Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ к рисунку НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ.
1. Назовите животное несуществующим именем? Названое животного - в принципе несет в себе смысл отражения собственного бессознательного поведения и оценки себя. Но из практических соображений, для того, чтобы не запутаться в анализе деталей, вводится правило - если сразу не возникает однозначных ассоциаций, лучше сбросить это значение. 2. Какими реальными существующими продуктами Ваше животное питается? Иерархия распределения ответов достаточно многообразна, однако наиболее оптимальный ответ - мясом и мясными продуктами. Смысл этого ответа находится в правильном понимании половой принадлежности и полового воспитания с детства. Человек получил достаточно полное представление о половых отношениях и готов к нормальному выполнению своей половой роли. Другая крайность ответов - человек не представляет из своего воспитания, что ему делать со своей половой принадлежностью. Он дает следующие варианты ответов: ничем, воздухом, травоядное, фруктами и овощами, молоком, насекомыми, рыбой и т.п. Мы примерно расположили по возрастающей варианты ответов от незнания до частичного знания. 3. Как размножается ваше животное? Ответы на этот вопрос уже конкретно показывают степень наличия и степень удовлетворения от половой жизни. Иерархия распределения идет от живородящего, далее яйценосное, далее почкование, далее мечут икру, далее опыление, деление, через поглаживание и наконец полное неудовлетворение - никак не размножается. 4. Какой основной закон существует в мире, где живет ваше животное? На этот вопрос человек, как правило, отвечает - какому закону он сам придерживается в жизни. Например, выживание сильнейшего или закон доброты и т.д. Иногда пациент демонстрирует варианты закрытых ответов • например, биологический или химический закон. Это пример сопротивления со стороны исследуемого и анализировать этот - ответ нет необходимости, в нем не заложена никакая информация, а только демонстрация сопротивления. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ последнего поля рисования - "Я • тест". Последнее поле рисования делится горизонтальными линиями на 4 примерно равных части и последовательно просят нарисовать: а) какое-нибудь растение, б) какое-нибудь животное; в) какой-нибудь неодушевленный предмет; г) человека. Этот тест относится к раз ряду. "Я- тест", в основе которых лежит известное отождествление себя с различными представителями животного и иного мира, по принципу принадлежности себя характерологически к тому или иному виду животных и предметов. Эти символы человек несет внутри себя, и инструкция активирует тот образ, который на сегодняшний день отвечает личностному представлению человека о себе. И рисует он этот образ только потому, что чувствует соотносимость себя и психологического образа того животного или предмета, который ближе всего отвечает его сегодняшнему состоянию. а) Нарисуйте какое-нибудь растение. Как правило, человек рисует >гот образ растения, который, по его мнению, отвечает его личности. Прежде всего, речь идет об 'уверенности в себе и своей самооценке. Самая высшая самооценка относится к образу - розы. Самая низшая оценка - образ ромашки. Между ними расположены все остальные цветы, со своими специфическими психологическими характеристиками. Для лучшего понимания этих характеристик врач должен про себя произнести следующую фразу "Я - роза" и попытаться из реального представления, где растет это растение, описать те условия, при которых это происходит. Как правило, ответы достаточно однозначные и не предполагают различных ассоциаций. В обязательном порядке необходимо добиваться различными мягкими методами, чтобы рисующий дал название этому растению -не просто цветок, а конкретное название этому растению, и написал его рядом с нарисованным образом. Самая низкая самооценка нами встречалась у детей к обозначала траву, при наличии этого символа психотерапия сверхобязательна. При проведении психотерапевтического воздействия отмечалось следующее изменение последовательности символов: трава кустарник - ромашка. Эта последовательность символов говор;, выходе ребенка из псих логического тупика в развитии ' пер. к нормальному реагированию. Множество вносил цветов • детское поведение, символы в бессознательном еще не уст-: злись. В психотерапии благоприятный момент для формирования необходимых черт характера, методе бора. б) Нарисуйте какое-нибудь животное. Этот фрагмент "Я - тест" относится тоже к личности говорящего, но обозначает его поведенческий уровень. Обычно в бессознательном, человек отождествляет себя с разными психологически близкими к себе - животными, в результате ли собственного, или под влиянием постоянных замечаний окружающих, .;., постепенно человек идентифицирует себя с животным, во многом психологически повторяющим те черты характера, которые свойственны рисующему. Инструкция до такой степени индифферентна и эмоционально не заряжена, что в ответ на ее предъявление реагирует только тот образ, который эмоционально наполнен и не требует дополнительного стимулирования. Он "выскакивает" из f -.