Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ к рисунку НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ.




1. Назовите животное несуществующим именем?

Названое животного - в принципе несет в себе смысл отражения собственного бессознательного поведения и оценки себя. Но из практических соображений, для того, чтобы не запутаться в анали­зе деталей, вводится правило - если сразу не возникает однознач­ных ассоциаций, лучше сбросить это значение.

2. Какими реальными существующими продуктами Ваше животное питается?

       Иерархия распределения ответов достаточно многообразна, од­нако наиболее оптимальный ответ - мясом и мясными продуктами. Смысл этого ответа находится в правильном понимании половой принадлежности и полового воспитания с детства. Человек получил достаточно полное представление о половых отношениях и готов к нормальному выполнению своей половой роли.

       Другая крайность ответов - человек не представляет из своего воспитания, что ему делать со своей половой принадлежностью. Он дает следующие варианты ответов: ничем, воздухом, травоядное, фруктами и овощами, молоком, насекомыми, рыбой и т.п. Мы при­мерно расположили по возрастающей варианты ответов от незна­ния до частичного знания.

3. Как размножается ваше животное?

Ответы на этот вопрос уже конкретно показывают степень на­личия и степень удовлетворения от половой жизни. Иерархия рас­пределения идет от живородящего, далее яйценосное, далее почко­вание, далее мечут икру, далее опыление, деление, через поглажи­вание и наконец полное неудовлетворение - никак не размножается.

4. Какой основной закон существует в мире, где живет ваше животное?

На этот вопрос человек, как правило, отвечает - какому закону он сам придерживается в жизни. Например, выживание сильней­шего или закон доброты и т.д. Иногда пациент демонстрирует вари­анты закрытых ответов • например, биологический или химический закон. Это пример сопротивления со стороны исследуемого и анализировать этот - ответ нет необходимости, в нем не заложена ника­кая информация, а только демонстрация сопротивления.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ последнего поля рисования - "Я • тест".

       Последнее поле рисования делится горизонтальными линиями на 4 примерно равных части и последовательно просят нарисовать: а) какое-нибудь растение, б) какое-нибудь животное; в) какой-нибудь неодушевленный предмет; г) человека.

       Этот тест относится к раз ряду. "Я- тест", в основе которых ле­жит известное отождествление себя с различными представителями животного и иного мира, по принципу принадлежности себя харак­терологически к тому или иному виду животных и предметов. Эти символы человек несет внутри себя, и инструкция активирует тот образ, который на сегодняшний день отвечает личностному пред­ставлению человека о себе. И рисует он этот образ только потому, что чувствует соотносимость себя и психологического образа того животного или предмета, который ближе всего отвечает его сегод­няшнему состоянию.

а) Нарисуйте какое-нибудь растение.

Как правило, человек рисует >гот образ растения, который, по его мнению, отвечает его личности. Прежде всего, речь идет об 'уверенности в себе и своей самооценке. Самая высшая самооценка относится к образу - розы. Самая низшая оценка - образ ромашки. Между ними расположены все остальные цветы, со своими специ­фическими психологическими характеристиками. Для лучшего по­нимания этих характеристик врач должен про себя произнести следующую фразу "Я - роза" и попытаться из реального представ­ления, где растет это растение, описать те условия, при которых это происходит. Как правило, ответы достаточно однозначные и не предполагают различных ассоциаций.                        

В обязательном порядке необходимо добиваться различными мягкими методами, чтобы рисующий дал название этому растению -не просто цветок, а конкретное название этому растению, и напи­сал его рядом с нарисованным образом.

       Самая низкая самооценка нами встречалась у детей к обозна­чала траву, при наличии этого символа психотерапия сверхобязательна. При проведении психотерапевтического воздействия отме­чалось следующее изменение последовательности символов: трава кустарник - ромашка. Эта последовательность символов говор;, выходе ребенка из псих логического тупика в развитии ' пер. к нормальному реагированию.

Множество вносил цветов • детское поведение, символы в бессоз­нательном еще не уст-: злись. В психотерапии благоприятный  момент для формирования необходимых черт характера, методе бора.

б) Нарисуйте какое-нибудь животное.

Этот фрагмент "Я - тест" относится тоже к личности говорящего, но обозначает его поведенческий уровень. Обычно в бессознательном, человек отождествляет себя с разными психологически близкими к себе - животными, в результате ли собственного, или под влиянием постоянных замечаний окружающих, .;., постепенно человек идентифицирует себя с животным, во многом психологически повторяющим те черты характера, которые свой­ственны рисующему. Инструкция до такой степени индифферентна и эмоционально не заряжена, что в ответ на ее предъявление реагирует только тот образ, который эмоционально наполнен и не тре­бует дополнительного стимулирования. Он "выскакивает" из f -.г сознательного при первом требовании. Для этого и применяю-, с л инструкции максимально нейтральные для личности. В обязатель­ном порядке необходимо просит:  название животному, это домашнее животное, необходимо дать ему кличку.

