Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЕКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ к рисунку ДЕРЕВО.
Количество задаваемых вопросов может быть неограниченно, однако в нашей практике отработаны ключевые вопросы, помогающие психотерапевту получить информацию направленно, и дающие возможность обойти сопротивление пациента. • 1. Дайте название этому дереву из существующих? Прежде чем, понять смысл названия, для психотерапевта необходимо как бы поставить себя на место пациента и сказать себе - "Я - дерево (береза, липа, сосна и т.п.)". В этот момент попытаться уловить ассоциации вызывающие это название, причем поиск ассоциаций должен происходить из жизненных впечатлений и конкретных реальных описаний. Не надо искать ассоциацию, якобы спрятанную в глубине; как правило, ассоциации связаны с реальными жизненными впечатлениями человека. Это одна из особенностей интерпретации рисуночных методик. Символы и ассоциации всегда находятся на поверхности. Только надо на них обращать внимание и не отбрасывать их как несущественные. Вот несколько ассоциации, которые отработаны в клинике пограничных состояний. Берем несет в себе смысл сниженной самооценки, простоты ,у своего существования и близости к никчемности по сравнению с другими людьми. Лика • от слова липнуть, прилипать к кому-нибудь или чему-нибудь. Палим • смысл этого дерева, как и фикуса, связан с экзотичность и особенностью условий существования, которые необходимо создавать этой личности. Пальма - желание путешествовать в экзотические места. Плакучая ива - недостаток или отсутствие смелости, отчаяние, мотивированное или немотивированное жизненными событиями. Сосна, ель, лиственница - несут в себе смысл защитного характера, т.к. у этих деревьев колются их иголки и т.д.; как правило Лица, изображающие эти рисунки, склонны к доминированию, у них выражены организаторские способности и достаточно выражена активность действии Дерево изображенное в виде упрощенное схемы • ствол и крона -стремление к философствованию Таким образом ассоциации, которые необходимо анализировать, связаны с названием дерева, условиями его произрастания и обитания. Все эти символы отработаны на людях нашей культуральной среды и средней полосы г осени. Для людей из иных климатических, культуральных и природных условий значение символов может меняться на прямо противоположные. 2. Сколько лет тому дереву? Смысл этого вопроса находится в понимании возраста испытуемого. На каком возрасте он бессознательно ощущает свою личность? Противоречия реального возраста и бессознательной оценки его, а также поведения может быть огромной. Например, исследуется 40-летняя женщина, а в ответ на возраст дерева отвечает - 10 лет. Противоречие этих составляющих может быть показательным в манере поведения. В стрессовых ситуациях для этой женщины - сексуального общения - от нее ожидают опыта 40-летней женщины, а она начинает демонстрировать манеру поведения 10-летней девочки, что вызывает раздражение у ее партнера. И пока она не осознает подобное противоречие, эта женщина постоянно будет сталкиваться с неправильной и противоречивой оценкой своей личности. Иногда у женщин преобладают, как форма определенной компенсации, концентрация на своих детях — тогда возраст 10 лет характеризует их детей или внуков. 3. Какая погода стоит на рисунке? Противоречие, определяемое этим вопросом, может перевернуть все предыдущие аналитические заметки, связанные с клинической картиной пациента. Например, пациент жалуется нам на депрессивные проявления, на слезливость и нежелание ничего делать. Логика нам подсказывает.«- то и погода -Должна быть- соответствующей - т.е. пасмурной. А в ответ на этот вопрос пациент отвечает - погода на рисунке "его личности" - солнечная. И сразу же наш анализ клинической картины можно выбрасывать в корзину. Пациент, что-то скрывает от врача, или даже от самого себя, иногда не отдавая себе отчет в этом. Выявленное противоречие между клинической картиной и оценкой его в бессознательном пациента - требует срочного выяснения, т.к. от этого - будет зависеть направленность психотерапии. Врач должен решить для себя основной вопрос для чего пациент пришел к врачу. Причем, выяснение у пациента должно быть непрямым, иначе пациент обидится показанным недоверием и уйдет к другому врачу. Это выяснение врач должен проводить сам и об этом пациенту не докладывать. В конечном итоге работа врача и состоит в том, чтобы выявить противоречия пациента и устранять их своими терапевтическими действиями. 4. Вот если бы это дерево превратилось в человека, то кто бы это был? Та же самая ситуация выяснения значимого человека для исследуемого, как и в проективных вопросах к рисунку ДОМ. Те же закономерности скрываемые или неосознаваемые для личности люди. 5. Сколько ему или ей лет? 6. Кем она или он работает? 7. Кого любит? ' 8. Кого не любит? Таким образом, после заданных вопросов у психотерапевта накапливается материал, состоящий из осознанных, частично осознанных, скрываемых и полностью неосознаваемых переживаний личности пациента, которые уже дают возможность начать метод управления "ущемленными ассоциациями" и выстраивать как стратегию, так и тактику психотерапевтических воздействий. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |