Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: (Д.Белл, О.Тоффлер) (культурно-иде




Техника и крупные технические и технологические сдвиги приводят к смене типа общества и типа культуры.

3 стадии в истории человечества:

1.               Доиндустриальное общество: (период от первобытных до средневековья включительно)

Аграрная экономика, основной класс – крестьянство. Основные институты – церковь и армия. Сословная организация общества и опора на веру и традиции

2.               Индустриальное общество: (XVII – сер XX вв)

Машинное производство. Основной класс – рабочий. Общий рынок, свободная торговля, равные политические свободы. Капитализм – это ранняя стадия индустриального общества, когда субъект управления и собственник – одно лицо. Индустриальное общество опирается на 3 независимые сферы – экономику, которая управляется эффективностью и рациональностью, политику, которая управляется принципом равенства, культуру, которая управляется принципом самореализации личности. Противоречия индустриального общества возникают из – за противоречий экономики и культуры.

3.               Постиндустриальное общество: (сер ХХ - …)

Развитие и господство экономики услуг. Господство наукоемкого производства. Основной класс – научно-техническ. специалисты. Источник прибыли и политических решений – знания. Основные институты – университеты.

3 «волны» Тоффлера:

Аграная, промышленная, информационная.

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.

Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом и покупателем стираются — «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

Признаки информационного общества – капитал и труд, как основа промышленной волны, сменяются знанием и информацией. Классы превращаются в информационные сообщества. Заводы и корпорации сменяются малыми экономическими формами и работой на дому.

Признаки промышленной волны – гигантизм, централизация, однообразие, экологический упадок.

 

Вопрос 60. Человек и глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы человечества – проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и требующие согласованных международных усилий для их решения.

Выделяют следующие глобальные проблемы человечества:

1.               Демографическая проблема.

2.               Проблема образования.

3.               Здравоохранение.

4.               Продовольственная проблема.

5.               Неравномерность экономического развития.

6.               Энергетические и сырьевые ресурсы.

7.               Проблема войны и мира.

Демографическая проблема.                                                                                                                                                                                                    Среди наиболее важных забот современного человечества неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность.

Основания для беспокойства на этот счет вполне реальные и достаточно легко просчитываются. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные оказываются лишними.

В то же время за последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и сегодня составляет уже более 6 млрд. человек. Причем первое удвоение произошло за 700 лет, второе — за 150 лет, третье — за 100 лет и последнее — менее чем за 40 лет (в1956 г. на Земле было еще только 2,8 млрд. человек).

Этот беспрецедентный рост населения Земного шара в ХХ столетии именуется «демографическим взрывом».

Демографические проблемы очень сложны и обладают огромной инерцией, так что быстро преодолеть их невозможно. В то же время чем дальше откладывается их решение, тем сложнее и запутаннее они становятся.

Проблема образования.

Причины демографического взрыва тесно связаны с проблемой образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолютном выражении оно продолжает расти.

                   В итоге разрыв между развитыми и развивающимися странами в этом отношении продолжает увеличиваться, создавая парадоксальную ситуацию: в то время как грамотность в абсолютных цифрах растет, растет и количество неграмотных, т.е. тех, кто не умеет читать, писать, совершать простейшие арифметические действия.

Наряду с этим растет и функциональная неграмотность, обусловленная тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует тому, чтобы полноценно жить и работать в современном обществе, широко использующем новейшие технологии и компьютерную технику.

Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в большинстве государств мира отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности.

Здравоохранение.

Численность населения и условия его проживания, а также состояние окружающей среды тесно связаны с еще одной глобальной проблемой современности - здравоохранением. Существует как прямая, так и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде.

                   Поколению современных людей приходится испытывать на себе множество еще не изученных или малоизученных физических , химических, биологических факторов загрязнения окружающей среды, в которой доля искусственного мира, созданного руками человека, непрерывно увеличивается.

Этим объясняются изменения, происшедшие в структуре и характере болезней населения, прежде всего экономически развитых стран. Инфекционные болезни там отступили и не являются больше основными причинами смертности. Зато резко возросли сердечно-сосудистые, психические заболевания, появились совершенно новые, так называемые «болезни цивилизации»: рак, СПИД и др. Установлено, что причинами роста таких заболеваний, в частности сердечно-сосудистых, являются малоподвижный образ жизни, переедание, курение, нервные перенапряжения, стрессовые ситуации.

Эти явления — результат развития цивилизации ХХ в., позволившей человеку овладеть мощными силами природы и во многом освободить себя от физического труда, перепоручив такую работу машинам, техническим средствам, оставив за собой в основном интеллектуальный труд, регулирующие и контролирующие функции.

Несколько иначе обстоит дело в развивающихся странах, где страдающих от болезней значительно больше, а шансов предупредить заболевание или вылечиться значительно меньше, чем у жителей развитых стран. По причинам слабой медицины, нищеты и антисанитарии в развивающихся странах неизмеримо выше детская смертность, заболеваемость малярией, туберкулезом, трахомой, столбняком, высокая вероятность возникновения эпидемических, инфекционных заболеваний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...