г сознательного при первом требовании. Для этого и применяю-, с л инструкции максимально нейтральные для личности. В обязательном порядке необходимо просит: название животному, это домашнее животное, необходимо дать ему кличку. Собаки в меньшей степени символ домашности, ко в добавление к нему еще и символ зашиты дома. Противоречие между рисованным животным к его кличкой моржет быть огромным, например, нарисована болонка, а кличка у нее Трезор. Несоответствие внешнего вида и поведения, вводит в заблуждение, не только окружающих, но и самого автора рисунка. В этом рисунке может быть изображено все многообразие, животного мира. Львы, лошади, свиньн, змеи, рыбы, лягушки коровы, зайцы, кролики и т.п. Для понимания сути нарисованного врач проговаривает про себя следующую фразу "Я - такое-то животное" и рассматривает это животное с позиции реального места обитания, поведения и определенной народной мифологизации. Например. Лев - явление хитрое и коварное, другого из мифологизации трудно себе представить. Заяц или кролик • явление страхового характера, постоянно боится всех и каждого. Змея • несет в себе смысл холодности, коварности и наличия ядовитых зубов. Медведь - несет в себе смысл неуклюжести и доброты. В некоторых символах животных проявляется двойной смысл, который тоже необходимо привязывать к конкретному человеческому поведению. Лошадь • в этом символе может быть два смысла - как явление постоянной работы или рабочая лошадь, второй смысл - скаковая лошадь, что требует своего уточнения. в) Нарисуйте какой-нибудь неодушевленный предмет. В этом задании представлен. символ образа личности, к которому относит себя рисующий. Основной стержневой образ - основа личности. Предмет, с которым идентифицирует себя испытуемый, может быть совершенно разным. Это связано прежде всего с отражением вовне внутренних бессознательных проблем. Это какие-нибудь часто встречаемые изображения. Книга • к ж идентификация себя с книжными знаниями, что естественно входит в противоречие с реальной жизнью. Самолет, пароход, машине и т.д. связан с вектором движения, который обозначился в бессознательном. Характер и скорость передвижения по этому вектору связаны с изображенным объектом. Часы - острое ощущение, что уходит время, особенно если при этом показаны стрелки, анализу подлежит и время указанное на часах. В психотерапевтической практике особое внимание - пациент находится в подростком состоянии и возможны импульсивные действия. Камень - как явление твердости, неприступности, непоколебимости в отношении своей личности. Ручка, карандаш - связаны с фаллическим изображением, чисто половой проблемы. Главное - определить, в каком направлении острие карандаша, - вниз или вверх. Если вниз, то проблема связана с элементами ощущения половой слабости, если вверх, то проблема связана с недостаточно активным использованием половых сил. Чешке, кувшин, вазе и т.п.- связано с вагинальными признаками отражения. Если это рисует женщина, то она всем напоминает, конечно, бессознательно, что у нее есть вагинальные признаки; если мужчина, то он постоянно думает о вагинальных символах. Если мужчина рисует карандаш, опущенный острием вниз, - проблемы с половой Функцией. Острием вверх - напоминание всем, что у него есть фаллический символ. Если это женщина, то это говорит о желании иметь в своем распоряжении фаллический символ, она о нем думает и переживает. Одним словом, понимание сущности бессознательных образов в этом разделе связано с прямыми ассоциациями от этого предмета. г) Нарисуйте человека. Как правило, рисуют себя или значимого для личности человека. Основа интерпретации такая же, что и на рисунке "человек". Здесь добавляются только проективные вопросы. 1. Кто это? - по полу. - 2. Сколько ему или ей лет? 3. Кем работает или чем занимается? Это основные вопросы, однако, к этому рисунку можно задавать бесчисленное количество их, в зависимости от интереса. Этот рисунок, как правило, символизирует самого рисующего и ответы, находятся в области отражения бессознательного желания этого человека, или это отображение конкретного положения на сегодняшний день, или свидетельство желания пациента стать кем-тo. Иногда, в психотерапевтической практике, встречается интересное отражение мгновенно образующегося трансфера на врача. И ответы характеризуют этот объект трансфера. Профессия врач, возраст - 40-45 лет. У некоторых пациентов этот трансфер настолько сильный и эмоционально заряженный, что они и в качестве образа берут попытку нарисовать врача. Это проявление высшего отражения возникшего эмоционального контакта между врачом и пациентом. Достаточно часто женщины рисуют своих любимых детей, в которых они видят смысл своей жизни, что, в свою очередь, является предпосылкой будущих эмоциональных переживаний. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ. Иногда в психотерапевтической практике возникает необходимость определения символа болезни, который пациент несет внутри себя. Мы предлагаем два рисунка, основанных на представлении пациента о своей болезни н своем выздоровлении. 1. Нарисуйте картину "Я и моя болезнь". 2. Нарисуйте картину "Я выздоровел". Эти два рисунка как бы дополняют знание врача о болезни пациента. . При рисовании данных заданий возникают очень интересные ситуации, когда мы применяем массу энергии, методов и времени, а у пациента даже несформирована идея болезни, он ее себе даже не представляет. В качестве примера приведем два случая. 1.Девочка, 9 лет, ночной энурез, при предъявлении задания "Я и моя болезнь" рисует: горшок рядом с чистой постелью, без человека, таз невдалеке и там находится белье, себя она не рисует. Объяснение: это моя кровать и белье, которое мама стирает. На вопрос, а где же ты? Наступает 2,5 минутный "паралич ассоциаций", девочка молчит, наконец говорит: "А я уже встала". Это пример показывает, что прежде чем приступать к психотерапии различных расстройств, необходимо все же выяснить" как пациент воспринимает себя в своей болезни и вообще эту пресловутую болезнь. До этого ребенок в течении года лечился от энуреза. Причем, непонятно было, от чего ребенка лечили, прежде всего самому ребенку. У него отсутствовал в бессознательном символ болезни. И все наши терапевтические мероприятия как бы проходили мимо ее сознания, и ее бессознательного. После выяснения этого обстоятельства осталось провести небольшую работу, сформировать символ того, что с ней происходит, и сформировав его, только тогда уже применять наши терапевтические методы, направленные на разрушение болезненного реагирования и формирование в бессознательном символа здоровья, а определение формирования здоровья идет через рисунок "я выздоровел". 2. Молодой человек, 29 лет, половая слабость. Невозможность начать в связи с этим половую жизнь. При предъявлении задания мы уточняем основное его расстройство и просим нарисовать половой акт. Пациент после 3-минутного объяснения своего неумения рисовать, рисует мужчину в полный рост вертикально у левой стороны листа, на противоположном конце листа рисует женщину в полный рост, вертикально. В бессознательном, таким образом, отсутствует представление о половом акте, несмотря на то, что рольного пользовали в течении 10 лет, различными методами и терапии, и психотерапии. И все наши методы ушли, как вода в песок, без какой-либо задержки в бессознательном пациента. Так можно лечиться и всю жизнь, ведь объект воздействия не определен прежде; всего для самого пациента. Он не осознает, против чего борется в бессознательном, там нет представления о болезни. Таким образом, прежде чем приступать к терапии, необходимо выяснить, как пациент представляет себе свою болезнь. Выздоровление начинается с четко поставленной проблемы, а если этой четкости у него нет в бессознательном, то о каком лечении вообще можно говорить. Та же самая проблема возникает при лечении. Прежде чем достичь каких-то результатов, необходимо поинтересоваться, а существует ли тот образ выздоровления, к которому мы призываем пациента. Если его нет в бессознательном, то к чему же мы стремимся? Отсюда и вывод о необходимости анализа бессознательных представлений пациента о своем месте в болезни, и вообще о болезни. Ориентировка только на сознательный компонент отношения пациента к болезни - это прошлый век, наши пациенты, как правило, все хотят вы вылечиться, но как это сделать, представляют очень мало людей. И лечение состоит, прежде всего, в выяснении, а несет ли он это выздоровление в своих бессознательных представлениях. Для определения отношения пациента к своему выздоровлению мы просим нарисовать картину "Я выздоровел", что дает нам в руки понимание того, что понимает пациент за словом "выздоровел" или •не понимает. Уже исходя из полученной информации строится тактика и стратегия поведения психотерапевта. Либо надо подтвердить существующий в бессознательном пациента образ выздоровления, либо этот образ создать и только тогда переходить к активным психотерапевтическим мероприятиям. Противоречие между тем, что нам сознательно говорит пациент и тем, что у него представлено в бессознательных образах и символах, - это и создает предпосылки для хронификацни болезненного процесса, при условии, если мы не интересуемся представленным в бессознательном. Для задач выяснения символов бессознательной жизни, рисуночные прогностические методики являются основополагающими, т.к. позволяют за короткое время выяснить образы и символы бессознательного с большой долей вероятности. А поскольку мы применяем не один рисунок, а 8 полей рисования, знание о бессознательных символах приобретает огромное обоснование и значимость тем, что перекрещивающиеся символы и их повторяемость дает нам основание говорить об укоренившемся представлении пациента о различных сторонах поведения и самоощущении в различных ситуациях. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |