Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Маркес Габриэль Гарсиа (1928). Колумбия.
Формирование философско-эстетических взглядов. Колумбийская провинция и тема одиночества в ранней новеллистике («Полковнику никто не пишет»). Мотивы социального протеста. «Сто лет одиночества» как обобщение судьбы латиноамериканского континента. Национальная мифологема одиночества. Макондо как земля обетованная. Родовые и общечеловеческие закономерности в хронике жизни Буэндиа. Проблемы смены поколений и цивилизаций; исторического и метафизического времени. Особенности поэтики романа; соединение возвышенного и низменного, комического и трагического, «карнавал» в романе. Мифологические и библейские аллюзии. Коллективное сознание и власть в романе «Осень патриарха». Миф о власти и образ диктатора. Тоталитаризм и механизм вождизма. Категория времени в романе; время историческое и метафизическое. Особенности поэтики. Япония Литературный мир Японии XX века. Основные философские и эстетические концепции в Японии XX века. Особенности национального менталитета. Проблема традиции и новаторства. Характер развития японской художественной прозы. Акутпагава Рюноскэ (1927-1982). Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние западноевропейской культуры. Протест против натуралистических тенденций в литературе. Опора на гротеск, фантастику, неожиданность и парадоксальность образов и сюжетов. Интерес к человеческой природе, психике, подсознанию человека. Человек как микромир. Тема творчества в новелле «Муки ада». Добро и зло в этической системе Акутагавы. Мифологема одиночества в новелле «Ад одиночества». Мотив душевного страдания в новелле «Жизнь идиота». Пантеистические мотивы в новелле «Как верил Бисэй». Единосущность человека и природы в мировоззрении Акутагава. Особенности поэтики. Кавабата Ясунари (1899-1972).Влияние японской классики и западной литературы на Кавабата. Отражение японской эстетики в творчестве. Влияние буддизма на мироощущение писателя. Отражение гармонии человека и мира в романе «Снежная страна». Образ Симамура и Комако. Традиция и ритуал в романе «Тысячекрылый журавль». Отражение мироощущения японцев в чайной церемонии «тядо». Основные идеи романа «Стон горы». Роль символов, поэтических аллюзий, реминисценций в романе. Тонкость психологического анализа. Влияние эстетических воззрений дзэн. Красота, нравственность и добро в этической системе Кавабата. Поэтизация природы как совершенной красоты и органического единства мира. Концепция времени в романе. Вечность и миг. Особенности поэтики. Лаконичность выразительных средств и усложненность подтекста. Мисима Юкио (1925-1970).Формирование эстетической концепции. Влияние западной культурной традиции. Проблема формирования личности в романе «Исповедь маски». Элементы автобиографизма в образе К. Хираока. Культ безобразного и страшного. Образ святого Себастьяна - символ связи молодости, красоты, физических мук. Мисима и Д'Аннун-цио. Роман «Золотой храм» как эстетический манифест Мисимы. Анализ природы Прекрасного в романе и его влияния на личность. Образ монаха Мидзогути. Золотой Храм как символ и средоточие красоты мироздания. Смерть и Красота. Жажда уничтожения Прекрасного ради обретения реальной жизни. Метафоричность прозы. Эротика и Смерть в новелле «Патриотизм». Оэ Кэндзабуро (1935).Социально-политическая и этическая проблематика творчества. Отражение духа нации в человеке. Проблема оторванности от корней, самотождественности и подлинной экзистенции в романах «Опоздавшая молодежь» и «Футбол 1860». Идея дисгармоничности мира. Образы Мицу и Така. Проблема насилия и жестокости в романах. Идея жертвенности. Античеловек и природа. Идея спасения человечества в романе «Записки пинчраннера». Парадоксальность и фантастичность сюжетной ситуации в романе. Метафора превращения Мори и его отца. Притчевое начало и его отражение на всех уровнях романа. Семантика имен - Справедливец, Добровольный арбитр, Патрон. Соединение ирреальности и достоверности. Проблема идентификации. Толпа и личность, современное молодежное сознание в интерпретации К. Оэ Левый экстремизм и молодежное движение. Особенности поэтики, тотальная ирония, парадоксальность, гротесковость. Абэ Кобо (1924-1993).Особенности философской и эстетической позиции. Обостренный интерес к психологии, к внутреннему миру героев. Сочетание западного экзистенциализма и национальной философской традиции в романе «Женщина в песках». Проблема свободы выбора. Идея одиночества, отчужденности от мира. Символика песка и воды. Нравственно-философская идея романа «Чужое лицо». Диалектика взаимосвязи лица и души, лица и маски и ее решение в романе. Проблема духовного одиночества и поиски выхода из кризиса в романе «Человек-ящик». Философия «человека-ящика». Взаимоотношения социума и человека. Ящик как аллегория внутренней свободы. Образ женщины как отражение первозданности мира. Роль вставных новелл, заметок в романе. Особенности поэтики романов: символика, динамичность сюжета, детективные элементы, лапидарность стиля.
