Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ у детей.




       В детской психотерапевтической практике прогностические ри­суночные методики являются одними из основных, т.к. применение других методов резко сокращено из-за недостаточной социализации ребенка. Схема проведения рисуночных методик у детей та же,, что и у взрослых, единственное замечание - это рисунок "ОН и ОНА на одном листе". Мы не проводим эту методику у детей до 12-13 лет, т.к. для них эта область еще не достаточно определена, и у них мы -:е задаем вопроса к НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМУ ЖИВОТНОМУ" по пово­ду размножения, т.к. для них это вопрос весьма абстрактный - нет еще информации в бессознательном.

       Дополнительно проводится тест "Я и МОЯ болезнь" Я ВЫ­ЗДОРОВЕЛ", при условии жалоб на конкретные органы и ткани или на конкретную проблему, и если ребенок связывает это с болезнью. Эта методика не проводится, если проблема беспокоит родителей, а не детей.

Еще один рисунок, который мы добавляем в детском возрасте - это рисунок "НА СВОБОДНУЮ РЕКУ", определяющий круг сегод­няшних, я бы сказал, сию минутных интересов ребенка. Интерпре­тация проводится по известным .признакам.

Некоторые заметки по поводу ЛОГИКИ ЧТЕНИЯ РИСУНКОВ.

       Самая трудная часть анализа рисунков - это их полный синтез и психотерапевтические мероприятия, направленные на компенса­цию пациентов. Выздоровление пациента начинается с понимания того, что происходит в нем самом. Это и соматика, и психика. Если мы понимаем это, то проблема анализа такой сложной области как бессознательное пациента, выступает, если не как основная, то по крайней мере как существенная область деятельности человеческо­го организма. И если мы оставляем в стороне основной продуцент наших представлен м, то мы обедняем себя в нашей практике.

       Логика чтения рисунков, на базе предложенных прогностиче­ских рисуночных методик, обладает рядом существенных отличи­тельных признаков.

Прежде всего, это схема человеческих отношений отраженная в определенной последовательности их значимости.

Начало анализа логики представлений в бессознательном - это первый рисунок - ЧЕЛОВЕК.

       Значимость личности начинается : определения кто ЧЕЛОВЕК. Личность обычно рисует себя в качестве точки отсчета для осталь­ных рисунков. Но если женщина на задание "человек" рисует муж­чину, тогда значимость для нее своей собственной личности доста­точно низка. И если на второе задание - Человек противоположного пола, эта женщина опять рисует мужчину, то точкой отсчета опять становится не она сама, а прежде всего, мужчина в различных жизненных ситуациях, что естественно ведет к постоянным оши­бочным выборам.

       При сравнении символов, представленных на 5-ти рисунках, очень важно сопоставлять их между собой. Наличие хотя бы трех повторений говорит об абсолютном значении этого символа. В основном изменения в символизации дают основания присматри­ваться к тематическому, разбираемому врачом, рисунку. Если про­блемы отражены в рисунке - ОН и ОНА,- то все изменения касают­ся имен о этих отношений, как ядро поведения в отношении с про­тивоположным полом. Символы могут перекрещиваться с рисунком СЕМЬЯ, как отражение межличностных, межполовых отношений, но могут быть и изолированными.

       Как правило рисунок СЕМЬЯ символизирует именно эмоцио­нальные взаимоотношения между членами семьи, а вот рисунок ДОМ дает нам образ, обитаемости семейной ситуации, сформиро­ванный у испытуемого При сравнении этих двух рисунков мы по­лучаем информацию, во многом дополняющую друг друга. Если фигуры рисунка СЕМЬЯ не связаны между собой за руки, то и дом будет необитаемый или частично обитаемый, при наличии одной трубы.

       Если на рисунке ЧЕЛОВЕК имеется символ отсутствия ума -лысая голова, то и на всех остальных рисунках мы получаем сим­волы, подтверждающие именно это положение или отношение ри­сующего к себе. На всех рисунках может быть изображение лысых людей, на рисунке ДЕРЕВО - береза - как символ сниженной само­оценки, на рисунках "Я - тест" - будет нарисована - ромашка - заяц или кролик и т.д. Таким образом, логика отображения отношения испытуемого к себе сохраняется через постоянно повторяющиеся во  многих рисунках символы, характеризующие это отношение.

       В обязательном порядке необходимо привязывать полученные данные к анамнезу пациента. Поскольку мы считаем, что прогностические рисуночные методики являются, как бы дополняю­щими общую картину знания о пациенте, то и значение их повы­шается при объединении с клиническим и клинико-анамнестическим методами обследования. Поэтому как самостоя­тельный метод - прогностические рисуночные методики - желатель­но не применять, т.к. это не принесет объективного понимания состояния пациента, а даст в руки исследователя только часть по­нимаемых проблем. В совокупности со стандартными психодиаг­ностическими методами (MMPI, 16-факторный Кеттелл) и клиниче­ским обследованием – вот, схема дающая максимальное количество информации и о сознательном, и о бессознательном компонентах болезненного реагирования пациента.

Прогностические рисуночные методики сами по себе являются мощным психотерапевтическим методом, позволяющим обойти "сопротивление" пациента и позволяющим выяснить процессы ра­боты бессознательного, минуя критическую настроенность исследу­емого. Поскольку он не знает основ интерпретации, он и не может повлиять на смысл изображаемого.

       У нас накопился достаточный опыт наблюдения за людьми, ко­торые повторно рисовали эти же задания. Наш ВЫБОД - практически все, повторяющие тестирование, сохраняли основное изображение своих проблем, не смотря на то, что они частично уже знали о сущности данного исследования. Речь идет о том.что несмотря на знание о некоторых проблемах и их изображении, при рисовании все равно побеждает образ или символ, характерный для данного задания. Иногда с удивлением испытуемые заявляли: "Я рисую то же, что и в прошлый раз".                                      

       Исследование можно проводить в различных возрастных груп­пах, начиная от 7-8 лет и до глубокой старости. Единственное замечание - возраст до 7 лет и глубокая старость связаны между собой, в первом случае еще недостаточной социализацией ребенка, во втором - уже недостаточной социализацией. Однако, в любом случае, при проведении прогностических рисуночных методик мы получаем огромное количество невербального материала, допол­няющего наши возможности в психотерапевтическом воздействии на болезненные проявления пациентов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...