Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ к рисунку ДЕРЕВО.




       Количество задаваемых вопросов может быть неограниченно, однако в нашей практике отработаны ключевые вопросы, помо­гающие психотерапевту получить информацию направленно, и дающие возможность обойти сопротивление пациента. •

1. Дайте название этому дереву из существующих? Прежде чем, понять смысл названия, для психотерапевта необходимо как бы поставить себя на место пациента и сказать себе - "Я - дерево (береза, липа, сосна и т.п.)". В этот момент попытаться уловить ассоциации вызывающие это название, причем поиск ассоциаций должен происходить из жизненных впечатлений и конкретных ре­альных описаний. Не надо искать ассоциацию, якобы спрятанную в глубине; как правило, ассоциации связаны с реальными жизненны­ми впечатлениями человека. Это одна из особенностей интерпрета­ции рисуночных методик. Символы и ассоциации всегда находятся на поверхности. Только надо на них обращать внимание и не отбра­сывать их как несущественные. Вот несколько ассоциации, которые отработаны в клинике пограничных состояний.

       Берем несет в себе смысл сниженной самооценки, простоты ,у своего существования и близости к никчемности по сравнению с другими людьми.

Лика • от слова липнуть, прилипать к кому-нибудь или чему-нибудь.

Палим • смысл этого дерева, как и фикуса, связан с экзотичность и особенностью условий существования, которые необходимо создавать этой личности. Пальма - желание путешествовать в экзо­тические места.

Плакучая ива - недостаток или отсутствие смелости, отчаяние, мотивированное или немотивированное жизненными событиями.

Сосна, ель, лиственница - несут в себе смысл защитного характе­ра, т.к. у этих деревьев колются их иголки и т.д.; как правило Лица, изображающие эти рисунки, склонны к доминированию, у них вы­ражены организаторские способности и достаточно выражена ак­тивность действии

Дерево изображенное в виде упрощенное схемы • ствол и крона -стремление к философствованию

Таким образом ассоциации, которые необходимо анализировать, связаны с названием дерева, условиями его произрастания и обита­ния. Все эти символы отработаны на людях нашей культуральной среды и средней полосы г осени. Для людей из иных климатиче­ских, культуральных и природных условий значение символов мо­жет меняться на прямо противоположные.

2. Сколько лет тому дереву? Смысл этого вопроса находится в понимании возраста испытуемого. На каком возрасте он бессозна­тельно ощущает свою личность? Противоречия реального возраста и бессознательной оценки его, а также поведения  может быть ог­ромной. Например, исследуется 40-летняя женщина, а в ответ на возраст дерева отвечает - 10 лет. Противоречие этих составляющих может быть показательным в манере поведения. В стрессовых си­туациях для этой женщины - сексуального общения - от нее ожи­дают опыта 40-летней женщины, а она начинает демонстрировать манеру поведения 10-летней девочки, что вызывает раздражение у ее партнера. И пока она не осознает подобное противоречие, эта женщина постоянно будет сталкиваться с неправильной и противо­речивой оценкой своей личности. Иногда у женщин преобладают, как форма определенной компенсации, концентрация на своих детях

— тогда возраст 10 лет характеризует их детей или внуков.

3. Какая погода стоит на рисунке? Противоречие, определяемое этим вопросом, может перевернуть все предыдущие аналитические заметки, связанные с клинической картиной пациента. Например, пациент жалуется нам на депрессивные проявления, на слезливость и нежелание ничего делать. Логика нам подсказывает.«- то и погода

-Должна быть- соответствующей - т.е. пасмурной. А в ответ на этот вопрос пациент отвечает - погода на рисунке "его личности" - солнечная. И сразу же наш анализ клинической картины можно вы­брасывать в корзину. Пациент, что-то скрывает от врача, или даже от самого себя, иногда не отдавая себе отчет в этом. Выявленное  противоречие между клинической картиной и оценкой его в бессоз­нательном пациента - требует срочного выяснения, т.к. от этого - будет зависеть направленность психотерапии. Врач должен решить для себя основной вопрос для чего пациент пришел к врачу. Причем, выяснение у пациента должно быть непрямым, иначе пациент  обидится показанным недоверием и уйдет к другому врачу. Это выяснение врач должен проводить сам и об этом пациенту не до­кладывать. В конечном итоге работа врача и состоит в том, чтобы выявить противоречия пациента и устранять их своими терапевти­ческими действиями.

4. Вот если бы это дерево превратилось в человека, то кто бы это был? Та же самая ситуация выяснения значимого человека для иссле­дуемого, как и в проективных вопросах к рисунку ДОМ. Те же зако­номерности скрываемые или неосознаваемые для личности люди.

5. Сколько ему или ей лет?

6. Кем она или он работает?

7. Кого любит?                   '

8. Кого не любит?

       Таким образом, после заданных вопросов у психотерапевта на­капливается материал, состоящий из осознанных, частично осознанных, скрываемых и полностью неосознаваемых переживаний личности пациента, которые уже дают возможность начать метод управления "ущемленными ассоциациями" и выстраивать как стра­тегию, так и тактику психотерапевтических воздействий.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...