Вопросы для самопроверки 1. «Магический реализм» в творчестве Г.Г. Маркеса. «100 лет одиночества» — обобщение латиноамериканской жизни в метафорической форме 2. Художественный и социальный смысл «игры» в романе Х. Картасара «Игра в классики» 3. Природа художественного восприятия в творчестве Х.Л.Борхеса 4. Поэтика интертекстуальности в творчестве У.Эко. Особенности сюжетно-композиционной организации романа «Имя розы» 5. Отражение мироощущения японцев в творчестве Ясунари Кавабаты и Кобо Абэ
Литература 1. Рейнголд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У. Эко. - «Иностранная литература». 1994, № 4. 2. Земсков Н. Г. Г. Маркес. - М., 1989. 3. Зюкова Н. С. Алехо Карпентьер. - Л., 1982. 4. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман, 50-60-е годы. - М. 1976. 5. Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки XX века. - М., 1976. 6. Писатели Латинской Америки о литературе. - М., 1982. 7. Тертерян И. Человек мифотворящий. - М., 1988. 8. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. - М., 1976. 9. Эпштейн М. Парадоксы новизны. - М., 1988. 10. Воронина И. А Классическиий японский роман. - М., 1981. 12. Глускина А. Е Заметки о японской литературе и театре. - М., 1979. 13. Гривнин В. С. Акутагава Рюноскэ. Жизнь. Творчество. Идеи. М., 1980. 14. Гривнин В. С. Японская литературная критика конца 70-х-начала 80-х в оценке японских критиков. - Ежегодник «Япония», 1983. 15. Григорьева Т. Японская литература XX века. - М., 1983. 16. Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. - М., 1979. 17. ГришелеваЛ.Д., ЧегодарьН. И. Культура послевоенной Японии. М., 1981. 18. Долин А. А. Очерки современной японской поэзии. - М., 1984. 19. Завадская Е В. Культура Востока в современном западном мире. - М., 1977. 20. Конрад Н. И. Запад и Восток. - М., 1974. 21. Конрад Н. И. Японская литература. - М., 1974. 22. Рехо К. Современный японский роман. - М., 1977. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Для успешной подготовки к практическим занятиям необходимо прочесть произведения художественной литературы, соответствующие темам разделы в учебниках, учебных пособиях. Это поможет осветить предложенные на практические занятия темы. Тема 1. Литература Франции 1. Эстетика и менталитет 20 века. Основные художественные и философские направления. 2. Эстетика модернизма. Модернизм как культорологическая категория и тип творческого мировидения. 3. Эстетика сюрреализма. А.Бретон. Первый манифест сюрреализма. 4.Драматургия Ж.Ануя (Антигона. Жаворонок. Медея. Орест. Дикарка). 5.Творчество Г. Аполинера. Алкоголи. Каллиграмы. 6.Творчество С.Беккета (В ожидании Годо. Моллой. Мэлон умирает). 7.Творчество Э. Ионеско. Театр абсурда (Лысая певица. Носороги. Белое и черное. Между сном и сновидением). 8. Творчество А.Камю (Миф о Сизифе. Посторонний. Чума). 9. Творчество М. Пруста (В поисках утраченного времени). Художественное новаторство. Особенности психологизма. 10. Жизнь и творчество Ж.-П. Сартра ( Тошнота. Стена. Мухи. Слова. Дьявол и Господь Бог). 11. Особенности творчества Н. Саррот(Золотые плоды. Вы слышите их?) 12. Базен. Э. (Змея в кулаке. Супружеская жизнь. Счастливцы с острова Отчаяния. Смерть лошадки. Крик совы. История одного развода) 13.Де Сент-Экзюпери А. Этическое, эстетическое и философское содержание сказки «Маленький принц». 14.Жид А. Фальшивомонетчики. Имморалист. Тесные врата. 15.Мартен дю Гар. Семья Тибо. 16. Мориак Ф. Клубок змей. Мартышка. Тереза Дескейру. 17.Роллан Р. Очарованная душа. 18.Саган Ф. Немного солнца в холодной воде. Рыбья кровь. Литература 4. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и 20 век. М., 1994. 5. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980. 