Собаки в меньшей степени символ домашности, ко в добавление к нему еще и символ зашиты дома. Противоречие между рисованным животным к его кличкой моржет быть огромным, например, нарисована болонка, а кличка у нее Трезор. Несоответствие внешнего вида и поведения, вводит в заблуждение, не только окружающих, но и самого автора рисунка.

В этом рисунке может быть изображено все многообразие, животного мира. Львы, лошади, свиньн, змеи, рыбы, лягушки коровы, зайцы, кролики и т.п. Для понимания сути нарисованного врач проговаривает про себя следующую фразу "Я - такое-то животное" и рассматривает это животное с позиции реального места обитания, поведения и определенной народной мифологизации. Например.

Лев - явление хитрое и коварное, другого из мифологизации трудно себе представить.

Заяц или кролик • явление страхового характера, постоянно боит­ся всех и каждого.

Змея • несет в себе смысл холодности, коварности и наличия ядовитых зубов.

Медведь - несет в себе смысл неуклюжести и доброты. В неко­торых символах животных проявляется двойной смысл, который тоже необходимо привязывать к конкретному человеческому пове­дению.

Лошадь • в этом символе может быть два смысла - как явление постоянной работы или рабочая лошадь, второй смысл - скаковая лошадь, что требует своего уточнения.

в) Нарисуйте какой-нибудь неодушевленный предмет.

       В этом задании представлен. символ образа личности, к кото­рому относит себя рисующий. Основной стержневой образ - основа личности.

Предмет, с которым идентифицирует себя испытуемый, может быть совершенно разным. Это связано прежде всего с отражением вовне внутренних бессознательных проблем. Это какие-нибудь часто встречаемые изображения.

       Книга • к ж идентификация себя с книжными знаниями, что ес­тественно входит в противоречие с реальной жизнью.

       Самолет, пароход, машине и т.д. связан с вектором движения, ко­торый обозначился в бессознательном. Характер и скорость пере­движения по этому вектору связаны с изображенным объектом.

       Часы - острое ощущение, что уходит время, особенно если при этом показаны стрелки, анализу подлежит и время указанное на часах. В психотерапевтической практике особое внимание - пациент находится в подростком состоянии и возможны импульсивные дей­ствия.

       Камень - как явление твердости, неприступности, непоколеби­мости в отношении своей личности.                              

       Ручка, карандаш - связаны с фаллическим изображением, чисто половой проблемы. Главное - определить, в каком направлении острие карандаша, - вниз или вверх. Если вниз, то проблема связа­на с элементами ощущения половой слабости, если вверх, то про­блема связана с недостаточно активным использованием половых сил.                                                                                 Чешке, кувшин, вазе и т.п.- связано с вагинальными признаками отражения. Если это рисует женщина, то она всем напоминает, конечно, бессознательно, что у нее есть вагинальные признаки; если мужчина, то он постоянно думает о вагинальных символах. Если мужчина рисует карандаш, опущенный острием вниз, - про­блемы с половой Функцией. Острием вверх - напоминание всем, что у него есть фаллический символ. Если это женщина, то это говорит о желании иметь в своем распоряжении фаллический символ, она о нем думает и переживает.

       Одним словом, понимание сущности бессознательных образов в этом разделе связано с прямыми ассоциациями от этого предмета.

г) Нарисуйте человека.

Как правило, рисуют себя или значимого для личности челове­ка.

Основа интерпретации такая же, что и на рисунке "человек". Здесь добавляются только проективные вопросы.

1. Кто это? - по полу.                      -

2. Сколько ему или ей лет?

3. Кем работает или чем занимается?

Это основные вопросы, однако, к этому рисунку можно зада­вать бесчисленное количество их, в зависимости от интереса.

Этот рисунок, как правило, символизирует самого рисующего и ответы, находятся в области отражения бессознательного желания этого человека, или это отображение конкретного положения на сегодняшний день, или свидетельство желания пациента стать кем-тo.

       Иногда, в психотерапевтической практике, встречается ин­тересное отражение мгновенно образующегося трансфера на вра­ча. И ответы характеризуют этот объект трансфера. Профессия врач, возраст - 40-45 лет. У некоторых пациентов этот трансфер настолько сильный и эмоционально заряженный, что они и в ка­честве образа берут попытку нарисовать врача.

Это проявление высшего отражения возникшего эмоционально­го контакта между врачом и пациентом.

       Достаточно часто женщины рисуют своих любимых детей, в которых они видят смысл своей жизни, что, в свою очередь, яв­ляется предпосылкой будущих эмоциональных переживаний.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ.

       Иногда в психотерапевтической практике возникает необходи­мость определения символа болезни, который пациент несет внутри себя. Мы предлагаем два рисунка, основанных на представлении пациента о своей болезни н своем выздоровлении.

1. Нарисуйте картину "Я и моя болезнь".

2. Нарисуйте картину "Я выздоровел".

       Эти два рисунка как бы дополняют знание врача о болезни па­циента. . При рисовании данных заданий возникают очень ин­тересные ситуации, когда мы применяем массу энергии, методов и времени, а у пациента даже несформирована идея болезни, он ее себе даже не представляет. В качестве примера приведем два слу­чая.

1.Девочка, 9 лет, ночной энурез, при предъявлении задания "Я и моя болезнь" рисует: горшок рядом с чистой постелью, без чело­века, таз невдалеке и там находится белье, себя она не рисует. Объяснение: это моя кровать и белье, которое мама стирает. На вопрос, а где же ты? Наступает 2,5 минутный "паралич ассоциа­ций", девочка молчит, наконец говорит: "А я уже встала". Это при­мер показывает, что прежде чем приступать к психотерапии раз­личных расстройств, необходимо все же выяснить" как пациент воспринимает себя в своей болезни и вообще эту пресловутую бо­лезнь. До этого ребенок в течении года лечился от энуреза. При­чем, непонятно было, от чего ребенка лечили, прежде всего самому ребенку. У него отсутствовал в бессознательном символ болезни. И все наши терапевтические мероприятия как бы проходили мимо ее сознания, и ее бессознательного. После выяснения этого обстоя­тельства осталось провести небольшую работу, сформировать сим­вол того, что с ней происходит, и сформировав его, только тогда уже применять наши терапевтические методы, направленные на разрушение болезненного реагирования и формирование в бессоз­нательном символа здоровья, а определение формирования здоровья идет через рисунок "я выздоровел".

2. Молодой человек, 29 лет, половая слабость. Невозможность начать в связи с этим половую жизнь. При предъявлении задания мы уточняем основное его расстройство и просим нарисовать поло­вой акт. Пациент после 3-минутного объяснения своего неумения рисовать, рисует мужчину в полный рост вертикально у левой сто­роны листа, на противоположном конце листа рисует женщину в полный рост, вертикально. В бессознательном, таким образом, от­сутствует представление о половом акте, несмотря на то, что роль­ного пользовали в течении 10 лет, различными методами и терапии, и психотерапии. И все наши методы ушли, как вода в песок, без какой-либо задержки в бессознательном пациента. Так можно ле­читься и всю жизнь, ведь объект воздействия не определен прежде; всего для самого пациента. Он не осознает, против чего борется в бессознательном, там нет представления о болезни.

       Таким образом, прежде чем приступать к терапии, необходимо выяснить, как пациент представляет себе свою болезнь. Выздоро­вление начинается с четко поставленной проблемы, а если этой четкости у него нет в бессознательном, то о каком лечении вообще можно говорить.                             

       Та же самая проблема возникает при лечении. Прежде чем до­стичь каких-то результатов, необходимо поинтересоваться, а су­ществует ли тот образ выздоровления, к которому мы призываем пациента. Если его нет в бессознательном, то к чему же мы стре­мимся? Отсюда и вывод о необходимости анализа бессознательных представлений пациента о своем месте в болезни, и вообще о бо­лезни. Ориентировка только на сознательный компонент отношения пациента к болезни - это прошлый век, наши пациенты, как правило, все хотят вы вылечиться, но как это сделать, представляют очень мало людей. И лечение состоит, прежде всего, в выяснении, а несет ли он это выздоровление в своих бессознательных представлениях.

       Для определения отношения пациента к своему выздоровлению мы просим нарисовать картину "Я выздоровел", что дает нам в руки понимание того, что понимает пациент за словом "выздоровел" или •не понимает. Уже исходя из полученной информации строится так­тика и стратегия поведения психотерапевта. Либо надо подтвердить существующий в бессознательном пациента образ выздоровления, либо этот образ создать и только тогда переходить к активным пси­хотерапевтическим мероприятиям.

       Противоречие между тем, что нам сознательно говорит пациент и тем, что у него представлено в бессознательных образах и симво­лах, - это и создает предпосылки для хронификацни болезненного процесса, при условии, если мы не интересуемся представленным в бессознательном.

       Для задач выяснения символов бессознательной жизни, рису­ночные прогностические методики являются основополагающими, т.к. позволяют за короткое время выяснить образы и символы бес­сознательного с большой долей вероятности. А поскольку мы при­меняем не один рисунок, а 8 полей рисования, знание о бессозна­тельных символах приобретает огромное обоснование и значимость тем, что перекрещивающиеся символы и их повторяемость дает нам основание говорить об укоренившемся представлении пациента о различных сторонах поведения и самоощущении в различных си­туациях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...