Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реалистическая (идеалистическая).




Вполне можно было бы назвать эту модель социальной реальности и "идеалистической", поскольку эта модель предполагает, что "истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу".

Реалистическая модель объясняет социум, обнаруживая в нем высшее духовное начало. Общество - это символ высшего, "отзвук торжествующих созвучий". Реалистическая модель строится на базе вертикальной устремленности к Абсолюту, к Богу. Постулируется дихотомия двух миров, горнего и дольнего.

 Каждый человек соединяет эти два мира, поскольку он принадлежит к обществу. С одной стороны, он подчинен закону причинности, с другой - он свободен и в этом смысле не подчиняется закону причинности.

Реалистическая модель относит бытие социального не к миру необходимости, (как мы видели это в натуралистической модели), а к миру свободы. Социальное бытие (реальность) поэтому не совпадает ни с материальным, ни с психическим бытием.

Деятельностная модель - Теория общественно-исторической практики (деятельности) людей (Карл Маркс);

Эта модель, в противоположность натуралистической, не сводит общество к функционированию популяции человека как биологического вида. Она же, в противоположность реалистической модели, оставляет в тени вопрос о трансцендентном характере социального. Именно человеческая деятельность создает новую реальность, специфическую, принципиально не-природную и сверх-природную. Постулируется, что источник общественных изменений в самом обществе, т.е. люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения.

Основания деятельностной модели социальной реальности можно обнаружить уже у Дж.Вико, утверждавшего, что люди сами делают свою историю.

Эту разновидность деятельностной модели социальной реальности можно называть и материалистической моделью, если иметь ввиду, что марксистская социальная философия именует обычно себя историческим (социальным) материализмом. В процессе производства средств жизни, в процессе создания и использования производительных сил люди вступают в производственные отношения. Эти отношения объективны, то есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей. Вот это и есть "социальная материя", социальная реальность, которая хотя и не вещественна, но материальна в том смысле, что объективна. Это и есть общественное бытие, определяющее общественное сознание. На базе этих объективных производственных отношений конституируются социальные классы, а также другие объективные социальные общности. Осознавая свое положение в процессе производства, общности создают объединения, в которых уже сознательно проводится линия особых интересов этой общности. В частности так и формируются классовые интересы. Объединения вступают друг с другом в борьбу, отстаивая интересы своих общностей. Так возникает политическая жизнь общества, в которой важную роль играет государство, отстаивающее интересы господствующего класса.

Теологическая теория.

Взаимная любовь – склонность человека видеть в другом отражение себя.

 

Вопрос 53. Общество как система.

Общество это:

1)это отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества).

2)это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.).

3)это все человечество в целом.

4)общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное).

5)под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов.

Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей.

Выделяют в ней несколько сфер:

1. Экономическая (отношения в процессе материального производства)

2. Социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп)

3. Политическая (деятельность государственных организаций, политических партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет собой сложное образование: составляющие его элементы дают представление об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального).Общество представляется как коллектив коллективов.

Взгляд на общество со стороны философии разных эпох:

До Античности и во время ее - идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.).

Демокрит полагал, что люди вначале просто пользовались дарами природы, не отличаясь в этом отношении от животных. Под воздействием нужды и естественных потребностей они развили руки, ум и сообразительность, научились делать и применять орудия труда, строить жилища и шить одежду. Аристотель называл человека общественным существом, политическим животным. Государство он рассматривал как развитое сообщество, объединение общин, а общину — как развитую семью. В философии Нового времени, в частности у Гоббса, выделялось два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. В естественном состоянии шла непрерывная борьба всех против всех по формуле «человек человеку волк», а сила совпадала с правом. Поскольку такое состояние противоречило естественному стремлению людей к самосохранению, они заключили договор, согласно которому каждый передал часть своих прав государству, в результате чего возникло гражданское общество.
Гегельв противовес договорной теории рассматривал «гражданское общество» как сферу экономических отношений, которые он выводил из понятия права.
Маркс считал, что общество не состоит из индивидов, а выражает совокупность тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу: общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях.
Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

 

Вопрос 54. Понятие личности. Личность и общество.

Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, творчество).

 Индивид— принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь.

 Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика.

 — Общественный образ определяется деятельностью и положением человека в обществе, реализацией его индивидуального потенциала, уровнем развития и общественной активности личности.

 — Внутренний облик — это индивидуальность человека, его природные задатки, черты и свойства, относительно неизменные и постоянные во времени и ситуации, отличающие одного индивида от другого.

 Индивидуальность – это совокупность всех унаследованных и приобретенных качеств, отличающих одного человека от другого

Личность - совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Не каждый человек – личность.

Личностью человек в родовом строе не был, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности.