6. Он же. Марсель Пруст. – М., 1068 7. Он же. Современная литература Франции, 60-е годы. – М., 1977. 8. Он же. Сюрреализм. – М., 1972. 9. Балашова Т.В. Французская поэзия 20 века. – М., 1982. 10. Она же. Эрве Базен и пути психологического французского романа. – М., 1987. 11. Великовский С.В. В поисках утраченного смысла. – М., 1979. 12. Он же. Грани «несчастного сознания». – М., 1973. 13. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. – М., 1987. 14. Долгов К.М. От Крегьегора до Камю: философия. Эстетика. Культура. – М., 1990. 15. Достояние современного реализма. – М., 1973. 16. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. – Киев, 1991. 17. Кирнозе З. Французский роман 20 века. – Горький, 1970. 18. Мамардашвили М. Лекции о Прусте: психологическая топология пути. М., - 1995. 19. Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1983. 20. Наркирьер. Французский роман наших дней. – М., 1980. Тема 2. Литература Германии, Австрии, Швейцарии Литература Германии 1.Основные положения эпического театра Б. Брехта (Мамаша Кураж и ее дети. Галилео Галилей. Добрый человек из Сезуана) 2. Эффект отчуждения в театре Б.Брехта и способы его создания. 3. Творчество Э.М Ремарка (На Западном фронте без перемен. Три товарища. Триумфальная арка). 4. Эпическое в произведениях Т. Манна (Лотта в Веймаре. Доктор Фаустус. Волшебная гора) 5.Творчество Г.Белля (Где ты был, Адам? Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна). 6.Мифологичность прозы К.Вольф (Расколотое небо. Кассандра. Медея. Авария). Особенности концепции истории. Жанр притчи. 7.Творчество Г.Э. Носсака (Интервью со смертью. Дело д*Артеза. Украденная мелодия) 8.Реализм прозы З. Ленца Литература 1. Гуляев Н,А., Шибанов И.П. и др. История немецкой литературы. – М., 1975. 2. Затонский Д. Художественные ориентиры 20 века. – М., 1988. 3. История литературы ГДР. – М., 1982. 4. История литературы ФРГ. – М., 1980. 5. Карельский А. От героя к человеку. – М., 1990. 6. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900 – 1946. – М., 1982. 7. Пашигорев. В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе 18 – 20 веков. – Саратов, 1993. 8. Русакова А. Томас Манн. – Л., 1975. 9. Федоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. – М., 1981. 10. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М., 1965. 11. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. – М., 1966. Литература Австрии 1.Ф. Кафка. Концепция мира и человека в романах «Замок», «Процесс». Особенности поэтики. 2. Идея тотальной отчужденности личности в новелле «Превращение». 3. Творчество С.Цвейга. Литература 1. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. – М., 1975. 2. Гарин И. Пророки и поэты. – М., 1992. 3. Днепров В. Д. Идеи времени и формы времени. - Л., 1980. 4. Он же. Черты романа 20 века. - М., Л., 1965. 5. Затонский Д.В.Австрийская литература в 20 столетии. – М., 1984. 6. Он же. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М., 1965. 7. Зусман В.Г. Художественный мир Кафки: малая проза. – Нижний Новгород, 1996. Литература Швейцарии 1.Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер. 2. Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. Авария. 3.Фриш М. Дон Жуан или Любовь к геометрии. Литература 1. Затонский Д.В. Зеркала искусства. – М., 1975. 2. Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. – Тбилиси, 1984. 3. Литература Швейцарии. – М., 1967. 4. Павлова Н.С. Фридрих Дюрремант. – М., 1967. 5. Седельник В.Д. Герман Гессе и швейцарская литература. М., 1970. Тема 3. Литература Великобритании 1. Творчество У. Голдинга (Повелитель мух) 2. Творчество Дж.Джойса (Улисс) 3. Антиутопия «1984» и притча «Скотный двор» Дж. Оруэлла. 4. Э. Берджес. Механический апельсин. 5. И.Во. упадок и разрушение. Мерзкая плоть. Пригоршня праха. 