с его фаталистическим недоверием к тайне природы и одновременно мистическим благоговением перед ней).

Функция литературы, по Елизарову, – побуждать мыслить: «Я категорический противник того, чтобы развлекать. Воспитывать – тоже не моя задача… Манипулировать очень легко, это не моя цель. Я просто даю некую картинку, а дальше человек сам решает, что с этим материалом делать».

Исследователи находят интертекстуальные связи с «Палатой №6» А.П. Чехова.

Стилизация под деревенскую прозу некоторых глав романа «Pasternak».

Подобно М.Ю. Лермонтову, Елизаров стремится нарисовать портрет поколения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...