Не является личностью человек, сошедший с ума.

Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Ребенок - лишь кандидат в человека.

 Формирование человека.

Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации, то есть усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях, ценностях и т.п., приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений.

 Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д.

Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр.

В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д.

 Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Личностью человек не рождается, личностью он становится. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий (становится субъектом деятельности). Стать личностью без социализации человек не может.




Личность и общество.

Взаимно обусловливают друг друга. Между структурой соц.о мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления.

Со стороны личности — это социализация.

Со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности.

В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью.

Зависимость становления личности от условий жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования и реализовать свои интересы.

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности.

Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, /в данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

Вопрос 55. Правосознание и его культура.

Правосознание— это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. -Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, которые имеют характер правовых отношений, отражающих в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения.

-Правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти — к гражданам.

-Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием.

-В отличие от нравственных норм, в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как то, что должно стать и государственным законом, за нарушение которого должны последовать материально-действенные санкции.

-Если в праве отсутствует элемент принуждения, то это скорее моральные пожелания, а не право в собственном смысле слова. Право нуждается в поддержке нравственности: без постоянного взаимодействия с нравственностью правосознание имеет шаткую основу. Недаром говорится: хорошие нравы лучше и надежнее даже отличных законов.

-Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Как нравственное, так и правовое сознание — это различные грани едино-цельной духовной жизни человека и общества, что нашло отражение и в языке (ср.: право, правый — правда, справедливость, т.е. ведать и соблюдать правовое, право). Будучи связанными, нравственность и право — это вместе с тем сущностно различные формы личного и .общественного сознания. Различие между ними состоит, в частности, в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований. Можно определить право как “минимум нравственности”, который юридически закреплен в соответствующих .законах. Право требует от своих граждан главным образом объективной реализации этого “минимума добра” или реального устранения “известной доли зла”, и в этой реализации право с неизбежностью допускает принуждение. Истоки нравственного начала — в совести человека, в его доброй воле. Иначе говоря, право есть принудительное требование реализации определенного минимума добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Это обеспечивает достижение двух целей: личной свободы и общего блага. Если поднять культуру правосознания до самого чистого добродетельного образа мыслей, то закон также станет мотивом сообразных с долгом поступков. И в самом деле, лишь те, кто опирается только на разум и совесть, живут на основе права и закона.

1. Уровень правосознания играет важную роль в жизни общества. Сознавая свои права, человек должен сознавать и свои обязанности, что ем у разрешено и что запрещено, а также то, что и у всех других есть, права, которые нужно признавать. Правопорядок связывает людей друг с другом; Он представляет собой систему взаимно признаваемых прав и обязанностей.                                                                                                                                                          Правосознание в целом – своеобразная духовная дисциплинированность, чувство ответственности и чувство меры во всех социальных проявлениях деятельности человека. Человек, имеющий правосознание, чувствует границы своих возможных поступков, внутреннее побуждение к исполнению своих обязанностей, отклонению от запрещенных действий.                                                                                                                                                                    Разрабатывая концепцию философии права, И. А. Ильин (русский философ конца XIX – нач. XX вв.) указывает на следующие признаки правосознания:

· Правосознание – воля человека по соблюдению права и закона, воля к законопослушанию.

· В правосознании человеку присущи чувство правоты, справедливости, ответственности, свободы, чувство уважения к законности, чувство долга и чувство связующей дисциплины.

· Правосознание включает любовь к своему народу, своей стране, отечеству.

И. А. Ильин подчеркивает, что правосознание имеет чувственно эмоциональную сторону. Правосознание без чувств, любви, жалости и т. п. будет формально-педантичным, будет только угнетать людей.                                                                                                                                          Правосознание не одинаково во всех обществах и государствах. Оно формируется под воздействием многих факторов – семьи, этноса, характера экономики, уровня религиозности и т. д.                                                                                                                                                                             Ильин выделил два основных вида правосознания – монархическое и республиканское. Монархическое правосознание смотрит на государство как на большую семью, отец которой – монарх. Монархическое правосознание утверждает неравенство людей в правах. В отличие от него республиканское правосознание тяготеет к идее равенства людей, выступает против всякого неравенства.                                                      Монархическое правосознание обычно связано с религиозным чувством, когда считается, что в монархе живет божественное начало, единство народа олицетворяется в живом носителе (монархе, президенте и т. п.).                                                                                                                                        Ильин в разных соотношениях монархическое и республиканское правосознание. Во-первых, религиозно-ориентированное правосознание будет тяготеть к монархической форме, а безрелигиозное к республиканской. Во-вторых, монархическое правосознание склонно к «иррационально-интуитивному» восприятию жизни, а республиканское – к социально-рассудочному пониманию мира и государства. В-третьих, монархическое правосознание считает, что люди разнокачественны, разноценны и должны быть не равны в своих правах, а республиканское правосознание тяготеет к равенству. Наконец, в-четвертых, монархическому правосознанию характерен уклон к консерватизму, а республиканскому – к новаторству.                                                                                                                                                                                                           2.Правосознание – это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе. Правосознание специфично. Каждая социальная группа, национальное сообщество и другие объединения имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.

3. Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.                                                                Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.                                                                        "Правовая культура" - явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны.

 

Вопрос 56. Человек в технической реальности.

 Истоки понятия «техника» уводят вглубь веков. Древнегреческое слово «techne» понималось достаточно широко: от умения ремесленника до мастерства области высокого искусства. К области techne относили:

-земледелие и охоту

-мореходство и врачевание

-ткацкое и оружейное дело

-театральное искусство и прочее.

Греческие мыслители пытались определить место techne среди других видов познания и человеческой деятельности.

Аристотель рассматривал это понятие в трактате «Никомахова этика», обращая внимание на различие techne и других видов знания (опытное и теоретическое знание).        

Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Techne представляет собой область знания, непосредственно связанную с человеческой деятельностью. Знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается сознанием человека, его трудом и служит его целям, относится к области технического знания.Итак, стало ясно, что техника это многостороннее понятие. Некоторые предпочитают вкладывать в это понятие очень ограниченный смысл и понимают под техникой машины, которые создаются и используются человеком (машинная техника). Другие идут дальше и говорят, что техника – это все то, что создано человеком, т.е. "находится между человеком и природой". C точки зрения формальных правил русского языка, вполне правомерно под техникой понимать умения человека (техника танца, техника хоккеиста, техника живописи). Последняя точка зрения во многом унаследована из античности.       

Однако техника – это понятие более узкое, чем техническая реальность.

Техническая реальность помимо техники включает и другие элементы: 

техническая реальность – это целостность, включающая функционирующую технику, применяемую технологию, используемые материалы, изготовляемую продукцию, а также появляющиеся отходы, выбросы, брак, излучение и т.п.

Техническая реальность отражает обратное воздействие на психику и мышление человека и проявляется в возникновении образов несуществующего (например, изделия). Некоторые виды искусств не могут существовать без технической реальности, так как изображают нереализуемое (концептуальные проекты «бумажной архитектуры»).

Техническую реальность можно назвать второй природой, природой, созданной человеком. Бытие сотворенных человеком вещей соотносится в значительной мере с бытием самого человека, ибо созданная им «вторая природа» служит в первую очередь для удовлетворения его разнообразных потребностей. Отсюда бытие многих предметов «второй природы» также относительно недолговечно, как и бытие самих людей. И только фундаментальные творения, имеющие общечеловеческую значимость, предметы материальной культуры, представляющие ценность для многих поколений людей, имеют шанс продлить свое бытие несколько дольше. Но, как показывает история, разрушительные процессы, имманентно присущие «первой природе», а также стихийные и общественные бедствия, повторяющиеся с неослабеваемой частотой, уменьшают и этот небольшой шанс до минимума. Тем не менее, процесс создания человеком новых вещей идет опережающими темпами по сравнению с процессом их исчезновения.       

Техническая реальность есть то, что значительно оторвало человека от природы (если понимать природу в узком смысле, как неживую и биологическую реальности). Ныне человек не существует отдельно от техники. Его предназначение видится в создании предпосылок для саморазвития технической реальности. Пока мы ее не мыслим без человека (он носитель, производитель и оценщик информации, документа). Однако в системе "человек – техника" собственно человек играет все меньшую роль. И это несмотря на то, что, отрываясь от биологической природы, человек всегда воплощал свой интеллект в технической реальности. А, учитывая опыт человечества, можно заключить, что развитие цивилизации, скорее всего, немыслимо вне развития технической реальности.                                                                                                                                                                                                

Сегодня человек находится в зависимости от технической реальности. Освободившись от жесткой природной необходимости, человек на ее место, в общем- то незаметно для себя поставил жесткую техническую необходимость.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.                                                                                                                                                                                                                                        

Таким образом, сегодня очень сложно представить человека вне технической реальности, вне «второй природы». Человек оторван от естественной природы и уже не может существовать без технических достижений, которые делают его жизнь удобной для него, упрощают ее, в то же время, подчиняя себе человека.

Вопрос 57. Наука и ее социокультурный статус.

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности.

Наука является одновременно:

системой знаний;

духовным производством системы знаний;

практической деятельностью основы системы знаний.

Кроме того, наука понимается как:

1) как специфическая деятельность;

2) как система знания;

3) как социальный институт;

4) как производительная сила;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...