6. А. Мердок. Дикая роза. Черный принц. 7.Творчество Толкиена 8. П. Акройд. Завещания Оскара Уайльда. Дом доктора Ди. Процесс Элизабет Кри. 9. В. Вульф. Комната Джейкоба. 10. Д. Фаулз. Коллекционер. Башня из черного дерева. Волхв. 11.Д. Брейн. Путь наверх. Жизнь наверху. 12. Г. Грин и его «гринландия». 13. Д.Г. Лоуренс. Любовник леди Чаттерлей. 14. С. Моэм. Луна и грош. Театр. Острие бритвы. 15. Т.С. Элиот. Бесплодная земля. Полые люди. Опоссумова книга практических котов. Литература 1. Английская литература 1945 – 1980. – М., 1987. 2. Аникин Г.В. Английский роман 60-х годов 20 века. – М., 1982. 3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985. 4. Башманова Н.И. Английский модернизм: психологическая проза. – Ярославль, 1993. 5. Ивашева В.В. Литература Великобритании 20 века. – М., 1984. 6. Судленкова О.А., Кортес Л.П. Сто писателей Великобритании. – Минск, 1997. 7. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986. Тема 4. Литература США 1.Д. Стейнбек. Гроздья гнева. 2.Дж.Сэлинджер. Над пропастью во ржи. 3.Ф.С. Фицджеральд. Ночь нежна. Великий Гэтсби. 4. У.Фолкнер. Особняк. Медведь 5.Э. Хемингуэй 6. Д. Апдайк. Кролик, беги! Кентавр. Функция мифа в романе. 7. Т. Уайльдер. Теофил Норт. 8.К. Воннекут. С. Кинг. С. Беллоу. 9. Т.Уильямс. Трамвай «Желание» Литература 1. Анастасьев Н.А. Творчество Э. Хемингуэя. – М., 1981. 2. Галинская И.П. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Д. Сэлинджера. – М., 1975.Засурский Я.Н. Американская литература 20 века. – М., 1984. 3. Зверев А. Модернизм в литературе США. – М., 1979. 4. Злобин Г.П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы 20 века. – М., 1985. 5. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза 20 века – М., 1972. 6. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. – М., 1969. 7. Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. – М., 1980. 8. Писатели США. Краткие творческие биографии. – М., 1990. 9. Старцев И. От Уитмена до Хемингуэя. – М., 1072. 10. Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. – М., 1967. Тема 4. Литература Италии, Латинской Америки Литература Италии 1.Эко У. Имя розы. Маятник Фуко. Средние века уже начались. Литература 1. История итальянской литературы 19 – 20 веков. – М., 1990. 2. Кин Ц. Миф, реальность, литература. Итальянские заметки. – М., 1968. 3. Рейнголд С. «Отравить монаха», или человеческие ценности по У.Эко. – «Иностранная литература». 1994. №4. Литература Латинской Америки 1. Амаду Ж. Генералы песчаных карьеров. 2. Борхес Х.Л. Вымыслы. Хитросплетения. Всеобщая теория бесчестья. Алеф. Сообщение Броуди. Сад расходящихся тропок. 3. Карпентьер А. Царство земное. Век просвещения. 4. Картасар Х. Выигрыши. Игра в классики. 5. Маркес Г.Г. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества. Осень патриарха. Литература 1. Земсков Н.Г. Маркес. – М., 1989. 2. Зюкова Н.С. Алехо Карпентьер. – Л., 1982. 3. Мамонтов С.Л. Испаноязычная литература стран Латинской Америки 20 века. – М., 1976. 4. Тертерян И. Человек мифотворящий. – М., 1988. 5. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1976. 6. Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1988. Контрольная работа Студенты заочной формы обучения каждый семестр выполняют одну контрольную работу по дисциплине «История мировой литературы и искусства». Успешное выполнение контрольной работы возможно при серьезном, глубоком изучении теоретического материала и использовании рекомендуемых пособий и справочной литературы. Без чтения текстов художественных произведений выполнение работы невозможно. Контрольная работа охватывает основные разделы курса. Студент, не защитивший контрольную работу, к экзамену не допускается.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |