Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как форма общественного сознания.




Социокультурными особенностями научной деятельности являются:

- универсальность (общезначимость и «общекультурность»),

- уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью, неповторимы, исключительны, невоспроизводимы),

- нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества невозможно приписать стоимостных эквивалентов),

- персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность всегда личностна, а приемы ее индивидуальны),

- дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное исследование),

- демократизм (научная деятельность немыслима вне критики и свободомыслия),

- коммунальность (научное творчество есть сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

Наука как специфическая деятельность - это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Выделяют три основные группы наук: естественные; гуманитарные; технические. Исходя из представлений о науке как специфической деятельности, выделяют два основных типа научных исследований:

- фундаментальные (ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);

- прикладные (ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач).

Наука как система знаний - это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности.

Наука как социальный институт - сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в системе научных учреждений. Как социальный институт наука сформировалась в Новое время. Академии, научно-исследовательские институты.

Наука как производительная сила - важная составляющая производительных сил и фактор их развития на пути использования научных знаний при разработке новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности. Роль научных технологий.

Наука как форма общественного сознания - отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания.

На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания и деятельности. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки, как особого способа познания действительности. В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Именно в Новое время в Европе возникает наука в собственном ее понимании и научные знания становятся широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриальной цивилизации без науки невозможно. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера (1571–1630), Г. Галилея (1564–1642), Х. Гюйгенса (1629–1695), И. Ньютона (1643–1727). Рождение науки связано с возникновением экспериментально-математического, точного естествознания, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными, проводит рассуждения посредством мысленного эксперимента.                                                                                                                                                                                                                                               Возникает вопрос: почему в европейской культуре ведущее место заняла наука? Современные философы, в частности Бертран Рассел, видят причину этого в двух великих интеллектуальных изобретениях:

1. изобретение дедуктивного метода древними греками (Эвклид).

2. изобретение экспериментального метода в эпоху позднего Возрождения (Галилей).

Именно дедуктивный метод (а тем самым и математика), а также эксперимент позволили создать классическую науку – экспериментально-математическое естествознание.

Возникновение экспериментально-математического естествознания на основе механики и физики знаменовало собой рождение знания особого типа. С ним стали связывать специфику научного знания вообще. Экспериментально-математическое естествознание надолго определило идеал научности как совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от ненаучного, каковы критерии научности знания.                                                                                                                                                         Признаки науки:

1. Объективность, универсальность и необходимость научного знания.

2. Подверженность любой части научного знания критике и опровержению.

3. Публичность научного знания: результаты научного деятельности публикуются, открыто и критически обсуждаются.

4. Автономность научного знания (только научное сообщество решает вопросы о научном статусе теорий).

5. Прогрессивный характер развития научного знания.

6. Необходимость проведения научных исследований.

7. Наличие базисных допущений, регулирующих научное исследование.

Наряду с другими формами общественного сознания (искусство, религия и т.д.) наука является частью единой культуры. Но именно в сравнении и взаимодействии с ними проявляется специфика науки. И религия, и философия, и искусство, и наука – все они по-своему отражают реальность и при этом создают свой собственный мир, свою искусственную реальность. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики.                                                                                                                                                                                                                                                                                     Наука в настоящее время является наиболее развитой, сложной и специализированной формой познания. Но наряду с ней был и продолжает существовать значительный ряд вненаучных форм знания, среди которых: ненаучное, понимаемое как обыденное или здравый смысл, не формализуется и не описывается законами; донаучное, выступающее прототипом и предпосылочной базой научного (учение о флогистоне, алхимия, астрология); паранаучное (или девиантная наука) как несовместимое, отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке (парапсихология, гелиобиология А. Чижевского и др.); лженаучное (псевдонаучное), как сознательно эксплуатирующее домыслы, мифы и предрассудки (лысенковская агробиология); антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности в борьбе с наукой. Эти вненаучные формы познания играют в жизни людей весьма значительную роль и иногда незаменимы с практической точки зрения.                                                                                                                                                   

Социокультурный статус современной науки в ее взаимодействии с различными сферами культуры выражается в выполняемых наукой социальных функциях. Обычно выделяют три группы социальных функций науки:

1. культурно-мировоззренческая (наука оказывает важнейшее влияние на формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества);

2. функция непосредственной производительной силы (практическое применение НТП);

3. функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития (социально-экономические программы).

К социокультурным нормам науки можно отнести:

•                 Прагматическую – определение способов применения полученных знаний в различных сферах жизни общества;

•                 Прогностическую – анализ перспектив развития общества и окружающей среды, создание футурологических моделей, а также выработку рекомендаций на будущее;

•                 Экспертную – анализ и оценку осуществимости, эффективности и оптимальности различных проектов и программ, создаваемых и реализуемых в различных сферах культуры, в том числе и в самой науке.

Вопрос 58. Культура и ее основные функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Духовная сфера общества – система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство; сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет усвоение накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

Культура – социальный институт, направленный на удовлетворение потребности общества в социализации подрастающего поколения.

Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты.

Функции культуры:

1. Образовательно-воспитательная функция (социализация личности)

2. Интегративная функция (формирование чувства общности)

3. Регулирующая функция культуры (регулирование поведения личности)

4. Функция трансляции (передачи) социального опыта или функция исторической преемственности или информационная функция (передача социального опыта от поколения к поколению)

5. Функция познавательная (гносеологическая) (накопление и передача социального опыта)

6. Регулятивная (нормативная) функция (регулирование различных сторон и видов общественной и личной деятельности людей)

7. Знаковая функция (овладение знаковой системой)

8. Ценностная или аксиологическая функция (формирование ценностных потребностей и ориентаций)

В позднеримскойимперии, а затем и в эпоху средневековья понятие культуры ассоциировалось с городским укладом жизни и связанными с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства.

Философы Просвещения рассматривали культуру как некую специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейший аспект культуры в их понимании — стремление воздвигнуть здание Разума. Просвещение выработало систему критериев, согласно которым отбиралось то, что можно считать культурой. Культурная деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т.е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей.

Кант различал культуру умения и культуру дисциплины. Умение предполагает способность реализовать цели, а дисциплина— способность ставить осмысленные цели и освобождать нашу волю от деспотизма желаний, которые лишают нас возможности сделать разумный выбор. Кант ограничивал понятие культуры пределами науки и искусства.

В ХIХ в. в культуре стали видеть прежде всего систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Гегель рассматривал культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи. Гегелевская, а вслед за ней и марксистская теория единой линейной эволюции были подвергнуты критике в ряде концепций культуры ХIХ—ХХ вв.        В частности, в концепции «локальных цивилизаций» Шпенглер рассматривал культуры народов как замкнутые, самодостаточные, неповторимые организмы, проходящие в своем развитии стадии возникновения, расцвета, надлома, а затем упадка и гибели. Идея множественности культур выводится Шпенглером из факта своеобразной прерывности исторического процесса.                                                                                                        

Марксистская концепция культуры базируется на принципах материалистического понимания истории, важнейшими основаниями которой являются экономический детерминизм и теория общественно-экономических формаций. С этой точки зрения каждой формации присущ свой тип культуры, а классовые противоречия являются причиной разделения единой культуры на «две культуры», соответствующие двум основным классам формации.                                              

Вопрос 59. Основные концепции Истории.

Формационный подход к анализу исторического развития. (Маркс)

Выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Общественно-экономическая формация, (или строй)— это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства).

На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

Стадии: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Цивилизационный подход к анализу исторического развития. (О.Шпенглера и Тойнби.)

 В современной научной литературе цивилизация - синоним понятия культуры. Это тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений. Это тип общества с характерной только для него материальной и духовной культурой (ведущая трактовка)

Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.

А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии: возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами.

К основным цивилизациям относятся:

Западная, православная - христианская в России, иранская и арабская (исламская);

Индуистская, дальневосточная, шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 410.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...